г. Москва |
|
18 сентября 2015 г. |
Дело N А40-217640/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2015
по делу N А40-217640/14, принятое судьей Иевлевым П.А. (9-1589)
по заявлению ООО "Старший Советник"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: Чуркин В.Э. по дов. от 12.12.2014;
от ответчика: Рубцова О.В. по дов. от 25.06.2015, Крылова Г.Г. по дов. от
30.12.2014, Веденяпина Ю.В. по дов. от 01.09.2015.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы удовлетворено заявление ООО "Старший советник" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по городу Москве в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012002:28, расположенного по адресу: г. Москва, пр. 2-ой Силикатный, вл. 14, оформленный письмом N 08/028/2014-835 от 25.09.2014.
На Управление Росреестра по городу Москве судом первой инстанции возложена обязанность не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Старший советник" путем внесения соответствующих изменений в записи ЕГРП на данный земельный участок.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Москве подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что при наличии в ГКН записи о том, что координаты характерных точек границ земельного участка определены, с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ, регистратором не могло быть принято положительное решение. Также указывает, что покупатель по договору купли-продажи земельного участка от 17.09.2008 N М-08-С00049 в одностороннем порядке изменил предмет указанного договора купли-продажи, правоустанавливающие документы, являющиеся основанием для увеличения площади земельного участка для государственной регистрации, не представлены.
Представитель Управления Росреестра по Москве в судебном заседании просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании и представленном отзыве на апелляционную жалобу поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ответ на обращение заявителя (вх. от 09.08.2014 N 77-77-08/028/2014-835) о внесении изменений в записи Единого государственного реестра прав земельный участок по адресу: г.Москва, 2-й Силикатный пр., вл. 14,) письмом от 25.09.2014 N 08/028/2014-835 Управление Росреестра по Москве сообщило об отказе в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012002:28, расположенного по адресу: г. Москва, пр. 2-ой Силикатный, вл. 14.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявлением.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п.10 ст. 33 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при изменении сведений об объекте недвижимого имущества, уточненные сведения о таком объекте вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта объекта с новыми сведениями о таком объекте.
В соответствии с пунктами 68, 69 Правил ведения ЕГ'РП, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 23.12.2013 N 765. в случае изменений в субъекте или объекте зарегистрированного права, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него (в том числе изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке), вносятся актуальные записи о соответствующих изменениях в основную запись подраздела ЕГРП. При этом прежняя запись с соответствующим описанием объекта недвижимости погашается.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:08:001202:28 является ранее учтенным земельным участком, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Свидетельства о государственной регистрации права N 665551.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 77:08:001202:28 от 11.04.2013 N 77/501/13-157240 следует, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ указанного земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ.
В целях внесения изменений в данные ЕГРП в части площади земельного участка, заявитель обратился с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Москве с приложением всех необходимых документов.
В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" допускается проведение государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением его границ в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Законом требований, не будет больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН. на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.
В настоящее время в связи с отсутствием в г. Москве утвержденных правил землепользования и застройки, предельные минимальные размеры земельных участков не установлены.
Таким образом, в силу указанной нормы для проведения кадастрового учета в связи с уточнением границ Земельного участка, его площадь, определенная при таком уточнении, должна быть не более чем на 10% больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН.
Как следует из представленных заявителем документов, площадь Земельного участка до уточнения его границ составляла 1147 кв.м., после - 1261 кв.м.
Таким образом, увеличение площади произошло на: 114 кв.м.; 10% от площади земельного участка, сведения о которой содержались в ГКН до уточнения его границ, т.е. от 1147 кв.м, составляет: 1147 * 0,1 = 114 кв.м.
Исходя из указанного, увеличение площади Земельного участка в связи с уточнением его границ произошло не более чем на 10% от площади, сведения о которой содержатся в данных ГКН, в связи с чем увеличение площади земельного участка при уточнении его границ произошло в параметрах, предусмотренных действующим законодательством, в частности плода. 1 п. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с действующим законодательством, в том числе с требованиями ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением площади и местоположения границ земельных участков не требуется предоставления правоустанавливающих документов, являющихся основанием для увеличения площади соответствующего участка, если это увеличение соответствует выше обозначенным требованиями подп. 1 п. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Довод ответчика об одностороннем изменении предмета договора купли-продажи земельного участка от 17.09.2008 N М-08-С00049, заключенного между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "СТАРШИН СОВЕТНИК", о необходимости выкупа участка площадью 114 кв.м. и представления на него правоустанавливающих документов несостоятелен.
Изменение конфигурации земельного участка по сравнению с той, которую он имел при заключении договора купли-продажи от 17.09.2008 N М-08-С00049. не влечет необходимости выкупа той части земельного участка, на которую он увеличился, и представления правоустанавливающих документов.
Из представленных заявителем документов следует, что уточнение площади происходило по границам земельного участка, уже находившегося в пользовании и владении заявителя, то есть без присоединения к нему городских земель, уточнены лишь фактические границы участка через уточнение координат характерных точек границ земельного участка. Эти границы согласованы со смежными землепользователями, что подтверждается соответствующим актом (л.д.95).
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявителем представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации внесения изменений и оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации является незаконным, вопреки доводам Управления Росреестра об обратном.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2015 по делу N А40-217640/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217640/2014
Истец: ООО "Старший Советник", ООО "Страший Советник"
Ответчик: Управление Росреестра, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве