г. Красноярск |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А33-25883/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" сентября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (товарищества собственников жилья "Озерное") - Михалёва Д.В., представителя по доверенности от 09.09.2015,
в присутствии Карсунцевой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Озерное" (ИНН 2463051221, ОГРН 1022402133170)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" июля 2015 года по делу N А33-25883/2014, принятое судьёй Фроловым Н.Н.,
установил:
товарищество собственников жилья "Озерное" (ИНН 2463051221, ОГРН 1022402133170) (далее - заявитель, ТСЖ "Озерное") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - административный орган, Служба) с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 30.09.2014 об отказе в занесении в реестр уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "10" июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неверно определил срок реализации выбранного решения, не учел порядок вступления в законную силу Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на период с 2014 по 2043 годы" (далее - Постановление N 709-п) в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края".
Заявитель полагает, что открытие банковского счета по истечении срока не является основанием для включения дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда. Указанный довод подтверждается сложившейся судебной практикой.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе заявитель указывает, что собственники помещений в спорных домах в установленные сроки избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета и поручили председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
К тому же, заявитель полагает, что в установленный законом срок администрация Октябрьского района г. Красноярска была уведомлена о способе формирования фонда капитального ремонта путем направления 06.08.2014 протоколов собственников помещений от 24.06.2014 и 25.06.2014, которыми был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 61, части 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя административного органа.
Представитель заявителя в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, приложенного к апелляционной жалобе, а именно: скриншота письма ОАО "Банк Москвы" от 11.08.2014.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительного документа, поскольку заявителем не представлено обоснование невозможности представления данного дополнительного доказательства в суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Товарищество собственников жилья "Озерное" осуществляет управление общим имуществом жилых домов N N 21, 25, 29, 31, 35, 39, расположенных по адресу:
г. Красноярск, ул.Е.Стасовой.
В 2014 году собственниками помещений в указанном многоквартирном доме проведены общие собрания собственников по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Протоколами N 2 собрания собственников помещений избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Товарищество собственников жилья "Озерное" обратилось в кредитное учреждение (ОАО "Банк Москвы") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта обособлено для каждого дома.
Информационным письмом от 14.08.2014 ОАО "Банк Москвы" уведомило товарищество об открытии специальных счетов, для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счетов - 14.08.2014.
Товарищество собственников жилья "Озерное" представило в орган государственного жилищного надзора уведомления (N 26/08-14 от 14.08.2014) о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протоколов общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии специального счета.
Письмом от 30.09.2014 N 14-11389 "Об открытии специального счета" Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края сообщила товариществу, что уведомления не могут быть включены в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как представлено с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что бездействие Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выраженного в не включении уведомления ТСЖ "Озерное" об открытии специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Отношения, из которых возник спор, регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, поскольку спор касается порядка пользования денежными средствами товарищества, а так же в отсутствие доводов сторон, апелляционный суд полагает, что он может рассматриваться в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5).
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края N 4-1451.
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Судом первой инстанции установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014.
Доводы заявителя о том, что суд первой инстанции неверно определил срок реализации выбранного решения, не учел порядок вступления в законную силу Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края на период с 2014 по 2043 годы" (далее - Постановление N 709-п) в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Закона Красноярского края N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края" в силу вышеизложенного отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.
Значит, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014, что включает в себя непосредственно приятие решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов и поручение председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
Данная правовая позиция подтверждается так же Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2015 N Ф02-1956/2015 по делу N А33-24150/2014.
Арбитражным судом Красноярского края установлено и подтверждается материалами дела, что решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 24.06.2014 и 25.06.2014, специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО "Банк Москвы" открыт 14.08.2014, то есть после 10.08.2014.
Следовательно, ТСЖ "Озерное" в нарушение условий части 5 статьи 170, части 1 статьи 172 ЖК РФ в срок до 10.08.2014 не открыло в выбранной кредитной организации специальный счет для формирования фонда капитального ремонта - то есть не были своевременно совершены все действия, необходимые для реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
Довод апелляционной жалобы о том, что товариществом реализовано решение собственников о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, так как заявитель уведомил администрацию Октябрьского района о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта до 10.08.2014, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в целях реализации решения общего собрания собственником многоквартирного дома не был открыт товариществом в установленный законодательством срок.
Из положений норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона N 4-1451 следует, что исчисление срока для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации собственниками помещений в многоквартирном доме связано с моментом официального опубликования утвержденной региональной программы.
Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
Соответственно, в случае не совершения действий по открытию специального срока в срок до 10.08.2014, для лица наступают последствия, предусмотренные частью 7 статьи 170 ЖК РФ, в виде принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
При наличии вышеперечисленных обстоятельств апелляционный суд вслед за судом первой инстанции приходит к выводу, что товариществом не был реализован выбранный им способ формирования фонда капитального ремонта.
Следовательно, у Службы имелись правовые основания для отказа во включении уведомления товарищества в реестр специальных счетов, правомерно принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении жилых домов N N 21, 25, 29, 31, 35, 39, расположенных по адресу:
г. Красноярск, ул.Е.Стасовой.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, уплаченных по платежному поручению от 29.07.2015 N 138 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ТСЖ "Озерное".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июля 2015 года по делу N А33-25883/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-25883/2014
Истец: ТСЖ " ОЗЕРНОЕ ", ТСЖ " ОЗЕРНОЕ "- представитель Волошина Н. А.
Ответчик: Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края