г. Воронеж |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А14-14240/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.09.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синицыной Е.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТРИЭФ": Потехецкий А.С. по доверенности от 21.10.2014;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: Шурыгин Б.Б. по доверенности N 1-35 от 07.07.2015.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРИЭФ" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2015 по делу N А14-14240/2014 (судья Симонова И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРИЭФ" (ОГРН 1033600100401, ИНН 3662079689) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 06.10.2014 N 05-14/1415-3,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРИЭФ" (далее - заявитель, ООО "ТРИЭФ") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - ответчик, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО) о признании незаконным и отмене постановления от 06.10.2014 по делу об административном правонарушении N 05-14/1415-3.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "ТРИЭФ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что ООО "ТРИЭФ" не имело намерения допустить представление заведомо недостоверных сведений, указанные действия не повлекли каких-либо юридически значимых последствий, не создали угрозу государственным и общественным интересам. Общество настаивает на квалификации вменяемого административным органом правонарушения по основаниям ст. 2.9 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "ТРИЭФ" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии, выданной в установленном законом порядке.
По результатам анализа деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, представленных Обществом в электронном виде за 1 квартал 2013 года (по форме Приложения N 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815) сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования установлен факт искажения информации и нарушения порядка при декларировании производства, оборота и (или) использования производственных мощностей, а именно сведения об объемах оборота (закупки) алкогольной продукции, отраженные Обществом в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11) не соответствуют данным, отраженным в декларации контрагентом Общества. Расхождение составило 3,60 дал.
Административным органом 26.09.2014 в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества составлен протокол N 05-14/1415-1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ.
В отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества врио заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу 06.10.2014 было вынесено постановление N 05-14/1415-3 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "ТРИЭФ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (вступило в силу 28.08.2012) утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее по тексту - Правила N 815), согласно которым предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил.
Пункт 2 Правил перечисляет лиц, на которых возлагаются обязанности по представлению указанных в пункте 1 Правил деклараций.
В каждом из пунктов 3 - 14 Правил указана одна из двенадцати деклараций, приведенных в пункте 1 Правил, и указаны лица, обязанные представлять конкретную декларацию.
Таким образом, на лиц, указанных в пункте 2 Правил, обязанность по представлению конкретной декларации возлагается только в том случае, если это лицо в силу специфики осуществляемой им деятельности относится к одной из категорий лиц, указанных в пунктах 3 - 14 Правил и для этой категории лиц предусмотрена обязанность представлять конкретную декларацию.
В силу пункта 13 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
В соответствии с пунктом 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 16 Правил N 815 декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, в декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) за 1 кв. 2014 г. ООО "ТРИЭФ" не отражена закупка алкогольной продукции в объеме 3,60 дал.
Таким образом, наличие в действиях общества события вменяемого ему правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Хозяйство при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность своевременно направить декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обстоятельств, исключающих вину хозяйства в нарушении обязанности по подаче декларации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом этого суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса, и вины ООО "ТРИЭФ" в его совершении.
Порядок привлечения ООО "ТРИЭФ" к административной ответственности административным органом соблюден.
В материалах дела имеется извещение N у1-ап5115/05 от 18.09.2014 о необходимости явки общества для составления протокола об административном правонарушении, которое было отправлено посредством "личного кабинета".
Нормативно закреплены требования к программному обеспечению оборудования, используемого для электронной связи с Управлением.
Общество, полагая недостаточным направления электронного документа - уведомления посредством сервиса "личный кабинет", не доказало, что представленные нечитаемые распечатки сделаны на оборудовании с необходимым программным обеспечением.
Кроме того, при таких обстоятельствах, увидев краткую характеристику направленного Управлением в его адрес документа( уведомление), и не сумев с ним ознакомиться по техническим причинам, действуя добросовестно, имело возможность выяснить его содержание, но не предприняло для этого никаких мер.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что административным органом были предприняты надлежащие меры по извещению Общества о совершении процессуальных действий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, не установив как обстоятельств, исключающих производство по делу, так и существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Признание конкретного правонарушения малозначительным является правом суда.
Доводы заявителя о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Нарушение установленного государством порядка декларирования объемов алкогольной продукции, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства.
Кроме того, исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, учитывая правовую позицию Общества по данному делу, суд не установил их исключительности, и у суда не имеется оснований полагать, что в рассматриваемом случае достижение целей профилактики правонарушений достаточно устного предупреждения без применения меры наказания.
Оснований для переоценки выводов арбитражного суда области в этой части апелляционная коллегия не усматривает. На основании изложенного, оспариваемое постановление N 05-14/1415-3 от 06.10.2014 является законным и обоснованным, отмене не подлежит, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2015 по делу N А14-14240/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14240/2014
Истец: ООО "ТРИЭФ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО