г. Воронеж |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А48-1870/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 сентября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области, Закрытого акционерного общества Торгово-промышленная компания "СтройДорМаш",
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 по делу N А48-1870/2015 (судья Пронина Е.Е.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области к Закрытому акционерному обществу Торгово-промышленная компания "СтройДорМаш" (ИНН 5752051339; ОГРН 1095752002862) о взыскании финансовой санкции,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Закрытому акционерному обществу Торгово-промышленная компания "СтройДорМаш" (далее - Общество, ЗАО ТПК "СтройДорМаш") о взыскании финансовой санкции в сумме 3429,84 руб., за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 требования удовлетворены частично. С Закрытого акционерного общества Торгово-промышленная компания "СтройДорМаш" взыскано 3145,32 руб. финансовой санкции. В остальной части заявленных требований отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как не соответствующее нормам материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы орган Пенсионного фонда ссылается на правомерность применения ответственности за представление Обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, вследствие занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму не принятых к зачету сумм расходов.
По сути, доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой удовлетворены требования Общества.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
ЗАО ТПК "СтройДорМаш" о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявило, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 лишь в обжалуемой части.
В судебное заседание не явились представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013; достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 плательщиком страховых взносов.
По результатам выездной проверки составлен акт от 04.12.2014 N 06702114АВ0000529, согласно которому, в том числе, выявлено занижение базы для начисления страховых взносов за 2013 год на 3593,52 руб. Данное занижение произошло в связи с тем, что органом Пенсионного фонда не приняты к зачету расходы, произведенные Обществом за 2013 год по Митасову Александру Михайловичу 1968 года рождения (вид пособия - временная нетрудоспособность), сумма начисленных страховых взносов -5690,40 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением, вынесено решение от 26.12.2014 N 233 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому ЗАО ТПК "Стройдормаш" привлечено, в том числе, к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде финансовой санкции в размере 284,52 руб.
В связи с выводом Управления о неверном исчислении Обществом страховых взносов вследствие занижения базы для их начисления, Управлением сделан вывод о представлении к проверке сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 года, содержащих неполные сведения.
Требованием N 8 от 04.02.2015 Обществу предложено оплатить сумму финансовых санкций в срок до 25.02.2015.
Неисполнение требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у страхователя обязанности по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, а также о суммах страховых взносов, которые им не начислялись. При этом Арбитражный суд Орловской области правомерно руководствовался следующим.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закон N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения
В силу ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Иначе говоря, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Состав вменяемого правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, применительно к представлению сведений, производных от базы для начисления страховых взносов, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Доказательств того, что Общество не предоставило эти сведения или предоставило недостоверные сведения в отношении спорных сумм выплат, Управление в материалы дела не представил.
В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает. Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12 по делу N А05-11287/2011, от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании изложенного, в части представления сведений о суммах выплат и начисленных страховых взносах, недостоверность которых обусловлена выявленным в ходе проведенной проверки занижением плательщиком страховых взносов базы для начисления страховых взносов, в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена абз.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что произведенные в отношении работника ЗАО ТПК "СтройДорМаш" Митасова А.А. страховые взносы в размере 5690,40 руб. не включались Обществом в базу для исчисления страховых взносов, соответственно страховые взносы на указанные выплаты не начислялись.
При этом сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а предусматривает иную меру ответственности.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения ЗАО ТПК "СтройДорМаш" к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 года, вследствие выявленного занижения базы для начисления страховых взносов на сумму 5690,40 руб. у Управления не имелось.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для взыскания ЗАО ТПК "СтройДорМаш" финансовых санкций в размере 284,52 руб.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены по основаниям, изложенным выше.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 по делу N А48-1870/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 по делу N А48-1870/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А.Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1870/2015
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: ЗАО Торгово-Промышленная Компания "СтройДорМаш"