г. Хабаровск |
|
22 сентября 2015 г. |
А73-3199/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гетмановой Т.С.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон": руководитель общества Кагиров З.А. (паспорт);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 15.06.2015
по делу N А73-3199/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (ОГРН 1092705000178; ИНН 2705093199)
к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849; ИНН 2705020306)
о возмещении убытков
третьи лица Министерство финансов Хабаровского края; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (далее - ООО "ЭКО-Фаэтон") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) о взыскании задолженности по субвенциям в сумме 976 034,78 рублей на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за январь 2015 года.
Определением суда от 21.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Хабаровский край в лице Министерства жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец увеличил сумму своих требований до 3898 518,10 рублей.
Указанные уточнения приняты судом к рассмотрению.
Решением от 15.06.2015 иск удовлетворен в полном объеме, с учетом принятых судом уточнений.
Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В качестве основного довода указывает на то, что истец обратился в суд до наступления права требования выплаты субвенции, так как первый квартал 2015 года не был завершен, документы, необходимые для получения субвенций, в полном объеме администрации представлены не были, следовательно, у администрации не наступило обязательства перед обществом по выплате субвенций.
Также указывает на освобождение от оплаты госпошлины в силу закона.
Министерство финансов Хабаровского края в отзыве поддержало позицию апеллянта, просило жалобу удовлетворить. Одновременно стороной заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя третьего лица.
ООО "ЭКО-Фаэтон" в отзыве выразило несогласие с доводами жалобы, полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просило оставить оспариваемый судебный акт без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы отзыва поддержал в полном объеме, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей не обеспечили. Ходатайств не заявили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭКО-Фаэтон" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги по снабжению населения и других потребителей на территории города Николаевска-на-Амуре в районе п. Аэропорт и ул. Юбилейная.
Для производства и обеспечения тепловой энергией население, проживающее в указанных районах, ООО "ЭКО-Фаэтон" эксплуатирует и содержит котельную, работающую на твердом топливе.
В 2014 году экономически обоснованный тариф ООО "ЭКО-Фаэтон" до июля составил 4 060,59 руб. за 1 Гкал., с июля 2014 г. - 4 356,63 руб. за 1 Гкал. (Постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.10.2013 г., N 29/27).
Предельный максимальный тариф для населения, установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 N 80 составил 1 972,14 руб. за 1 Гкал. до июля 2014 г. и 2 108,22 руб. за 1 Гкал. с июля 2014 г.
Предельный максимальный тариф для населения, установленный постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.08.2014 N 60, с 01.01.2015 составил 2 108,22 руб. за 1 Гкал.
Закон Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 (в редакции Законов от 13.10.2005 N304, от 25.07.2007 N 135, от 25.03.2009 г. N 238, от 25.11.2009 г. N 281) предусматривает возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Администрация Николаевского муниципального района постановлением от 29.08.2011 N 494-на утвердила Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района (далее - Порядок).
Взаимоотношения сторон, связанные с возмещением убытков, образовавшихся в результате применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, урегулированы договором N 15-09-г от 09.02.2015 года.
В соответствии с пунктами 2.1.1., 2.1.2. Порядка, общество осуществляет учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение раздельно по каждому виду услуг, численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения.
Для получения средств на возмещение убытков истец предоставил в отдел ЖКХ Администрации района отчеты об объеме реализованной тепловой энергии за январь-апрель 2015 года.
По расчету истца, и согласно принятым отчетам по форме 22-ЖКХ, за период с 01.01.2015 по 30.04.2015, размер потребности ООО "ЭКО-Фаэтон" в субвенциях на возмещение спорных убытков составил в общей сумме 3 898 518,10 рублей.
Субвенции за указанный период истцу не перечислялись.
Наличие задолженности по возмещению разницы в тарифах явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь нормами статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, исходил из следующего.
В силу статьи 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N222) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Возмещение организациям названных убытков, является расходным обязательством Хабаровского края (пункт 1 статьи 3 Закона N 222).
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно пункту 2.2 Правил предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 г N 35-пр (во всех редакциях, действующих в исковой период, расчет субвенции, подлежащей перечислению в бюджет муниципального образования края в текущем месяце, осуществляется органами местного самоуправления.
В силу подпункта 3.1.2 пункта 3.1. Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494- па, от имени Николаевского муниципального района распределение поступившей на лицевой счет администрации Николаевского муниципального района краевой субвенции осуществляет отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района путем подготовки проекта распоряжения администрации Николаевского муниципального района о распределении субвенции из краевого бюджета на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Постановлением Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 29.08.2011 N 494-па был утвержден порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, в соответствии с которым для получения средств на возмещение убытков ООО "ЭКО-Фаэтон" осуществляет учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными на то органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (согласно ранее действовавшей редакции данной статьи - органами местного самоуправления в отношении нормативов потребления услуги отопления).
Как следует из материалов дела, жилой фонд, отапливаемый истцом, не имеет приборов учета тепловой энергии. В связи с чем, объем тепловой энергии рассчитывается по нормативам потребления тепловой энергии.
Согласно принципу, заложенному в Законе N 222 и в Порядке возмещения убытков, истец (при надлежащем оказании услуг) вправе получить полное возмещение неполученных сумм от межтарифной разницы.
Согласно пункту 2.1.1 Порядка возмещения убытков, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (в применимых к спорному периоду редакциях) расчет плановой суммы возмещения убытков организации от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению для отопления, производится по формуле, учитывающей показатели: Pgf - отапливаемая площадь жилищного фонда (кв. м) по состоянию на 01 января текущего года и Nt - норматив потребления тепловой энергии, утвержденный соответствующим органом.
Согласно представленным расчетам, истцом сумма убытков определена в соответствии с Порядком расчета возмещения убытков, утвержденным постановлением N 35-пр, с применением установленного ООО "ЭКО- Фаэтон" экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
Справкой КГУП "Хабкрайинвентаризация" от 25.11.2014 подтверждается отапливаемая предприятием истца площадь жилого фонда п. Аэропорт и ул. Юбилейной в спорный период.
Администрация и третьи лица считает необоснованным применение при расчете норматива потребления 0,0582 Гкал, полагает необходимым в данном случае руководствоваться утвержденным Постановлением главы городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края от 12.12.2008 N 702 нормативом потребления тепловой энергии для населения городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" в размере - 0,0348 Гкал на 1 кв.м общей площади в месяц.
Между тем, истец оказывает услуги отопления, горячего и холодного водоснабжения населению, проживающему на территории г. Николаевска-на-Амуре в районе п. Аэропорт и ул. Юбилейная.
Услуги теплоснабжения оказываются посредством котельной Аэропорта и котельной по ул. Юбилейной, арендуемых истцом по договорам аренды муниципального фонда, заключенным с городским поселением в целях обеспечения теплоснабжения.
Ранее данное имущество в целях обеспечения жилых помещений в районе п Аэропорт и ул. Юбилейная теплоснабжением эксплуатировалось ООО "Николаевские котельные".
Постановлением главы городского поселения "Город Николаевск-на- Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края от 12.12.2008 N 702 действительно, были утверждены и введены в действие с 01.01.2009 нормативы, в том числе, потребления тепловой энергии для населения городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" в размере 0,0348 Гкал на кв.м в месяц.
Наряду с этим, Постановлением N 723 главы городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" от 19.12.2008 утверждены нормативы потребления отопления для населения в размере 0, 0582 Гкал на один кв.м площади в месяц для ООО "Николаевские котельные".
Содержание данного постановления, принимая во внимание наличие обособленного жилого фонда, отапливаемого непосредственно от эксплуатируемых предшественником истца котельных, позволяет сделать вывод о том, что нормативы потребления отопления установлены в нем для населения, проживающего в указанном жилом фонде, то есть расположенном в районе п Аэропорт и ул.Юбилейная.
Согласно п. 9, 10, 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 203 от 23.05.2006, в действующий на период установления органом местного самоуправления указанных нормативов, нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Постановление N 723 от 19.12.2008 принято муниципальным органом в рамках полномочий, предоставленных ему Правилами N 203 от 23.05.2006, не оспорено в установленном порядке и не признано недействующими, поэтому установленные им для населения подлежат применению в спорный период в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 10 сентября 2012 г. N 325-пр, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В письме от 27.05.2015 N 1.1.-52-2057, адресованном ООО "ЭКО- Фаэтон", Администрация Николаевского муниципального района ссылается на то, что с 01.01.2015 Постановление N723 от 19.12.2008 утратило силу, однако указанный довод ответчика является несостоятельным, поскольку нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению по Николаевскому муниципальному району, утвержденные Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.05.2013 N 126-пр, вводятся в действие с 01.07. 2016.
Согласно представленным документам, утвержденный Постановлением N 723 от 19.12.2008 норматив потребления тепловой энергии для населения 0,0582 Ккал/мес принят также в расчетах при установлении экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "ЭКО- Фаэтон" в Николаевском муниципальном районе на 2012, 2013, 2014 годы.
Согласно выпискам из лицевых счетов собственников жилых помещений, данный норматив потребления учтен при начислении оплаты за теплоэнергию потребителя в соответствии действующим правилами предоставления услуг гражданам.
С учетом данного норматива определялся объем потребности ООО "ЭКО-Фаэтон" в получении межтарифной разницы при поставке тепловой энергии населению, оформляемый Николаевским муниципальным районом по форме согласно приложению N 1 к Правилам предоставления субвенций.
Вопрос об обоснованности применяемого тарифа исследовался в рамках дела N А73-13640/2014, судебный акт которого вступил в законную силу, следовательно, согласно ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Из представленного Министерством финансов края Отчета об использовании субвенции на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по возмещению убытков, за январь-апрель 2015 года, следует, что Николаевским районом получено субвенций из краевого бюджета 93 582 682 рублей, из них на возмещение организациям убытков - 93 474 770 руб. (или 74.3% от общей суммы, предусмотренной в бюджете на 2015 год). Таким образом, Хабаровским краем обязанность по финансированию переданных полномочий выполняется.
Поскольку органы самоуправления муниципального района обеспечены Хабаровским краем достаточным финансированием для реализации переданных государственных полномочий, Администрация района является надлежащим ответчиком по требованию истца о взыскании убытков, которые подлежат взысканию в заявленном размере за счет казны муниципального образования.
При этом, обоснованно отклонены доводы Министерства финансов Хабаровского края о предъявлении истцом заявленных требований до наступления срока исполнения обязательства.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком договора N 15- 09-т от 09.02.2015, перечисление средств субвенции производится по мере поступления средств из краевого бюджета.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 11.12.2013 N 330 "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований края на выполнение отдельных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти края.
Николаевскому муниципальному району в бюджете Хабаровского края на 2015 год предусмотрена субвенция на выполнение отдельных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти края, установленных Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150, по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Услуги населению по отоплению истцом за спорный период январь - апрель 2015 года фактически оказаны, Обществом предоставлены соответствующие Отчеты.
При этом, Николаевским районом получено субвенций на возмещение организациям убытков в размере 93 474 770 руб. (или 74.3% от общей суммы, предусмотренной в бюджете на 2015 год).
Заключенным между истцом и ответчиком договором не содержится условие, что выплата субвенций производится только после прекращения срока действия договора, а указание срока его действия - с 01 января по 31 декабря 2015 года не говорит о наступлении обязанности у Администрации по возмещению убытков только после 31.12.2015.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по выплате субвенций за период январь-апрель 2015 года.
Доводов апеллянта о неправомерном взыскании с него расходов по оплате госпошлины по иску подлежит отклонению в силу следующего.
В силу статьи 101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2015 принято в пользу истца.
В связи с этим, разрешая вопрос о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 110 АПК РФ, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению в составе судебных расходов и законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
В связи с этим коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о невозможности взыскания государственной пошлины по иску с государственного органа в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела, доводы апеллянта не нашли своего документального подтверждения, в силу чего подлежат отклонению. Кроме того, апеллянтом не приведено каких-либо обстоятельств, не исследованных и не оцененных судом первой инстанции.
В свете изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, в том числе повторяющихся в жалобе.
Оснований для отмены оспоренного в апелляционном порядке судебного акта не установлено.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о взыскании госпошлины по апелляционной жалобе не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2015 года по делу N А73-3199/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.С. Гетманова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3199/2015
Истец: ООО "ЭКО-Фаэтон"
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края