г. Москва |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А40-97618/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 июня 2015 года по делу N А40-97618/2015 (121-784)
по заявлению ООО "Каскад Логистик" (ОГРН 1107746727659, 111672, г.Москва, ул. Салтыковская, д.26, стр.2 )
к МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Шурыгин Б.Б. по дов. от 07.07.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каскад Логистик" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управление, административный орган) 18.05.2015 N 07-15/1346. Оспариваемым постановлением ООО "Каскад Логистик" привлечено к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.06.2015 требования заявителя оставлены без удовлетворения. Суд признал доказанным факт совершения Обществом вмененного ему правонарушения, вину в его совершении.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований и отмене оспариваемого постановления. Общество считает, что событие правонарушения по ст.14.19 КоАП РФ отсутствует. Общество считает, что правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное.
Представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными. Считает, что факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения доказан, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Каскад Логистик" осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка на основании лицензии рег. N 21561, серия А N 621409, сроком действия от 28.03.2011 по 14.01.2016.
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в ходе проверки ООО "Каскад Логистик", а именно в ходе анализа данных, отраженных в декларации N 7 "Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за 3, 4 кварталы 2014 года, а также представленных Обществом документов, на предмет полноты фиксации в ЕГАИС оборота алкогольной продукции, установлено, что ООО "Каскад Логистик" в 3, 4 кв. 2014 г. осуществляло оборот алкогольной продукции, зафиксированной в ЕГАИС не в полном объеме. Согласно ТТН, указанных административным органом в материалах административного дела, алкогольная продукция закупалась ООО "Каскад Логистик", однако информация о ней в ЕГАИС отсутствовала, либо зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе не в полном объеме.
По факту выявленных нарушений главным специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в отношении ООО "Каскад Логистик" составлен протокол от 15.05.2015 N 07-15/1346 об административном правонарушении по ст.14.19 КоАП РФ.
На основании указанного протокола МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО вынесено постановление от 18.05.2015 N 07-15/1346 о привлечении ООО "Каскад Логистик" к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст.210 АПК РФ, правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и на их основе сделаны соответствующие материалам дела выводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст. 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522;
В соответствии с п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе: товарно-транспортных накладных; справок, прилагаемых к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Форма и правила заполнения справки к таможенной декларации утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872. В соответствии с п.6 Правил заполнения справки в позиции "Номер и дата подтверждения фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" указываются номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием технических средств фиксации и передачи информации об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в указанную информационную систему Форма и правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864.
В соответствии с пп. "л" п.6 Правил заполнения справки в пункте 12 раздела "А" справки к товарно-транспортной накладной указываются номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в указанную информационную систему.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Следовательно, до оборота конкретной партии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информация о таком обороте должна быть зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС.
Так как Обществом данная обязанность не была исполнена надлежащим образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ООО "Каскад Логистик" нарушен п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в части оборота алкогольной продукции, не зафиксированной в ЕГАИС.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Суд считает, что в данном случае ООО "Каскад Логистик" имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.
В ходе административного производства и рассмотрения дела в суде Общество указывало, что отсутствие информации в ЕГАИС о некоторых закупках и поставках вызвано тем, что ООО "Каскад Логистик" передавало в ЕГАИС сведения о документах с одними и теми же номерами. Однако возможность зафиксировать в ЕГАИС ТТН с одинаковыми номерами отсутствует. Поэтому частично информация об обороте алкогольной продукции своевременно в ЕГАИС не отражалась.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ. При этом дальнейшее устранение нарушений не свидетельствует об отсутствии вины Общества в его совершении.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 14.19 КоАП РФ.
Признание конкретного правонарушения малозначительным является правом суда.
Доводы заявителя о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
При недоказанности обществом исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное обществом правонарушение по пункту 2.9 Кодекса как малозначительное, у суда оснований не имеется.
Правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Диспозиция статьи 14.19 КоАП РФ не предусматривает для состава данного административного правонарушения причинение существенного вреда государственным интересам, в том числе в сфере осуществления государственного регулирования в области производства и оборота алкогольной продукции.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениями выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Совершенное обществом правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную и полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная ООО "Каскад Логистик" при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, ч. 51 ст. 211, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19 июня 2015 года по делу N А40-97618/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-97618/2015
Истец: МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО, ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК"