г. Саратов |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А57-11572/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
при участии:
- от Министерства сельского хозяйства Саратовской области - Яворек Дмитрий Ярославович, по доверенности N 03-03-02-2348 от 12.05.2015 года, выданной сроком на один год, удостоверение N 874;
- Мелехин Александр Алексеевич, паспорт обозревался.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2015 года по делу N А57-11572/2015 (судья В. В. Братченко),
по исковому заявлению министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелехину Александру Алексеевичу, с.Алексашкино Саратовской области,
о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 410951 руб., из них в доход бюджета Российской Федерации в размере 276138 руб., и в доход бюджета Саратовской области в размере 134813 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мелехину Александру Алексеевичу о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 410951 руб., из них в доход бюджета Российской Федерации в размере 276138 руб., и в доход бюджета Саратовской области в размере 134813 руб.
Решением суда от 07.07.2015 в удовлетворении иска отказано, что послужило основанием для обращения в суд с соответствующей жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что предпринимателем нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Правительства Саратовской области от 21.02.2014 N 100-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" утверждено Положение о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее Положение), которое определяло категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с данным Положением в 2014 году предпринимателю на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставлена субсидия в размере 410 951 руб., в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета - 276 138 руб., за счет средств областного бюджета - 134 813 руб.
Денежные средства получены предпринимателем, что подтверждается платежными поручениями: N 127179 от 11.03.2014, N 66096 от 02.09.2014, N 20433 от 29.08.2014 и N 15624 от 14.03.2014.
28.02.2014 между министерством и предпринимателем было заключено соглашение N 295 о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, согласно пункту 2.2.1 которого получатель субсидии обязан соблюдать условия предоставления субсидии, установленные Положением о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 2.2.5. соглашения в случае нарушения условий предоставления субсидий получатель субсидии обязан возвратить в установленном порядке полученные субсидии.
Пунктом 2.1.3. соглашения предусмотрено, что в случае выявления нарушения получателем условий предоставления субсидий принимает меры по возврату полученных субсидий в установленном порядке.
Министерство, полагая, что предпринимателем нарушено условие предоставления субсидии в части предоставления в срок до 01.12.2014 копии акта по проведению сплошного агрохимического и эколого-токсикологического обследования, установленное Положением о предоставлении субсидии, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным исковым требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правомерно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Так, согласно подпункту "б" пункта 18 Положения в случае нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидий министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия правового акта, предусмотренного подпунктом "а", направляет получателю субсидии письменное требование о возврате средств субсидии с приложением копии указанного акта и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидии.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Положения в случае нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидий получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования возвратить средства субсидии в областной бюджет.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, условия ответчиком выполнены в полном объеме, так как установленные сроки предоставления таких документов относятся не к условиям получения субсидии, а к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии. Основанием для возврата является неисполнение обязанности целевого расходования денежных средств, а не нарушение сроков исполнения такой обязанности.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, который принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2015 года по делу N А57-11572/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11572/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства Саратовской области
Ответчик: ИП глава КФХ Мелехин А. А.