г. Саратов |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А57-7596/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" Гетманцевой С.А., действующей на основании доверенности от 03.07.2015 N 196, представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Абушаевой Г.А., действующей на основании доверенности от 20.01.2015 N 01-03/15,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 июля 2015 года по делу N А57-7596/2015 (судья Калинина А.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" (410076, г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 42, ОГРН 1026402654585, ИНН 6452034165)
к администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитету по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004)
о признании недействительным постановления от 05.02.2015 N 214,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Саратовнефтепродукт" (далее - ОАО "Саратовнефтепродукт", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 05.02.2015 N 214 об отказе в предоставлении ОАО "Саратовнефтепродукт" в аренду земельного участка площадью 1 062 кв.м с кадастровым номером 64:48:040444:4 из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Шехурдина А.П., занимаемого автозаправочной станцией, об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" предоставить ОАО "Саратовнефтепродукт" в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок площадью 1 062 кв. м. с кадастровым номером 64:48:040444:4 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Шехурдина А.П., занимаемого автозаправочной станцией, в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением от 06 июля 2015 года в связи с изменением организационно-правовой формы заявителя произведена замена ОАО "Саратовнефтепродукт" на публичное акционерное общество "Саратовнефтепродукт" (далее - ПАО "Саратовнефтепродукт").
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Саратовнефтепродукт" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы органа местного самоуправления, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Комитет по управлению имуществом города Саратова, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи автозаправочной станции от 27.12.2002 N 1299/02 ОАО "Саратовнефтепродукт" на праве собственности принадлежит сооружение - автозаправочная станция, в том числе нежилое одноэтажное здание с подвалом общей площадью 68,8 кв.м, литер А; цистерна объемом 49,92 куб. м, литер I; цистерна объемом 49,92 куб. м, литер II; цистерна объемом 53,47 куб. м, литер III, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.04.2003 серия 64 АА N 532092 (т. 1, л.д. 87).
15.12.2014 ОАО "Саратовнефтепродукт" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду на срок 49 лет земельного участка площадью 1 062 кв.м с кадастровым номером 64:48:040444:4, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Шехурдина А.П., с разрешенным использованием - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, фактическим использованием - автозаправочная станция, на котором имеются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
05.02.2015 администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято постановление N 214, которым ОАО "Саратовнефтепродукт" отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что постановление от 05.02.2015 N 214 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО "Саратовнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости, доказательств определения площади испрашиваемого в аренду земельного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, расчетов либо технического обоснования необходимости предоставления в аренду земельного участка площадью 1 062 кв.м обществом в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в орган местного самоуправления) юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Отказывая ОАО "Саратовнефтепродукт" в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, администрация указала на несоразмерность площади объектов недвижимости площади испрашиваемого земельного участка, непредставление заявителем документов, подтверждающих право на приобретение в аренду земельного участка площадью 1 062 кв.м.
Суд первой инстанции, признавая обоснованным довод администрации о несоразмерности испрашиваемого обществом земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости, исходил из того, что площадь объектов, расположенных на земельном участке и принадлежащих заявителю на праве собственности, составляет 68,8 кв.м.
Апелляционная коллегия считает данный вывод противоречащим материалам дела.
Согласно договору купли-продажи от 27.12.2002 N 1299/02, свидетельству о государственной регистрации права от 14.04.2003 серия 64 АА N 532092 заявителю принадлежит не отдельно стоящее здание площадью 68,8 кв.м, а сооружение - автозаправочная станция, в состав которого входит указанное здание, а также три цистерны (т. 1, л.д. 87-91).
Из акта осмотра, составленного должностным лицом администрации муниципального образования "Город Саратов" 25.12.2014 следует, что на испрашиваемом земельном участке расположено нежилое одноэтажное здание, резервуарный парк с подземными цистернами и навес (т. 1, л.д. 83).
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исходя из положений пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 утверждены нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
Согласно приложению N 17 к нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса площадь земельного участка, необходимого для размещения автозаправочной станции (здание с помещением для оператора, торговым павильоном, туалетом, раздаточными колонками, внутренние проезды, площадка, стоянка, подземные резервуары), составляет 0,4 га.
Таким образом, площадь земельного участка, испрашиваемого ОАО "Саратовнефтепродукт" (1 062 кв.м) соответствует утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для конкретного вида деятельности.
Из представленного в материалы дела письма комитета по управлению имуществом города Саратова от 15.09.2014 N 13-05/24218 следует, что земельный участок площадью 1 062 кв.м с кадастровым номером 64:48:040444:4, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Шехурдина А.П., в 1994 году был предоставлен в аренду ООО "Тамара-Сервис" для строительства автозаправочной станции (т. 1, л.д. 26).
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что испрашиваемый заявителем земельный участок с 1994 года фактически используется для эксплуатации автозаправочной станции.
Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
При формировании земельного участка в существующих границах его площадь была определена уполномоченным органом в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Доказательств того, что определение площади земельного участка произведено в 1994 году без учета фактического землепользования и не в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, в материалы дела не представлено.
Таким образом, площадь испрашиваемого обществом земельного участка (1 062 кв.м) является необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих обществу и расположенных на данном земельном участке, в связи с чем вывод администрации о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади объектов недвижимости является необоснованным.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания несоответствия площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, положениям пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, как основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложена на орган местного самоуправления.
Между тем, доказательств того, что для эксплуатации объектов недвижимости необходим земельный участок иной площади, формирование которого возможно в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией не представлено. Также администрацией не определено, какой площади и конфигурации земельный участок может быть предоставлен заявителю.
Апелляционная коллегия также признает ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости представления обществом при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка каких-либо расчетов или технического обоснования площади земельного участка, поскольку представление обоснования площади испрашиваемого земельного участка Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, не предусмотрено.
Судом апелляционной инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что при обращении с заявлением в администрацию ОАО "Саратовнефтепродукт" представлены все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания законным отказа органа местного самоуправления в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с чем постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.02.2015 N 214 об отказе в предоставлении открытому акционерному обществу "Саратовнефтепродукт" в аренду земельного участка площадью 1062 кв.м с кадастровым номером 64:48:040444:4 из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г.Саратов, ул. им. Шехурдина А.П., занимаемого автозаправочной станцией, подлежит признанию недействительным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных ПАО "Саратовнефтепродукт" требований.
В силу положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Исходя из требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд должен выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, определен статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Принимая во внимание представление ОАО "Саратовнефтепродукт" в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аарнеду всех необходимых документов и отсутствие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельного участка, апелляционный суд считает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет являться обязание администрации муниципального образования "Город Саратов" предоставить ПАО "Саратовнефтепродукт" в аренду земельный участок площадью 1062 кв.м в течение тридцати дней со дня вступления апелляционного постановления в законную силу в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 июля 2015 года по делу N А57-7596/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 05.02.2015 N 214 об отказе в предоставлении открытому акционерному обществу "Саратовнефтепродукт" в аренду земельного участка площадью 1062 кв.м с кадастровым номером 64:48:040444:4 из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г.Саратов, ул. им. Шехурдина А.П., занимаемого автозаправочной станцией.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить публичному акционерному обществу "Саратовнефтепродукт" в аренду указанный земельный участок площадью 1062 кв.м в течение тридцати дней со дня вступления апелляционного постановления в законную силу в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7596/2015
Истец: ОАО "Саратовнефтепродукт", ПАО "Саратовнефтепродукт"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования " Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова