г. Пермь |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А50-4173/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю. А.,
судей Макарова Т.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии:
от истца - Варзакова Л.Б., паспорт, доверенность от 02.03.2015,
от ответчика - Суркова Е.В., паспорт, доверенность от 20.10.2014,
от третьих лиц - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2015 года
по делу N А50-4173/2015,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
по иску индивидуального предпринимателя Бозиной Елены Владимировны (ОГРНИП 304590522300026, ИНН 590500445231)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Пермскому краю,
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Правительство Пермского края, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края,
об исправлении кадастровой ошибки,
установил:
Индивидуальный предприниматель Бозина Елена Владимировна (далее - истец) обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании установления пятого вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:0630006:6088, расположенного по адресу: Пермский край, р-н Пермский, с/п Кондратовское, д.Кондратово, ул. Водопроводная, дом 4/2, площадью 826 кв.м., кадастровой ошибкой; установлении девятого вида разрешенного использования земельного участка: с кадастровым номером 59:32:0630006:6088, расположенного по адресу: Пермский край, р-н Пермский, с/п Кондратовское, д.Кондратово, ул. Водопроводная, дом 4/2, площадью 826 кв.м. в период действия постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п, постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п.
Решением суда от 11.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 11.06.2015, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что сведения о кадастровой стоимости внесены органом кадастрового учета в ГКН на основании постановлений Правительства Пермского края N 727-п, 1610-п. Орган кадастрового учета в соответствии с законодательством не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти. Указывает, что оценщик самостоятельно определяет, к какому виду разрешенного использования относится оцениваемый участок. Считает, что правовую позицию Президиума ВАС РФ, на которую ссылается суд первой инстанции, можно применить только в случае вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения их характеристик в период действия правовых актов, утвердивших результаты проведения массовой кадастровой оценки земель, и которые не вошли в указанную оценку.
В представленном письменном отзыве истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.03.2006 серии 59-БГ N 218178, выданного Управлением Росреестра по Пермскому краю, Бозиной Елене Владимировне принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером: 59:32:0630006:6047, категория земель: земли поселений, назначение: под общественную застройку, общей площадью 826 кв. м, расположенный по адресу (местонахождению) объекта: Пермский край, Пермский район, дер. Кондратово, Кондратовская сельская администрация, ул. Водопроводная, 4/2.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 07.02.2006 года с присвоением кадастрового номера: 59:32:0630006:6088, разрешенным использованием: под общественную застройку. В связи с допущенной органом кадастрового учета технической ошибкой, выразившейся в дублировании сведений о земельном участке с кадастровыми номерами 59:32:0630006:6047 и 59:32:0630006:6088 (последний номер был присвоен ошибочно в процессе внесения изменений в сведения о земельном участке в части вида разрешенного использования: был "под объекты общего пользования" стал "под общественную застройку"), сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:32:0630006:6047 были исключены из государственного кадастра недвижимости, участку присвоен статус "архивный" (решение Кадастровой палаты от 25.11.2014 N 5900/310/14-184590).
Как следует из технического паспорта домовладения от 27.06.2003, свидетельства о государственной регистрации права 59 БА N 121543 ( л. д. 24-28) указанный участок используется под размещение одноэтажного кирпичного производственного нежилого здания (помещения по плану 8-22) с пристроем (лит. А, А1), общей площадью 226,3 кв. м.
На основании Постановления Правительства Пермского края от 21.06.2010 N 332-п "О государственной кадастровой оценке земель" по состоянию на 01.01.2010 на территории Пермского края проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту ГКОЗ). Результаты данных работ утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п (ред. от 11.11.2013).
Кадастровая стоимость земельного участка определена исполнителем ГКОЗ с применением удельного показателя кадастровой стоимости (далее по тексту УПКС) 5 группы видов разрешенного использования в размере 12 797,23 руб./кв. м и составила 10 570 511,98 руб. Указанная оценка действовала до 01.01.2014 г.
На основании Постановления Правительства Пермского края от 29.10.2012 N 1194-п "Об установлении расходных обязательств Пермского края на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Пермского края" по состоянию на 01.01.2013 г. на территории Пермского края проведены работы по ГКОЗ населенных пунктов Пермского края.
Результаты работ утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п (вступило в силу с 01.01.2014).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:32:0630006:6088 определена с применением УПКС 5 633,49 руб./кв. м, соответствующого 5 группе видов разрешенного использования земельного участка, и составила 4 653 262,74 руб. (отзыв Управления Росреестра по Пермскому краю л. д. 45).
Индивидуальный предприниматель полагает, что кадастровая стоимость земельного участка была определена неверно, поскольку 5 группа видов разрешенного использования не соответствует фактическому использованию земельного участка. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть определена с применением УПКС по 9 группе видов разрешенного использования земельного участка.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с иском об исправлении кадастровой ошибки.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, арбитражный апелляционный суд решение суда об удовлетворении заявленных требований считает законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316)), установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (п. 2, 3 Правил кадастровой оценки). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил кадастровой оценки). В п. 10 названных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости (далее Закон N221-ФЗ) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
На основании п. 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 данного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном п. 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14 даны следующие разъяснения относительно практики применения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а также АПК РФ.
При рассмотрении дел об изменении либо установлении вида разрешенного использования и об оспаривании соответствующего установленному виду разрешенного использования размера кадастровой стоимости земельных участков необходимо учитывать, что законом допускаются различные способы защиты прав в зависимости от конкретных фактических обстоятельств дела.
Фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН). Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В случае если заявитель указывает, что фактическое использование земли не менялось, но полагает, что оценщик или орган кадастрового учета ошибочно отнес земельный участок к ненадлежащей группе видов разрешенного использования, поскольку неверно истолковал словесное описание вида разрешенного использования, он вправе обратиться в суд с требованием об установлении вида разрешенного использования.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (статьи 1, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями такого имущества, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 Правил N 316, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов определен в разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39).
Процедура определения кадастровой стоимости предполагает расчет средних, удельных значений кадастровой стоимости для соответствующих территорий. Итоговые значения таких показателей утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (результаты государственной кадастровой оценки земель). На основе применения средних, удельных показателей производится расчет кадастровой стоимости конкретного земельного участка.
Согласно поименованным выше Правилам и Методическим указаниям государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования. Определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
В качестве отдельных функциональных групп видов использования земельных участков выделены:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5 Методических указаний N 39);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний N 39).
При разрешении вопроса об отнесении земельного участка к той или иной функциональной группе видов использования следует соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка с теми видами использования, которые допускаются для земель данной категории законом, учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости. Кроме того, следует соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования с видами использования, установленными в нормативном правовом акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Согласно кадастровому паспорту вид разрешенного использования земельного участка "под общественную застройку", что относится к 9 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" и соответствует фактическому использованию участка, учитывая нахождение на земельном участке одноэтажного кирпичного производственного нежилого здания.
Пунктом 13 ст. 42.2 Правил землепользования и застройки Кодратовского сельского поселения, утвержденных решением Совета Депутатов Кондратовского сельского поселения от 28.05.2014 N 52 объекты промышленного назначения не входят в перечень объектов капитального строительства, относящихся к предприятиям торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Доказательств того, что виды деятельности истца на земельном участке изменились или изменилось целевое назначение объектов недвижимости, выходящего за рамки целевого использования земельного участка, в деле не имеется.
Таким образом, с учетом функционального назначения объектов недвижимости, которые находятся на земельном участке, следует, что спорный земельный участок ошибочно отнести к 5 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Неверное отнесение земельного участка по виду разрешенного использования привело к увеличению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, что затрагивает права и интересы истца, поскольку от кадастровой стоимости зависит уплачиваемый им налог.
Учитывая, что постановление Правительства Пермского края от 03.10.2011 года N 727-п утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N1610-п, права истца, нарушенные ошибочным отнесением спорного земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования, могут быть защищены лишь посредством исправления кадастровой ошибки путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования в отношении спорного земельного участка на основании решения суда.
Довод заявителя жалобы о том, что сведения о кадастровой стоимости внесены органом кадастрового учета в ГКН на основании Постановлений Правительства Пермского края N , 1610-п, рассмотрен апелляционным судом, однако данный довод не свидетельствует о незаконности решения суда, так как решение суда не противоречит принципу непрерывной актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, поскольку, направлено на исправление кадастровой ошибки.
Довод заявителя жалобы о том, что орган кадастрового учета не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти, а оценщик самостоятельно определяет к какому виду разрешенного использования относится оцениваемый участок, апелляционным судом не принимается, поскольку в полномочия кадастровой палаты входит ведение государственного кадастра, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр, а также исправление кадастровой либо технической ошибки в сведения государственного кадастра в силу ст. 28 Закона N 221-ФЗ.
Кроме того, как указывалось ранее, согласно пункту 4 Правил N 316, пункту 1.2 Методических указаний N39, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования.
По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
Это предполагает в том числе необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования.
Вследствие массового характера оценки возможности оценщика по собиранию дополнительной информации об объекте недвижимости ограничены. Из подпункта 2.2.3 Методических указаний усматривается, что основным источником таких сведений является ГКН. При этом вид разрешенного использования влияет на размер кадастровой стоимости земельного участка как в случае определения этой стоимости путем умножения площади участка на удельный показатель одного квадратного метра, определяемый в зависимости от вида разрешенного использования, так и в случае определения кадастровой стоимости конкретного участка путем ее оценки независимым оценщиком. Поэтому точность содержащейся в ГКН информации о виде разрешенного использования имеет для государственной кадастровой оценки определяющее значение, а правообладатель имеет законный интерес в уточнении содержащейся в ГКН информации и изложения вида разрешенного использования в соответствии с фактическим использованием участка, которое не менялось на протяжении всего периода времени.
Довод апеллянта о неверном применении позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, отклоняется, поскольку основан на неверном понимании указанной позиции суда.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр.
Таким образом, с учетом того, что судом первой инстанции верно, определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, а нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, не установлено, решение суда отмене, а жалоба - удовлетворению - не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2015 года по делу N А50-4173/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А.Голубцова |
Судьи |
Т.В.Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4173/2015
Истец: Бозина Елена Владимировна
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Правительство Пермского Края, Правительство ПК, Управление Федеральной службы государсвенной регистрации, кадастра и картографии по ПК