г. Москва |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А40-80665/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015 по делу N А40-80665/15, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г. (145-645) в порядке упрощенного производства,
по заявлению ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии" (ОГРН 1027700092661; 119002, г.Москва, Арбат, 10)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю
о признании незаконным и отмене постановления N 359 от 10.04.2015
при участии:
от заявителя: |
Грдзелидзе Д.М. по доверенности от 30.12.2014 N Д-880/14; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее - Роспотребнадзор, административный орган) N 359 от 10.04.2015 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 100 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015 в удовлетворении требований Общества отказано, поскольку суд пришел к выводу о наличии вины Общества в совершении вмененного ему правонарушения, доказанности события и состава административного правонарушения, соблюдения сроков и процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю поступило обращение гражданки Соколовой Н.С. за вх. N 1810 от 16.01.2014 о нарушении прав потребителя. На основании указанного обращения и в соответствии с распоряжением N 540 от 11.08.2014 специалистами Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю 26.08.2015 в отношении ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено, что 15.07.2014 в Чите (ул. Чкалова, 130) при продаже ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" электронного авиабилета с потребителя Соколовой Н.С. взят сервисный сбор в размере 2400 руб. (по 800 рублей за каждый билет) за оформление билета (маршрут/квитанции) в офисе собственных продаж ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" в соответствии с указанием ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" от 27.01.2014.
В соответствии с п. 1 приложения к приказу N 134 от 08.11.2006 Министерства транспорта РФ маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается пассажиру обязательно, она подтверждает факт покупки авиабилета, Маршрут/квитанция является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или' расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Следовательно, оформление и выдача маршрут/квитанции потребителю является неотъемлемой частью договора об оказании услуги по продаже авиабилета и не может быть расценена как сервисный сбор по оформлению билета (маршрут/квитанции).
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей): запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврате уплаченной суммы.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Посчитав, что указанные сведения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сотрудниками Управления Роспотребнадзора составлен Акт проверки N 07-540 от 26.08.2015 г. Копия вручена представителю 10.09.2014, а также направлена почтой.
Главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Калугиной Л.А., в отсутствии законного представителя общества, 20.01.2015 составлен протокол об административном правонарушении N 488. Копия направлена почтой.
О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещен телеграммой от 13.01.2015 полученной уполномоченным на получение телеграмм Григорьевой в тот же день.
Руководителем Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Дубиной Л.Е., в отсутствии законного представителя общества 10.042015 вынесено постановление N 359 о назначении ОАО "Аэровлот" административного наказания на основании ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа 10 100 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд в порядке главы 25 АПК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. За данное правонарушение для юридических лиц установлено наказание в виде административного штрафа в размере от 10 000 рублей до 20 000 рублей.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, условия договора, заключенного с потребителем, противоречащие действующему законодательству, должны признаваться недействительными.
В силу п. 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Недействительными могут быть признаны не только условия договора, прямо противоречащие законодательству, но и условия, ущемляющие права потребителей в целом, т.е. ухудшающие положение потребителя, делающие его менее благоприятным по сравнению с предусмотренным законодательством.
Закон не дает исчерпывающих указаний на то, какие условия договоров могут быть расценены в качестве ущемляющих права потребителей. При этом следует руководствоваться п. 2 ст. 6 ГК РФ, в соответствии с которым, права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости, а также общего смысла и начал Закона "О защите прав потребителей".
В данном конкретном случае именно применяется общий смысл гражданского законодательства и требования добросовестности, разумности и справедливости, а также общее содержание Закона "О защите прав потребителей".
Довод заявителя, о том, что сервисный сбор 800 рублей взимается не за выдачу маршрут/квитанции, а за подбор оптимального маршрута перевозки в офисе собственных продаж, и не ущемляет право потребителей судом отклоняется как не обоснованный.
В соответствии с п. 1 приложения к приказу N 134 от 08.11.2006 Министерства транспорта РФ маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается пассажиру обязательно, она подтверждает факт покупки авиабилета. Маршрут/квитанция является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Следовательно, оформление и выдача маршрут/квитанции потребителю является неотъемлемой частью договора об оказании услуги по продаже авиабилета и не может быть расценена как сервисный сбор по оформлению билета (маршрут/квитанции).
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Из протокол опроса Соколова Н.С. следует, что гр. обратилась в офис продаж ОАО "Аэрофлот" в г. Чита по ул. Чкалова, 130 с целью приобретения авиабилетов Чита-Москва-Краснодар. В подборе маршрута необходимость у Соколовой Н.С. отсутствовала, ею были указаны конкретные даты, на которые планировался полет.
Обязанность ОАО "Аэрофлот" при оказании услуг по продаже авиабилетов доводить информацию об услуге предусмотрена ст. 10 Закона о защите прав потребителей.
Доказательств возможности приобретения авиабилетов без дополнительной оплаты обществом не представлено.
Ссылка Общества на указание ОАО "Аэрофлот" от 10.06.2008 г. N 145-/У в силу которого производится сбор за выписку бумажного билета, отклоняется. Согласно п. 1.3 Указания от 10.06.2008 г. N 145-/У сбор не взимается, если технологически не возможно оформить или переоформить электронный билет без выпуска бумажного бланка.
С учетом вышеизложенного, ОАО "Аэрофлот" при оказании основной услуги по продаже авиабилетов взимает с потребителей плату за доведение информации об услуге (информации о стыковке рейсов, подбор рейса, маршрута, бронирование места) и тем самым обусловливает приобретение авиабилетов, приобретением сведений, не располагая которыми получить основную услугу невозможно.
В силу п. 1 ст. 10, ст. 14 ГК РФ законодательством запрещается злоупотреблять правом, а способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя (статья 8). Конкретизируя это положение в статьях 34 и 35, Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Из смысла указанных конституционных норм о свободе в экономической сфере вытекает конституционное признание свободы договора как одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая Гражданским кодексом Российской Федерации провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1). При этом конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод (статья 55, часть 1, Конституции Российской Федерации) и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В качестве способов ограничения конституционной свободы договора на основании федерального закона предусмотрены, в частности, институт публичного договора, исключающего право коммерческой организации отказаться от заключения такого договора, кроме случаев, предусмотренных законом (статья 426 ГК Российской Федерации), а также институт договора присоединения, требующего от всех заключающих его клиентов - граждан присоединения к предложенному договору в целом (статья 428 ГК Российской Федерации) (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П).
Суд первой инстанции обосновано отклонил доводы заявителя о том, что потребитель мог приобрести билеты воспользовавшись услугой электронного бронирования через Интернет-ресурс -официальный сайт ОАО "Аэрофлот".
В силу п. 4 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Факт совершения Обществом изложенных нарушений подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного суду не представлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом при наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не истек. Вина Общества в совершении указанного правонарушения установлена. Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не допущено.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.06.2015 по делу N А40-80665/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80665/2015
Истец: ОАО "Аэрофлот", ОАО "АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по забайкальскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве
Третье лицо: Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю