г. Москва |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А41-24456/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" - Чиркова Н.В. представитель по доверенности от 22 апреля 2013 года N МКС/2013-224,
от заинтересованного лица Астраханской таможни - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "Трубопроводные покрытия и технологии" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2015 года по делу N А41-24456/15, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" об оспаривании постановления Астраханской таможни по делу об административном правонарушении, с участием третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью "Трубопроводные покрытия и технологии",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" (далее - ООО "Мэйджор Карго Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Астраханской таможне Федеральной таможенной службы (далее - таможенный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 26 февраля 2015 года N 10311000-578/2014, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общества с ограниченной ответственностью "Трубопроводные покрытия и технологии" (далее - ООО "Трубопроводные покрытия и технологии").
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2015 года заявленные требования ООО "Мэйджор Карго Сервис" удовлетворены (л.д. 80 т. 5).
Не согласившись с данным судебным актом, таможенный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Астраханской таможни и ООО "Трубопроводные покрытия и технологии", извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2014 года в адрес получателя ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по книжке МДП N XF68662635 от 09 октября 2014 года, CMR N 17 от 07 октября 2014 года, инвойсу FP24/10/2014 от 07 октября 2014 года в зону таможенного контроля Волжского таможенного поста Астраханской таможни перевозчиком "P.U.H.P. "ЕLК" Sp. z о.о." (Польша) на грузовом транспортном средстве 0ST1N31/0ST1F34 был доставлен товар: "Кран мостовой в демонтажном состоянии", стоимостью 182000,00 Евро, в связи с чем, таможенная процедура таможенного транзита по книжке МДП на Волжском таможенном посту была закрыта в 11 часов 15 минут 20 октября 2014 года (понедельник), что подтверждается оттиском штампа Астраханской таможни N 270 "Товар поступил" в СМР N 17 от 07 октября 2014 года.
Однако, указанный товар был размещен на временное хранение на складе ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" (разрешение таможни на хранение в ином месте от 20 октября 2014 года (N 10311/201014/000019/2), согласно отчету о принятии товара на временное хранение по форме ДО 1 N 0000001 от 22 октября 2014 года, только 22 октября 2014 года (среда) в 10 час. 42 мин. (гр.2 ДО 1).
Обязанность по совершению таможенных операций, связанная помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, в соответствии со статьей 225 ТК ТС, статье 237 Федерального закона от 27 ноября 2011 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), а также с учетом графика работы Волжского таможенного поста, должна быть исполнена обществом до 15 час. 30 мин. 20 октября 2014 года.
По факту выявленных нарушений административным органом 22 января 2015 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10311000-578/2014, ответственность за которое предусмотрено статьей 16.14 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 26 февраля 2015 года N 10311000-578/2014, в соответствии с которым ООО "Мэйджор Карго Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 16.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Склад временного хранения в силу пункта 1 статьи 68 ТК ТС и части 1 статьи 198 Федерального закона N 311-ФЗ является местом временного хранения. Иного назначения для складов временного хранения таможенным законодательством таможенного союза и Российской Федерации не предусмотрено. На СВХ иностранные товары хранятся под таможенным контролем до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 167 ТК ТС).
Согласно статье 169 Таможенного кодекса Таможенного союза для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 (одного) часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает перевозчику или иному лицу обладающему полномочиями в отношении товаров или их представителей, подтверждение о регистрации документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ТК ТС и частью 1 статьи 237 Федерального закона N 311-ФЗ таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
В течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 6 статьи 225 ТК ТС).
Аналогичная норма содержится в части 8 статьи 237 Федерального закона N 311-ФЗ, согласно которой перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2014 года в адрес получателя ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по книжке МДП N ХF24/10/2014 в зону таможенного контроля Волжского таможенного поста Астраханской таможни был доставлен товар: кран мостовой в демонтажном состоянии, и таможенная процедура таможенного транзита по указанной книжке МДП на Волжском таможенном посту была закрыта в 11 часов 15 минут 20 октября 2014 года.
При этом, Астраханской таможней была определена обязанность по совершению таможенных операций, связанная с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, в соответствии с вышеуказанными нормами таможенного законодательства, а также с учетом графика работы Волжского таможенного поста Астраханской до 20 октября 2014 года 15 часов 30 минут.
Также из материалов дела следует, что 22 июля 2014 года ООО "Мэйджор Карго Сервис" и ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" (декларант, клиент) заключили договор N 0092/02-14-293 на оказание услуг по организации транспортно-экспедиторского обслуживания грузов клиента и оказанием обществом в качестве таможенного представителя услуг клиенту по совершению операций по декларированию товаров и транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1.3.3 рассматриваемого договора общество приняло на себя обязательство при совершении предварительных операций по таможенному декларированию, в частности, поместить товары и транспортные средства на склад временного хранения.
ООО "Мэйджор Карго Сервис" и ОАО "Волжский завод асбестовых технических изделий" (ОАО "ВАТИ", хранитель) заключили договор хранения N 61-СВХ, предметом которого является хранение на складе временного хранения товарно-материальных ценностей и транспортных средств с товарно-материальными ценностями, помещаемым для проведения таможенного контроля (пункт 1.1 договора).
Во исполнение обязательств, принятых ООО "Мэйджор Карго Сервис" по договору оказания услуг, ООО "Мэйджор Карго Сервис" обратилось к руководителю ОАО "ВАТИ" с письмом о возможности размещения на СВХ товаров, прибывающих в адрес ООО "Трубопроводные покрытия и технологии".
Письмом ОАО "ВАТИ" от 05 сентября 2014 года сообщило, что хранитель готов принять груз на хранение на открытой площадке без выгрузки из транспортных средств, но не более 4 транспортных средств одновременно.
О возможностях СВХ ОАО "ВАТИ" размещения 4 транспортных средств был уведомлен декларант (ООО "Трубопроводные покрытия и технологии").
В связи с полученной информацией об ограниченной возможности СВХ ОАО "ВАТИ" по размещению на открытой площадке на временное хранение транспортных средств ООО "Трубопроводные покрытия и технологий" декларант обратился в адрес начальника Астраханской таможней с заявлением от 15 октября 2014 года N 349 о получении разрешения на временное хранение товаров с приложением всех необходимых документов, и которое было зарегистрировано Астраханской таможней 16 октября 2014 года за N 12983 и принято к рассмотрению.
Таким образом, ООО "Трубопроводные покрытия и технологий" заблаговременно обратилось в таможенные органы за получением разрешения.
Пунктом 2 Приказа ФТС от 29 декабря 2012 года N 2688 "Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на складе временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" предусмотрено, что после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза) товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (прилегающей территории склада временного хранения (СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров).
В соответствии с пунктом 9 Порядка уполномоченное лицо не позднее 3 часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) представляет таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Если указанные документы уже представлены таможенному органу, в частности, представлены перевозчиком при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, уполномоченное лицо представляет таможенному посту письменное обращение, составленное в произвольной форме и содержащее сведения о реквизитах этих документов.
Таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов.
Согласно пункту 12 Порядка со дня регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.
В соответствии с пунктом 34 Порядка установлены иные места временного хранения:
- склад таможенного органа;
- склад получателя товаров;
- помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;
- отдельные помещения в местах международного почтового обмена;
- место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;
- место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
- специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации таких товаров совпадают;
- железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;
- места, определяемые федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.
Временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 4 - 8 пункта 34 настоящего Порядка, осуществляется с письменного разрешения:
- таможенного поста в случаях, предусмотренных подпунктами 2 (только в отношении живых животных и скоропортящихся товаров), 7, 8 пункта 34 настоящего Порядка;
- таможни в остальных случаях.
Разрешение на временное хранение товаров в иных местах выдается на основании обращения заинтересованного лица. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах может быть разовое (на временное хранение определенной партии товаров) либо генеральное (использование созданной зоны таможенного контроля для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период времени). Период времени, в течение которого действительно генеральное разрешение, не должен превышать одного года с момента выдачи разрешения на временное хранение товаров.
Согласно пункту 36 Порядка заявление заинтересованного лица о получении разрешения на временное хранение товаров должно содержать в себе следующие сведения: наименование лица, его организационно-правовая форма, юридический и почтовые адреса; основания для временного хранения товаров в ином месте временного хранения, предусмотренные Таможенным кодексом и Федеральным законом; место нахождения помещений (открытых площадок), предполагаемых для временного хранения товаров; форма владения помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров, с указанием реквизитов соответствующих правоустанавливающих документов; статус получаемого разрешения (разовое либо генеральное) с приведением соответствующего обоснования и период его действия (для генерального разрешения); материально-техническое оснащение предполагаемого места временного хранения.
В соответствии с пунктом 37 Порядка к заявлению прикладываются следующие документы: документы, подтверждающие владение помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров (за исключением случаев временного хранения на железнодорожных путях); планы и чертежи предполагаемого места временного хранения товаров; документы, подтверждающие материально-техническое оснащение предполагаемого места временного хранения товаров; транспортные и коммерческие документы - если обращение подается на разовое разрешение на партию товаров до прибытия их на территорию Российской Федерации или до прибытия транспортного средства в место доставки, расположенное в месте нахождения таможенного органа.
Срок рассмотрения таможенным постом заявления заинтересованного лица и принятия решения о разрешении временного хранения в ином месте временного хранения не должен превышать 3 рабочих дней со дня его получения.
При положительном решении разрешение оформляется путем соответствующей резолюции начальника таможенного поста (его заместителя) на обращении заинтересованного лица. В случае принятия решения о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов указывается "Разрешаю при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов".
Разрешению присваивается регистрационный номер. Разрешения регистрируются таможенным постом в созданном для этих целей журнале регистрации разрешений на временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения. Журнал ведется в электронном виде.
Копия разрешения с резолюцией начальника таможни (его заместителя) (начальника таможенного поста (его заместителя) и регистрационным номером, заверенная в установленном порядке ответственным должностным лицом таможни, не позднее окончания рабочего дня, в течение которого было принято решение, вручается заинтересованному лицу, обратившемуся за разрешением.
В рассматриваемом случае, разрешению был присвоен номер 10311/201014/00019/2.
Как указывалось ранее, в своем постановлении Астраханская таможня ссылается на выданное разрешение от 20 октября 2014 года N 10311/201014/000019/2, которое, по мнению таможенного органа, общество не исполнило и предоставило товар на временное хранение, только 22 октября 2014 года (среда) в 10 ч. 42 мин.
Однако резолюция начальника Астраханской таможни (его заместителя) была проставлена на заявлении о разрешении на временное хранение только 21 октября 2014 года. Доказательств обратного заинтересованным лицом суду не представлено.
Таким образом, общество после получения разрешения с резолюцией начальника (его заместителя) Астраханской таможней, которое вручается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого было принято решение, т.е. 21 октября 2014 года, имело возможность совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, только 22 октября 2014 года в 10 час. 42 мин.
В силу положений статьи 65, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются вышеуказанные обстоятельства.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26 февраля 2015 года N 10311000-578/2014 о привлечении ООО "Мэйджор Карго Сервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ.
Доводы, приведенные Астраханской таможней, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2015 года по делу N А41-24456/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24456/2015
Истец: ООО "Мэйджор Карго Сервис"
Ответчик: Астраханская таможня
Третье лицо: ООО "Трубопроводные покрытия и технологии", Астраханская таможня