г. Москва |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А40-77925/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Марковой Т.Т., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минюста России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2015 по делу N А40-77925/15, принятое судьей О.В. Сизовой,
по заявлению: ООО "АКЦЕПТ" (119021, Москва, Зубовский бульвар, 17, стр. 1)
к ответчику/заинтересованному лицу: Министерству юстиции Российской Федерации (119991, Москва, Житная, 14)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 04.03.2015 N 06-24080/15, в предоставлении ООО "АКЦЕПТ" (Телевизионный канал РЕН ТВ) государственной услуги по проставлению апостиля на справке Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных от 29 декабря 2014 года N 07-11/29695 о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2014 году, для предоставления в налоговые органы Республики Казахстан, обязании оказать ООО "АКЦЕПТ" (Телевизионный канал РЕН ТВ) государственную услугу по проставлению апостиля на справке Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных от 29 декабря 2014 года N 07-11/29695 о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2014 году,
при участии:
от заявителя: |
Орлова О.М. по дов. от 29.07.2015; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АКЦЕПТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 04.03.2015 N 06-24080/15, в предоставлении ООО "АКЦЕПТ" (Телевизионный канал РЕН ТВ) государственной услуги по проставлению апостиля на справке Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных от 29 декабря 2014 года N 07-11/29695 о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2014 году, для предоставления в налоговые органы Республики Казахстан, обязании оказать ООО "АКЦЕПТ" (Телевизионный канал РЕН ТВ) государственную услугу по проставлению апостиля на справке Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных от 29 декабря 2014 года N 07-11/29695 о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2014 году.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2015 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, Минюст России обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель апеллянта в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
ООО "АКЦЕПТ" в феврале 2015 года обратился в Министерство юстиции российской Федерации с заявлением о предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на справке Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных от 29 декабря 2014 года N 07-11 /29695 о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2014 году, для целей дельнейшего предоставления указанного документа в Республику Казахстан.
Предъявления указанной выше справки с проставленным апостилем было необходимо Истцу в соответствии с условиями договора N А-470/14 от 28.08.14 (п.6.2.), заключенного между ООО "АКЦЕПТ" (Телевизионный канал РЕН ТВ) и ТОО "Телекомпания "Эра" - юридическим лицом, действующим в соответствии с законодательством Республики Казахстан, зарегистрированным и находящимся на его территории.
Письмом от 04.03.2015 N 06-24080/15 заявителю отказано в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на справках о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации за 2014 г. для целей предъявления указанных документов на территории Республики Казахстан на основании абзаца 3 пункта 35 Административного регламента.
Не согласившись с указанным решением, изложенном в письме от 04.03.2015 N 06-24080/15, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции, признавая отказ незаконным, исходил из следующего.
Согласно статье 5 Гаагской конвенции, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
В свою очередь, положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами-членами в г. Кишиневе 07.10.2002 г. и ратифицированной Законом РК от 10 марта 2004 года N 531 и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 г.) и ратифицированной постановлением ВС РК от 31 марта 1993 года N 2055-ХП, предусматривают, что она заключена между Договаривающимися сторонами исходя из стремления обеспечить гражданам каждой из Договаривающихся Сторон и другим лицам, проживающим на ее территории, надежную правовую защиту их личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех Договаривающихся Сторон, придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Кишиневской конвенции термин "гражданские дела", употребляемый в Конвенции, включает в себя также дела, касающиеся разрешения экономических споров.
Статьей 12 Кишиневской конвенции и статьей 13 Минской конвенции предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
На основании вышеизложенного, нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления дипломатической или консульской легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям.
Вывод о том, что налогоплательщик Республики Казахстан не вправе применять положения статей 212 - 215 НК РК на основании сертификата резидентства, не апостилированного в установленном порядке подтверждается письмом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Налоговый комитет МФ РК) от 08.01.2014 N НК-13-ЮЛ-Е-883-НК-17.
Кроме того, Министерство Финансов Российской Федерации Письмом от 15.05.2014 N 03-08-13/22891 в целях соблюдения принципа взаимности также уведомило налоговые органы Российской Федерации об обязанности принимать соответствующие справки о резидентстве в Республике Казахстан исключительно с проставленным на них апостилем.
Так, Министерство Финансов Российской Федерации Письмом от 15.05.2014 N 03-08-13/22891 уведомило налоговые органы Российской Федерации об обязанности принимать соответствующие справки о резидентстве в Республике Казахстан исключительно с проставленным на них апостилем.
Согласно п. "Б" ч. 3 ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.
Как указал Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан в Письме от 08.01.2014 N НК-13-ЮЛ-Е-883-НК-17, нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без проставления апостиля в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям. Налогоплательщик Республики Казахстан не вправе применять освобождение или сниженную ставку налога на основании сертификата резидентства, не апостилированного в установленном порядке.
Таким образом, Минфин РФ и Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан сформировали позицию по вопросу неприменимости Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям и об обязанности налоговых органов принимать справки о резидентстве исключительно с проставленным на них апостилем.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений норм права. По сути, данные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.07.2015 по делу N А40-77925/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77925/2015
Истец: ООО "Акцепт", ООО "АКЦЕПТ" (ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КАНАЛ РЕН ТВ)
Ответчик: Министерство юстиции РФ