г. Саратов |
|
23 сентября 2015 г. |
Дело N А57-4870/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КРАССАР"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2015 года
по делу N А57-4870/2015 (судья Степура С.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КРАССАР" (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Кривая, 37, ИНН 6449052929, ОГРН 1096449001461)
заинтересованное лицо: Саратовская таможня (410010, Саратов, ул. Артиллеийская, 7, ОГРН 1036405207046, ИНН 6452016790,)
о признании незаконным и отмене решений о корректировке таможенной стоимости товаров от 17.02.202015г. по ДТ 10413010/111214/008500, от 17.02.2015 по ДТ 10413010/111214/0085501, от 17.02.2015 по ДТ 10413010/111214/0085520, от 17.02.2015 по ДТ 10413010/111214/0085521,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "КРАССАР" Мокроусов А.А., по доверенности от 10.12.2014,
Саратовской таможни Ковач О.В., по доверенности от 19.01.2015 N 01-08-33/00427, Евсеев Д.Д. по доверенности от 30.12.2014 N 01-08-33/16801, Бойко Я.Г. по доверенности от 30.12.2014 N 01-08-33/16813
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "КРАССАР" (далее - ООО "КРАССАР", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене решений о корректировке таможенной стоимости товаров от 17.02.2015 по ДТ 10413010/111214/008500, от 17.02.2015 по ДТ 10413010/111214/0085501, от 17.02.2015 по ДТ 10413010/111214/0085520, от 17.02.2015 по ДТ 10413010/111214/0085521.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Саратовская таможня.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2015 года по делу N А57-4870/2015 в удовлетворении заявления ООО "КРАССАР" отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "КРАССАР" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Таможенный орган в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с внешнеторговым контрактом от 27.09.2014 N LRTN 27/09, заключенным ООО "КРАССАР" (покупатель) и "Xinjiang Lonran International Engineering & Technology CO., LTD" (Китай) (поставщик) на таможенную территорию Таможенного союза был ввезен товар "томатная паста урожай 2014 года" для дальнейшей промышленной переработки с содержанием растворимых сухих веществ не менее 36-38%" по:
- ДТ N 10413010/111214/008500 - 61 830 кг на сумму 1 864 502,82 руб.,
- ДТ N 10413010/111214/008501 - 61 830 кг на сумму 1 865 256,70 руб.,
- ДТ N 10413010/111214/008520 - 61 794 кг на сумму 1 863 417,23 руб.,
- ДТ N 10413010/111214/008521 - 61 855 кг на сумму 1 865 256,70 руб.
Таможенная стоимость в указанных ДТ указана заявителем на условиях DАР - Достык по первому методу определения таможенной стоимости в указанных размерах.
В соответствии с п.2.3. Контракта, валютой контракта является рубль РФ, а валютой платежа - доллар США.
В соответствии с приложением N 1 от 27.09.2014 к Контракту, цена за 1 тонну товара согласована сторонами в размере 30 155,31 рублей, а платеж по Контракту осуществляется Покупателем в долларах США по курсу 36,3317 рублей за доллар.
По результатам контроля таможенной стоимости при декларировании товаров Энгельсским таможенным постом принято решение от 12.12.2014, о проведении дополнительной проверки по рассматриваемым ДТ, в связи с чем, у заявителя запрошены дополнительные документы (прайс-лист производителя, сведения о стоимости товара в стране отправления, информация о приобретении валютных средств, банковские документы об оплате ввезенного товара, ведомости банковского контроля.).
21 января 2015 года ООО "КРАССАР" в таможенный орган представлены дополнительные документы и сведения.
Ссылаясь на то, что таможенная стоимость товаров, декларированных по рассматриваемым ДТ и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что является нарушением пункта 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", пункта 4 статьи 65 ТК ТС в соответствии со статьей 191 Таможенного кодекса Таможенного союза Таможенным органом 17.02.2015 приняты следующие решения о корректировке таможенной стоимости товаров:
- по ДТ N 10413010/111214/008500 - 61830 кг. с суммы 1 864 502, 82 рублей до 2 785 374,26 рублей,
- по ДТ N 10413010/111214/008501 - 61 830 кг. с суммы 1 864 502, 82 рублей до 2 785 374,26 рублей,
- по ДТ N 10413010/111214/008520 - 61 794 кг. с суммы 1 863 417,23 рублей до 2 810 289,44 рублей,
- по ДТ N N 10413010/111214/008520 - 61 855 кг. с суммы 1 865 256,70 рублей до 2 813 063,62 рублей.
Заявитель, полагая, что решения о корректировке таможенной стоимости от 17.02.2015 по ДТ 10413010/111214/008500, 10413010/111214/008501, N 10413010/111214/008520, N 10413010/111214/008520 нарушают права и законные интересы и являются незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что обжалуемые заявителем решения Саратовской таможни о корректировке таможенной стоимости товара являются правомерными.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 ТК ТС).
Как установлено пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно части 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
В пункте 1 статьи 1 Соглашения установлено, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государства при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства.
Пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
Пунктом 3 статьи 2 Соглашения установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения, установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 2 ст. 4 Соглашения).
В силу части 3 статьи 5 указанного Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В ходе проверки таможенный орган по вышеуказанным декларациям пришел к выводу о том, что в данном случае к определению таможенной стоимости ввозимых товаров применим заявленный декларантом первый метод, однако сама стоимость сделки с товарами определена неверно.
Так, согласно контракта от 27.09.2014 N LRTN 27/09 валютой Контракта является рубль РФ.
При этом в соответствии с приложением N 1 от 27.09.2014 к Контракту, цена за 1 тонну товара согласована сторонами в размере 30 155,31 рублей, а платеж по Контракту осуществляется Покупателем в долларах США по курсу 36,3317 рублей за доллар в срок не позднее 32 календарных дней с момента прибытия партии товара на станцию назначения и проведения покупателем полного комплекса таможенных процедур (т.1, л.д. 31-32).
Согласно сведениям, указанным в экспортной декларации страны отправления (Китай), товар по данной поставке продан иностранной компанией по цене 830 долл.США/тонну в количестве 61 830 кг (лист дела 19); при этом данные о фактурной стоимости в размере 1 864 502,82 руб. или о цене товара по 30,16 руб./кг в экспортной декларации отсутствуют.
Согласно представленному заявлениям на перевод N 177 от 31.12.15 и N 1 от 16.01.15 ООО "Крассар" фактически оплатило товар сумму в размере 205 266,46 долл.США, как и указано в экспортной декларации, исходя из цены товара в размере 0,83 долл.США/кг.
Оплаченная сумма относится на поставки товара, продекларированного по ДТ N 10413010/111214/008501, 10413010/121214/008520, 10413010/121214/008521.
При этом таможенная стоимость товара была определена заявителем в рублях по куру валют, установленному соглашением сторон сделки - 36,3317 руб./долл. США.
Поскольку данный курс не соответствует курсу ЦБ РФ ни на дату заключения соглашения, ни на дату платежа за поставку товара, ни на дату покупки валюты, таможенный орган пришел к выводу, что курс доллара США, установленный и зафиксированный в дополнительном соглашении - 36,3317 руб. является искусственно установленным; использование "искусственного" курса пересчета валют, не соответствующего рыночному курсу валют, установленному ЦБ РФ в период продажи данного товара, свидетельствует о влиянии условий на цену декларируемого товара, определённую исходя из данного курса.
С учётом представленных декларантом документов цена, подлежащая уплате за оцениваемый товар, составляет по 3 декларациям - 830 долл. США/тонну, по 1 декларации - 800 долл. США/тонну, что также подтверждается экспортной декларацией страны отправления и произведенной оплатой за товар.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решений таможни в силу следующего.
Как уже указано выше, подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения при условии, что продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 2 ст. 4 Соглашения).
В рассматриваемом случае, общая сумма платежей за данную поставку, составляет 175 266,46 долларов США, что подтверждается сведениями, заявленными в представленной экспортной декларации страны отправления, а также заявлением N 1 от 16.01.2015 г. на перевод валюты в адрес продавца на сумму 175 266,46 долларов США, справкой ЗАО "АКБ "Экспресс-Волга" о валютных операциях от 16.01.20105г., что и является ценой, фактически уплаченной за оцениваемый товар.
В силу статьи 78 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае, если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Исходя из цены, фактически уплаченной за товар в долл. США, таможенный орган правомерно, руководствуясь статьей 78 ТК ТС, определил таможенную стоимость товара по официальному курсу, установленному ЦБ РФ, действующему на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку подателя жалобы на статью 317 ГК РФ по следующим основаниям.
Как указано выше, в силу пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно статье 78 ТК ТС в случае, если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Пунктом 15 статьи 4 Федерального закона N 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Таким образом, по совокупности вышеназванных норм для определения таможенной стоимости товаров необходимо применять курс валют, действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом и устанавливаемый на эту дату Центральным банком Российской Федерации.
Стороны внешнеэкономического контракта вправе установить своим соглашением в гражданско-правовых целях удобный им курс валюты денежных обязательств, однако этот курс не может быть применен в целях исчисления таможенных платежей.
Иное толкование влечет искусственное уменьшение таможенных платежей до любого удобного сторонам размера.
Отклоняет суд апелляционной инстанции и ссылку заявителя на нормы налогового законодательства.
Так, в апелляционной жалобе заявитель указывает, что действующее налоговое законодательство прямо запрещает включение в состав таможенной стоимости товаров внереализационных расходов в виде отрицательной курсовой разницы.
Как указано в подпункте 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ, к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, за исключением авансов, выданных (полученных) в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации. Отрицательной курсовой разницей в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
В настоящем деле спорным является вопрос о верном применении курса валют для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, а именно для определения таможенной стоимости товаров.
Разница между курсом валюты, применённым заявителем (36,3317 руб./долл.США) и курсом валюты, подлежащим применению в силу норм таможенного законодательства, не является отрицательной курсовой разницей в понятии налогового законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения, поскольку не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КРАССАР" следует оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2015 года по делу N А57-4870/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4870/2015
Истец: ООО "Крассар", ООО "Крассар" (представитель Трибунский В. В), ООО "Крассар" в лице представителя Трибунского Вадима Валентиновича
Ответчик: Саратовская таможня, Саратовская таможня Приволжского Таможенного Управления ФТС России