город Москва |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А40-176437/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.А. Солоповой судей Н.И. Левченко, О.Н. Лаптевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
С.А. Захаровой рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Первая Грузовая Компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2015 года по делу N А40-176437/2014, принятое судьей А.А. Гречишкиным по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2)
к Акционерному обществу "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856, 690091, Приморский край, г. Владивосток,
ул. Алеутская, 6) о взыскании 941 441 руб. 17 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца - Бегизарова Н.А. (по доверенности от 22.07.2015)
от ответчика - Цильке Д.В. (по доверенности от 02.04.2015)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "Первая Грузовая Компания" (далее - ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 3 139 865 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2015 года с ответчика в пользу истца взысканы задолженность в размере 1 696 398 руб. 23 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 20 908 руб. 37 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда от 13 мая 2015 года, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что причины простоя не зависели от грузополучателя, поскольку перевозчик имел возможность доставить спорные цистерны без задержки в пути следования.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке статьи 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что 03 ноября 2013 года по накладным N ЭВ800141, ЭВ799724, 00853383, ЭВ804573, ЭВ799548, ЭВ799548, ЭВ803216, 00853376, 00853382, 00853383 в адрес ответчика на станцию Сызрань-1 прибыли 56 порожних цистерн из-под светлых и темных нефтепродуктов.
Ввиду занятости путей необщего пользования ответчика на станции назначения вагоны, следовавшие по названным перевозочным документам, по приказу перевозчика N 3181 от 21.10.2013 были задержаны на станции Ключики, о чем станцией составлен акт общей формы N 84 от 21.10.2013.
После освобождения путей необщего пользования на станции Сызрань-1 вагоны по приказу перевозчика N 6363 от 02.11.2013 были отправлены со станции Ключики на станцию назначения, о чем составлен акт общей формы N 86 от 02.11.2013. Срок доставки был продлен на все время задержки вагонов.
О факте задержки и отправления вагонов ответчик был извещен путем вручения уведомлений N 293 от 21.10.2013 и N 310 от 02.11.2013.
Однако, действий по освобождению путей ППС и путей станции Сызрань-1 для принятия задержанных вагонов или перестановки данных вагонов в отстой ответчиком предпринято не было.
Общее время задержки вагонов на станции Ключики составило 290 часов - с 16:47 21.10.2013 по 18:20 02.11.2013.
06 ноября 2013 года по накладным N ЭВ858927, ЭВ894812, 00893457, ЭВ859212, ЭВ813621, 00853417, ЭВ862301, ЭВ960337, ЭВ607031, ЭВ855876, 00853318, 00930929, 00853434, 00853425 в адрес ответчика на станцию Сызрань-1 прибыли 44 порожних цистерны из-под светлых и темных нефтепродуктов.
Ввиду занятости путей необщего пользования ответчика на станции назначения вагоны, следовавшие по названным перевозочным документам, по приказу перевозчика N 3195 от 22.10.2013 были задержаны на станции Налейка, о чем станцией составлен акт общей формы N 104 от 22.10.2013.
После освобождения путей необщего пользования на станции Сызрань-1 вагоны по приказу перевозчика N 6421 от 06.11.2013 были отправлены со станции Налейка на станцию назначения, о чем составлен акт общей формы N 108 от 06.11.2013. Срок доставки был продлен на все время задержки вагонов.
О факте задержки и отправления вагонов ответчик был извещен путем вручения уведомлений N 294 от 23.10.2013 и N 319 от 06.11.2013.
Однако, действий по освобождению путей ППС и путей станции Сызрань-1 для принятия задержанных вагонов или перестановки данных вагонов в отстой ответчиком предпринято не было.
Общее время задержки вагонов на станции Ключики составило 356 часов - с 18:43 22.10.2013 по 14:07 06.11.2013.
31 октября 2013 года по накладным N ЭГ118009, ЭГ118680, ЭП18646, ЭГ118609 в адрес ответчика на станцию Сызрань-1 прибыли 63 порожние цистерны из-под светлых и темных нефтепродуктов.
Ввиду занятости путей необщего пользования ответчика на станции назначения вагоны, следовавшие по названным перевозочным документам, по приказу перевозчика N 3226 от 24.10.2013 были задержаны на станции Кашпир, о чем станцией составлен акт общей формы N 3/2306 от 24.10.2013.
После освобождения путей необщего пользования на станции Сызрань-1 вагоны по приказу перевозчика N 6314 от 31.10.2013 были отправлены со станции Кашпир на станцию назначения, о чем составлен акт общей формы N 2/2330 от 31.10.2013. Срок доставки был продлен на все время задержки вагонов.
О факте задержки и отправления вагонов ответчик был извещен путем вручения уведомлений N 298 от 24.10.2013 и N 309 от 31.10.2013.
Однако, действий по освобождению путей ППС и путей станции Сызрань-1 для принятия задержанных вагонов или перестановки данных вагонов в отстой ответчиком предпринято не было.
Общее время задержки вагонов на станции Кашпир составило 152 часа - с 22:26 24.10.2013 по 06:34 31.10.2013.
Поскольку на станцию назначения вагоны прибыли с просроченным сроком доставки, станцией Сызрань-1 составлены акты общей формы: N 11/19391 от 02.11.2013 (по вагонам, которые находились на ст. Ключики), N 05/1313 от 06.11.2013 (по вагонам, которые находились на ст. Налейка), N 17/8391 от 31.10.2013 (по вагонам, которые находились на ст. Кашпир) для последующего начисления платежей.
На основании договора на подачу и уборку вагонов на путь необщего пользования N 6/124/ДД/ФСмр/ТО-67/10 от 26.02.2010 и перевозочных документов прибывающие в адрес ответчика порожние вагоны должны быть поданы на пути ППС (под пропарку).
В соответствии с пунктом 3 договора N 6/124/ДД/ФСмр/ТО-67/10 от 26.02.2010 движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования осуществляется с соблюдением Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - Инструкция).
Занятость путей необщего пользования на станции Сызрань-1 подтверждается памятками приемосдатчиков, которые подписаны обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 1.9 указанной Инструкции для пропарки цистерн используются пути необщего пользования N 3-6.
Пунктом 4.1.14 Комплексного технологического процесса работы станции Сызрань-1, ППП Сызрань Самарского филиала ОАО "ПГК" и операторских компаний пользователей услуг ППС установлено, что простой цистерн под обработкой на эстакадах в зимний период: на темной эстакаде - 240 мин., на светлой эстакаде -140 мин.
Помимо вагонов, находящихся на путях необщего пользования под обработкой, и вагонов, на которые начислена плата за пользование вагонами в рамках данного дела, в указанный период на путях станции назначения и промежуточных станциях по другим актам общей формы простаивало в ожидании подачи под пропарку большое количество вагонов.
На основании пункта 2.1.11 дополнительного соглашения N 9 от 27.02.2012 к договору на организацию расчетов от 27.12.2007 N 237-жд ОАО "РЖД" начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования из расчета ставок, определенных в приложении N 3 к договору.
Согласно расчету ОАО "РЖД" плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования составила сумму в размере 3 139 865 руб. 19 коп.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) данный закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями) грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Взаимоотношения между сторонами регулируются договором на подачу и уборку вагонов N 6/124 от 26.02.2010, договором на организацию расчетов N 237-жд от 27.12.2007, Инструкцией о порядке обслуживания и организации маневрового движения на путях промывочно-пропарочной станции Сызрань Самарского филиала ОАО "ПГК" от 11.12.2009 и Комплексным технологическим процессом работы станции Сызрань-1, ППС ОАО "ПГК" и операторских компаний от 31.05.2010.
Согласно пункту 2.1.11 дополнительного соглашения N 9 от 27.02.2012 к договору N 237-жд в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем, ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к договору.
Поскольку факт простоя вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования подтвержден материалами дела, в том числе транспортными железнодорожными накладными, дорожными ведомостями, памятками премосдатчика на подачу вагонов, уведомительными письмами ответчика, актами общей формы, плата за время нахождения этих вагонов на путях общего пользования правомерно начислена истцом, исходя из условий дополнительного соглашения и расчета ставок, определенных в приложении к договору на организацию расчетов.
Вместе с тем, при принятии решения суд первой инстанции признал обоснованным довод ответчика о том, что простой части вагонов на путях общего пользования произошел по независящим от ответчика обстоятельствам.
Судом первой инстанции, исходя из указанных норм закона и установленных фактических обстоятельств спора, сделан обоснованный вывод о правомерности требований истца на сумму 1 696 398 руб. 23 коп.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушениях со стороны истца при приемке вагонов к перевозке отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу пункта 22.1 Правил приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28, перевозчик при приеме собственного порожнего вагона для перевозки может представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа.
Согласно пункту 22.1 Правил приема груза к перевозке перевозчик рассматривает возможность осуществления такой перевозки с владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, по которым будет осуществляться перевозка собственного порожнего вагона, исходя из технических и/или технологических возможностей железнодорожной станции, на которой предполагается прием собственного порожнего вагона к перевозке, а также с учетом иных обстоятельств, влияющих на возможность осуществления перевозки.
В связи с этим, перевозчик, принимая к перевозке вагон, должен оценить возможности только станции, где принимается вагон к перевозке (станции отправления).
Однако, каких либо указаний о наличии технических и технологических оснований со стороны перевозчика для неприема вагонов ответчика к перевозке не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом в спорный период нарушалось время подачи вагонов на ППС, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в спорный период именно ответчиком допускались нарушения технологического времени на грузовые операции, установленного пунктом 13 договора N 6/124 (в редакции протокола согласования разногласий).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что плата за использование путей общего пользования ст. Сызрань-1 включена в железнодорожный тариф, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно пункту 2.4.1.5. Постановления ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 по расчетным таблицам определяется плата для универсальных полувагонов и платформ - как сумма платы за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД в порожнем рейсе.
При этом, ответчик ссылается на то, что данная плата взимается как плата за непроизводительный простой вагонов на станции назначения по вине грузополучателя.
Однако, ответчиком не учтено, что провозная плата включает в себя плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" в пути следования в процессе движения вагонов, то есть плата за проезд вагонов собственников по железным дорогам России.
Начисленная истцом плата за простой не могла быть включена в провозную плату, поскольку договором перевозки не предусмотрена ситуация, по которой вагоны не могут быть приняты грузополучателем, и в связи с этим ставятся на ответственный простой на пути общего пользования, то есть использование пути общего пользования сверх времени, необходимого для перевозки грузов.
Обязанность грузополучателя принять груз до истечения срока доставки предусмотрена пунктом 39.1 Приказа МПС России от 18.06.2003 N 29 "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", согласно которому в случае прибытия собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения в пределах срока доставки после получения уведомления перевозчика о прибытии собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения получатель обязан принять эти вагоны до истечения срока доставки, указанного в накладной.
Ссылка ответчика на железнодорожные накладные (отправки) N ЭГ118680, ЭГ118609, ЭГ118646 признается судом несостоятельной, поскольку они не были предметом исследования по настоящему делу, по этим отправкам расчет платы истцом не производился.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции не имеется предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда от 13 мая 2015 года.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2015 года по делу N А40-176437/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Солопова |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176437/2014
Истец: ОАО " РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО " ПГК", ОАО "Первая грузовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50507/16
01.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19063/15
24.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30165/15
13.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-176437/14