г. Киров |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А17-129/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Токмановой К.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя заявителя - Юницыной Н.А., действующей на основании доверенности от 30.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Морковкиной Светланы Анатольевны
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.05.2015
по делу N А17-129/2015, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Морковкиной Светланы Анатольевны (ОГРН 304371110600105, ИНН: 371100173837)
к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (ОГРН 1063702101000, ИНН: 3702089485),
третьи лица: индивидуальный предприниматель Безруков Сергей Валентинович; индивидуальный предприниматель Вагин Иван Вячеславович; индивидуальный предприниматель Погонин Вадим Анатольевич; индивидуальный предприниматель Куприн Михаил Вячеславович; индивидуальный предприниматель Гангура Юрий Николаевич; общество с ограниченной ответственностью "РемСтрой-Т"; индивидуальный предприниматель Загиров Дибир Зайбулаевич; индивидуальный предприниматель Кочетов Вячеслав Викторович; МУП "Комсомольское автотранспортное предприятие", общество с ограниченной ответственностью "Техсервис", общество с ограниченной ответственностью "Пэй Систем", индивидуальный предприниматель Балиев Али Султангамидович, общество с ограниченной ответственностью "Эвакуаторы 50-33-33",
о признании недействительным отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке с датами начала и окончания приема заявок на участие в отборе с 11.12.2014 по 22.12.2014, проведенного Комитетом Ивановской области по транспорту,
установил:
индивидуальный предприниматель Морковкина Светлана Анатольевна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Морковкина С.А.) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Комитету Ивановской области по транспорту (далее - Комитет) о признании недействительным отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке с датами начала и окончания приема заявок на участие в отборе с 11.12.2014 по 22.12.2014, проведенного Комитетом.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с реорганизацией суд в порядке процессуального правопреемства заменил Комитет на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее - ответчик, Департамент).
Определением от 17.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Безруков Сергей Валентинович, индивидуальный предприниматель Вагин Иван Вячеславович, индивидуальный предприниматель Погонин Вадим Анатольевич, индивидуальный предприниматель Куприн Михаил Вячеславович, индивидуальный предприниматель Гангура Юрий Николаевич, общество с ограниченной ответственностью "РемСтрой-Т", индивидуальный предприниматель Загиров Дибир Зайбулаевич, индивидуальный предприниматель Кочетов Вячеслав Викторович, муниципальное унитарное предприятие "Комсомольское автотранспортное предприятие", общество с ограниченной ответственностью "Техсервис", общество с ограниченной ответственностью "Пэй Систем", индивидуальный предприниматель Балиев Али Султангамидович, общество с ограниченной ответственностью "Эвакуаторы 50-33-33" (л.д. 100-102).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 25.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Предприниматель не согласна с выводами суда о том, что права заявителя как хозяйствующего субъекта не нарушены установлением срока оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке. По мнению заявителя, сам факт установления срока оказания услуг является ограничением предпринимательской деятельности, что согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N135-ФЗ) является нарушением антимонопольного законодательства.
ИП Морковкина С.А. считает, что суд первой инстанции и ответчик не ссылаются на нормы, устанавливающие ограничение срока осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории Ивановской области. Предприниматель не согласна с тем, что срок осуществления деятельности равнозначен периодичности проведения отборов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке. По мнению заявителя, периодичность проведения указанных отборов свидетельствует об обязанности уполномоченного органа по проведению процедур для допуска на товарный рынок новых хозяйствующих субъектов.
Департамент представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает, заявленные в ней доводы, просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержала требования жалобы.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09.12.2014 Комитетом утверждена документация по проведению отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке (далее - документация по проведению отбора).
Предприниматель согласно протоколу N 2.2 оценки заявок на участие в отборе на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке от 25.12.2014 была допущена в качестве претендента для участия в отборе, признана участником отбора, заявка ИП Морковкиной С.А. (заявка N15) признана соответствующей требованиям документации по проведению отбора, Порядку проведения отбора на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 21.08.2014 N 343-п, в редакции от 30.10.2014 (далее - Порядок проведения отбора).
На основании указанного протокола распоряжением Комитета от 29.12.2014 N 60-р утвержден перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке, ИП Морковкина С.А. включена в указанный перечень.
Полагая, что установленные пунктом 4 раздела 3 "Информационная карта обора", а также пунктами 10.1 и 14.2 документации по проведению отбора положения нарушают нормы антимонопольного законодательства, Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке с датами начала и окончания приема заявок на участие в отборе с 11.12.2014 по 22.12.2014, проведенного Комитетом.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов проведенным отбором, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ в целях определения порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 КоАП РФ, принят Закон Ивановской области от 01.10.2012 N 66-03 "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (далее - Закон N66-ОЗ).
Согласно части 1 статьи 2 названного закона отбор на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке проводится на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Ивановской области.
Порядок проведения отбора определяет порядок проведения на конкурсной основе отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке; в отборе могут принимать участие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на любом законном праве специализированную стоянку, отвечающую требованиям, установленным Законом N 66-ОЗ (пункт 1.1, пункт 1.2 Порядка проведения отбора).
В силу пункта 1.3 названного Порядка отбор осуществляется комитетом Ивановской области по транспорту (далее - организатор).
В силу пункта 1.4 Порядка проведения отбора документация для отбора разрабатывается и утверждается организатором; документация должна содержать требования к форме и содержанию заявки на участие в отборе; порядок, место, дату начала и окончания срока подачи заявки; требования к претендентам; место, порядок, дату и время вскрытия конвертов с заявками.
Пунктом 2.1 Порядка проведения отбора установлено, что организатор принимает решение о проведении отбора ежегодно, в декабре текущего года, путем размещения извещения о проведении отбора в официальном печатном издании Ивановской области и на своем официальном сайте в сети Интернет не менее чем за 7 рабочих дней до дня окончания срока представления заявок.
Пункт 3.2 названного Порядка содержит перечень документов, из которых состоит заявка: заявление на участие в отборе по форме и содержанию, установленным документацией; выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц); выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); документы, подтверждающие наличие у претендента на любом законном праве специализированной стоянки (копии документов о наличии на любом законном праве земельного участка, на котором размещена специализированная стоянка); документы, подтверждающие соответствие специализированной стоянки требованиям, установленным Законом N 66-ОЗ; описи прилагаемых документов.
Документация по проведению отбора содержит раздел 3 "Информационная карта отбора", согласно пункту 4 которого срок (период) оказания услуг не более одного года.
Согласно пунктам 10.1 и 14.2 документации, претендент вправе подать только одну заявку на участие в отборе (с неограниченным количеством специализированных стоянок, принадлежащих ему на любом законном праве); в случае установления факта подачи одним претендентом двух и более заявок на участие в отборе при условии, что поданные ранее заявки таким претендентом не отозваны, все заявки на участие в отборе такого претендента не рассматриваются и возвращаются такому претенденту.
Предъявляя в суд требование о признании отбора недействительным, заявитель ссылался на допущенные при проведении отбора нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 и пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
По мнению заявителя, нарушение выражается в том, что хозяйствующий субъект, имеющий одну стоянку, приобретает преимущество перед теми участниками, у кого имеется две и более стоянок, так как при наличии в заявке нескольких стоянок соответственно производится их оценка на соответствие требованиям законодательства и при наличии замечаний хотя бы по одной из стоянок заявка отклоняется. Кроме того, в документации также ограничен срок права осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, что, по мнению Предпринимателя, противоречит пункту 3.2 Порядка проведения отбора.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15).
При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах (пункт 2 части 1 статьи 17 Закона 135-ФЗ).
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции); признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 названного Закона.
Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Из материалов дела не усматривается, что Комитетом допущены нарушения, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Условия доступа к отбору установлены равными для всех.
Доводы заявителя о том, что хозяйствующий субъект, имеющий одну стоянку, приобретает преимущество перед теми участниками, у кого имеется две и более стоянок, так как при наличии замечаний хотя бы по одной из стоянок заявка отклоняется, признаются апелляционным судом несостоятельными в силу следующего.
Согласно пункту 6.3 Порядка проведения отбора по результатам отбора в соответствии с протоколом оценки заявок организатор подготавливает распоряжение о перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке, с указанием места расположения специализированных стоянок. Данный перечень размещается на официальном сайте организатора в сети Интернет в течение 4 рабочих дней со дня подписания вышеуказанного распоряжения.
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, в соответствии с документацией проводится не отбор стоянок, а отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым будет предоставлено право осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированной стоянке.
Кроме того, из представленной в материалы дела документации не следует, что претенденты обязаны указывать все специализированные стоянки, принадлежащие им на любом законном праве, а также, что несоответствие хотя бы одной стоянки требованиям закона является основанием для отклонения заявки в целом. Претендент имеет возможность указать в заявке либо одну стоянку, либо несколько, либо все специализированные стоянки, принадлежащие ему на любом законном праве.
В апелляционной жалобе Предприниматель также отмечает, что в документации ограничен срок действия права осуществления деятельности по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, что является нарушением антимонопольного законодательства.
Отклоняя указанный довод, суд апелляционной инстанции исходит из того, что, устанавливая в пункте 4 раздела 3 документации по проведению отбора срок (период) оказания услуг не более одного года, Комитет руководствовался положениями пункта 2.1 Порядка проведения отбора, который утвержден Правительством Ивановской области в соответствии с Законом N 66-ОЗ.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что установление срока оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке не ограничивает возможность оказания данных услуг после истечения одного года, так как при проведении очередного отбора хозяйствующим субъектам, которые ранее уже участвовали в отборе и признавались победителями предоставляется возможность равного доступа к такому отбору в установленном порядке.
По мнению заявителя, периодичность проведения указанных отборов свидетельствует об обязанности уполномоченного органа по проведению процедур для допуска на товарный рынок новых хозяйствующих субъектов. Данный довод не основан на материалах дела. Более того, указанный довод не опровергает выводов суда первой инстанции, что срок оказания услуг по отбору, проводимому в декабре 2014, обоснованно определен в один год. Решение о проведении отбора принимается ежегодно, в декабре текущего года и не может действовать более года, так как уполномоченный орган в силу требований пункта 2.1 Порядка проведения отбора должен будет вновь провести отбор.
Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии при проведении отбора указанных заявителем нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, отсутствуют основания полагать, что проведенным отбором нарушены права и законные интересы Предпринимателя.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.05.2015 по делу N А17-129/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Морковкиной Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-129/2015
Истец: ИП Морковкина Светлана Анатольевна
Ответчик: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
Третье лицо: ИП Безруков Сергей Валентинович, ИП Вагин Иван Вячеславович, ИП Гангура Ю. Н., ИП Гангура Юрий Николаевич, ИП Загиров Д. З., ИП Загиров Дибир Зайбулаевич, ИП Кочетов Вячеслав Викторович, ИП Куприн М. В., ИП Куприн Михаил Вячеславович, ИП Погонин В. А., ИП Погонин Вадим Анатольевич, МУП "Комсомольское АТП", ООО "РемСтрой-Т", ИП Балиев А. С., ИП Балиев Али Султангамидович, ООО "Пэй Систем", ООО "Техсервис", ООО "Эвакуаторы 50-33-33"