г. Москва |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А40-43323/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующей судьи М.В.Кочешковой,
судей Н.О.Окуловой, Р.Г.Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И.Анищенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 3 по г.Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2015
по делу N А40-43323/15
принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 3 по г.Москве и московской области к ГБУЗ г. Москвы "Городская поликлиника N 19 департамента здравоохранения г. Москвы" о взыскании 784 486 руб.,
в судебное заседание явились: от Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 3 по г.Москве и Московской области - Кузьминская Е.Ю.(дов. от 12.01.2015 N 203/33-09)
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (далее - Заявитель, Фонд, ГУ ПФР N 3) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения г. Москвы "Городская поликлиника N 19 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Учреждение, Ответчик) о взыскании суммы штрафа в размере 784 486 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2015 г. по делу N А40-43323/15 отказано в удовлетворении требований Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ ПФР N 3 обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе Заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, в представленном в материалы дела отзыве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просил суд рассмотреть жалобу без участия его представителя.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь статьями 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Ответчик с 14 июля 2003 г. зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Фонда - Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ N 2 (Марьино) Главного управления Пенсионного фонда РФ N 3 по городу Москве и Московской области - за регистрационным номером 087-504-034548.
Первоначальный пакет сведений, как указано Истцом, был представлен Ответчиком в Фонд 17 февраля 2014 г., который содержал ошибки технического характера, которые затем неоднократно исправлялись Ответчиком.
Формы отчетности от Учреждения были окончательно приняты Фондом с направлением положительного протокола приема отчетности только 13 мая 2014 г., что, по мнению ГУ ПФР N 3, подтверждает факт нарушения сроков и порядка представления отчетности в Фонд.
По факту нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, ГУ ПФР N 3, руководствуясь статьей 38 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон 212-Ф) составил акт от 13.05.2014 г. N 27 проверки, который был направлен в адрес ответчика 14.05.2014 г.
По результатам рассмотрения Акта, а также возражений Ответчика, Фондом вынесено решение от 18.06.2014 г. N 675 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решение 23.06.2014 г. направлено заказным почтовым отправлением в адрес ответчика.
На основании вступившего в силу решения и в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ ответчику предъявлено требование от 24.07.2014 г. N 540 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Требование 28.07.2014 г. направлено заказным почтовым отправлением в адрес Учреждения.
По результатам рассмотрения представленных сторонами доказательств и доводов суд первой инстанции пришел к выводу о том, что взыскание заявленного штрафа с Ответчика является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 15 ФЗ N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Согласно части 10 статьи 15 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент окончания спорного расчетного периода - 31 декабря 2013 г.) на плательщиков страховых взносов со среднесписочной численностью более 50 человек возлагалась обязанность по представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и в ФФОМС в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью.
Обязанность по ежеквартальному представлению в Фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц установлена для страхователей в частях 1-2 статьи 10 27-ФЗ. В соответствие с пунктом 2 статьи 11 27-ФЗ сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц представляются в Фонд одновременно с вышеуказанным расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В силу абзаца 1 статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из диспозиции вышеуказанной нормы, она устанавливает ответственность за два отдельных состава правонарушений:
- непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно положениям статей 40, 42 Закона N 212-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, нарушением законодательства признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение). При этом, виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В соответствии с требованиями статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, в том числе, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, привлекая Учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, УПФР должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность учреждения.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующим в деле, представленные сведения за 2014 год содержали ошибки, которые были исправлены обществом 13.05.2014 г.
Действующее законодательство о страховых взносах не содержат положений, позволяющих органам Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривать отчетные документы страхователей, содержащие ошибки, в качестве не представленных в установленный срок.
Как указано выше, пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность лишь за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Действующим законодательством не предусмотрена ответственность за несвоевременное представление исправленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствие с частью 4 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций (к которым по существу требований относится настоящий спор) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В Информационном письме Президиума ВАС от 11 августа 2004 г. N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" (пункт 15) приведена позиция высшего суда, состоящая в том, что к правоотношениям, связанным с обязательным пенсионным страхованием и не урегулированным отдельными специальными нормами, применяются общие положения законодательства РФ о налогах и сборах, в частности, положения главы 15 НК РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании, с учетом норм части 6 статьи 108 НК РФ, возлагается на истца. Более того, все неустранимые сомнения в виновности ответчика в приписываемом ему Истцом нарушении законодательства, трактуются в пользу страхователя.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Закона N 212-ФЗ, в случае, когда установленный срок предоставления отчетности приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то днем окончания срок считается ближайший следующий за ним рабочий день
Фондом не отрицается, что Учреждением направлен пакет файлов отчетности 17 февраля 2014 г., то есть в пределах установленного законом срока.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что акт, ни решение ГУ ПФР N 3 не содержат подробного описания правонарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, данные документы не позволяют установить выявленные органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки при оформлении страхователем сведений, а также застрахованного лица, в отношении которого выявлены ошибки.
По сути, позиция ГУ ПФР N 3 основана на том, что наличие ошибок технического характера в представленных первоначально сведениях персонифицированного учета автоматически влечет за собой неполноту или недостоверность представленных сведений. При этом наличие неполноты и неточности в представленных сведениях персонифицированного учета, и, как следствие, виновность Ответчика в нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании, презюмируется Фондом исходя только лишь из наличия протокола, выданного автоматической системой проверки отчетности, а не обосновывается путем рассмотрения фактических и документально подтвержденных обстоятельств дела.
Кроме того, судом первой инстанции также правомерно учтено, ни заявление Истца, ни приложения к нему, не содержат конкретного перечня лиц, по которым были представлены неполные и(или) недостоверные сведения персонифицированного учета, с суммами начисленных по ним страховых взносов. В то время как расчет суммы финансовой санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, необходимо производить исходя только из сумм страховых взносов, исчисленных по лицам, по котором имело место представление страхователем неполных и(или) недостоверных сведений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у ГУ ПФР N 3 законных оснований для привлечения Учреждения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании изложенного апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ГУ ПФР N 3, считает её основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2015 по делу N А40-43323/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственное учреждение - Главное управление ПФР N3 по г.Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В.Кочешкова |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43323/2015
Истец: ГУ - Главное управление ПФР N3 по г. Москве и московской области, ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N3 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГБУЗ г. Москвы "Городская поликлиника N19 департамента здравоохранения г. Москвы", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 19 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"