г. Москва |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А40-43510/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующей судьи М.В.Кочешковой,
судей Н.О.Окуловой, Р.Г.Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И.Анищенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2015
по делу N А40-43510/15
принятое судьей Лакоба Ю.Ю.
по заявлению ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве
к ФБУ " Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве"
о взыскании пени в размере 2 422,86 руб., штрафа в размере 172 159,40 руб.,
в судебное заседание явились: от ФБУ " Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве" - Мельникова Н.А.(дов. N 15 от 08.09.2015),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области (Заявитель, ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и МО, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве" (ответчик, Учреждение, страхователь) о взыскании пени в размере 2 422,86 руб., штрафа в размере 172 159,40 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2015 г. по делу N А40-43510/15 отказано в удовлетворении требований Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области к Федеральному бюджетному учреждению "Следственный изолятор N 5 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве" о взыскании пени по страховым взносам в размере 2 422,86 руб., штрафа в размере 172 159,40 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и МО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и МО указывает на неправильное применение судом норм материального права.
ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и МО представителя в судебное заседание не направило, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителей.
Представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь статьями 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 45 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по представлению расчета за 9 месяцев 2010 года) плательщики страховых взносов не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 46 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по представлению расчета за 9 месяцев 2010 года) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный указанным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В свою очередь часть 2 статьи 46 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" устанавливала ответственность за непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета; данное правонарушение предусматривало ответственность в виде взыскания штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.
Учреждение должно было представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год в срок за 2010 г. в срок до 15.02.2011 г., с 16.02.2011 г. бездействие Учреждения по непредставлению расчета образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", т.е. днем совершения правонарушения является 16.02.2011 г.
Соответственно и Фонд, осуществляющий контроль за представлением страхователями отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам, не получив от Учреждения расчет в срок до 15.02.2011 г., имел возможность выявить данное правонарушение, принять меры к прекращению неправомерного бездействия Учреждения и решить вопрос о его привлечении к ответственности в пределах срока, установленного частью 1 статьи 45 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Решение о привлечении Учреждения к ответственности по части 1 статьи 46 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за несвоевременное представление расчета за 2010 год N 087 206 14РК0061247 принято Фондом 20.08.2014 г., то есть за пределами срока, предусмотренного частью 1 статьи 45 данного закона (истек 16.02.2014 г.). Поскольку на момент привлечения Учреждения к ответственности трехлетний срок давности истек, у Фонда отсутствовали основания для привлечения его к ответственности, то наложенный на Учреждение штраф на сумму 172 159,40 руб. взысканию не подлежит.
Частью 2 статьи 46 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.12.2011 г. N 379-ФЗ. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2012 г.
До 01.01.2012 г. несоблюдение порядка представления отчетности в электронном виде правонарушением не являлось, что связано с постепенным переходом на электронный документооборот Пенсионного фонда и плательщиков страховых взносов.
Поскольку ответственность за несоблюдение порядка представления расчета в электронном виде подлежит применению в отношении расчетов по отчетным периодам, начиная с 1 квартала 2012 года, а по настоящему делу спорным является вопрос о привлечении к ответственности за несоблюдение формы представления расчета за 2010 год, то у Фонда отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности за несоблюдение формы представления расчета.
Факт того, что к правоотношениям, связанным с представлением расчета за определенный период, подлежат применению нормы законодательства, действовавшие на момент возникновения обязанности по представлению расчета, подтверждается в частности нормой части 5 статьи 17 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" о том, что уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.
Несмотря на то обстоятельство, что расчет по форме РСВ-1 ПФР за 2010 год представлен Учреждением в орган Фонда только 15.05.2014 г., обязанность по уплате страховых взносов за этот период исполнялась им в целом надлежащим образом, просрочки имели незначительный характер (отдельные суммы на несколько дней). Все взносы поступили в бюджет Фонда в тех периодах, когда и подлежали уплате, а Фонд имел возможность контролировать своевременность их уплаты и своевременно принять меры к начислению и взысканию пеней.
В силу части 1 статьи 25 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно частям 4, 5 статьи 15 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи (по результатам проверки - в течение 10 дней со дня вступления в силу решения).
Частью 14 статьи 39 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статей 22 закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Из решения Фонда от 20.08.2014 г. N 087 206 14 РК 0061247 следует, что им Учреждению начислены пени в общем размере 2 422,86 руб. - за периоды октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года.
На момент представления расчета 15.05.2014 г. у Учреждения отсутствовала недоимка по уплате страховых взносов за период 2010 год. Представленный Фонду 15.05.2014 г. расчет не содержал никаких новых данных, необходимых для начисления пени по вышеперечисленным случаям просрочки, Фонд был о них осведомлен еще в октябре-декабре 2010 года, когда платежи были зачислены в бюджет Фонда; сопоставление дат их перечисления со сроками, установленными частями 4, 5 статьи 15 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", и информацией, содержащейся в платежных поручениях о периоде уплаты и назначении платежа свидетельствовало о допущенной просрочке. В связи с чем на момент получения платежей, в т.ч. перечисленных с нарушением сроков, у Фонда имелись основания для инициирования мероприятий по проверке обстоятельств, связанных с начислением и уплатой страховых взносов за период - 2010 год. Однако никаких мер, направленных на обеспечение соблюдения Учреждением законодательства о страховых взносах, Фондом принято не было.
С учетом изложенного принятое Фондом решение от 20.08.2014 г. N 087 206 14 РК 0061247 не может быть признано моментом выявления недоимки для целей начисления спорных сумм пени и исчисления их сроков на взыскание в принудительном порядке. Так как к моменту принятия решения от 20.08.2014 г. (и соответственно выставления требования от 07.11.2014 г. N 087 206 41284021) истекли сроки на взыскание пени за периоды октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года в принудительном порядке, состоящие из совокупности сроков на выставление требования, его направление, получение, исполнение и на взыскание в судебном порядке, то требование Фонда о взыскании с Учреждения пени в общем размере 2 422,86 руб., начисленных за периоды октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года, удовлетворению не подлежит.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и МО допущено существенное нарушение требований законодательства об обязательном пенсионном страховании при рассмотрении результатов камеральной проверки представленного Учреждением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год.
Пунктом 12 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки.
При рассмотрении данного дела суд учитывает положения части 2 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которым руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Частями 3 и 4 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При этом неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, только в том случае, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
Материалами дела подтверждено, что согласно уведомлению о вызове плательщика страховых взносов от 07.07.2014 г. рассмотрение материалов камеральной проверки за 2010 г. должно было состояться 30.07.2014 г. в 10.00 час, тогда как решение Фонда N 087 206 14 РК 0061247 было принято 20.08.2014 г.
В тексте решения от 20.08.2014 г. N 087 206 14 РК 0061247 имеется ссылка на уведомление о вызове плательщика страховых взносов от 07.07.2014 г. N 087 206 14 РМ 0029165, которым, по мнению ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и МО, Учреждение и было уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Между тем Фондом не представлено доказательств направления страхователю уведомления от 07.07.2014 г. N 087 206 14 РМ 0029165. Само по себе уведомление, в отсутствие доказательств его направления, о факте извещения ответчика свидетельствовать не может.
Судом также установлено, что указанная Фондом дата рассмотрения материалов камеральной проверки за 2010 г. определена без учета срока на представление страхователем возражений, предусмотренного частью 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. и составляющего 15 дней со дня получения акта проверки (с учетом части 6 статьи 4 данного закона - рабочих дней), что является грубым нарушением права на защиту страхователя и свидетельствует о необеспечении ему права на представление возражений.
Так как почтовое отправление с актом камеральной проверки от 07.07.2014 г. N 08720630047706, направленное с почтовым идентификатором 14142076005459 от 11.07.2014 г. было вручено адресату по данным сайта "Почты России" 16.07.2014 г. в 13:55 час., то срок на представление возражений истек только 06.08.2014 г. Однако из представленных Фондом доказательств следует, что материалы камеральной проверки были рассмотрены им 30.07.2014 г. без участия представителей страхователя и до истечения срока на представление возражений.
Также Фондом не представлено никаких доказательств извещения Учреждения об иной дате рассмотрения материалов проверки, следующей из решения от 20.08.2014 г. N 087 206 14 РК 0061247, и отличающейся от даты, указанной в Уведомлении о вызове плательщика страховых взносов от 07.07.2014 г. N 087 206 14 РМ 0029165, более чем на 20 дней.
Тем самым на момент рассмотрения акта камеральной проверки и принятия решения от 20.08.2014 г. N 087 206 14 РК 0061247 Фонд не располагал доказательствами надлежащего извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Между тем в решении ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и МО от 20.08.2014 г. N 087 206 14 РК 0061247 в качестве доказательства извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки имеется ссылка именно на Уведомление от 07.07.2014 г. N 087 206 14 РМ 0029165, в соответствии с которым рассмотрение материалов проверки должно было состояться 30.07.2014 г. На протокол рассмотрения материалов проверки в решении о привлечении к ответственности ссылок нет, в дело он не представлен.
Фонд в ходе рассмотрения дела не обосновал, почему в Уведомлении о вызове плательщика страховых взносов от 07.07.2014 г. N 087 206 14 РМ 00291965, указана одна дата, а решение принято в другой день.
Следовательно, страхователь как лицо, в отношении которого проводилась проверка, не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Хотя из представленного в материалы дела отзыва следует, что такие возражения у Учреждения имелись.
Таким образом, решение от 20.08.2014 г. N 087 206 14 РК 0061247 вынесено Фондом с существенными нарушениями требований Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В связи, с чем оснований для взыскания с ответчика начисленных им сумм пени и штрафа не имеется.
В нарушение статей 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ Заявитель не доказал соблюдение установленной законом процедуры вынесения решения, хотя это входит в его процессуальные обязанности и является необходимым условием при решении вопроса о взыскании в судебном порядке начисленных им сумм пени и штрафа.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для полной отмены решения, вынесенного Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2015 по делу N А40-43510/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В.Кочешкова |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43510/2015
Истец: Государственное Учреждение-Главное Управление Пенсионного фонда РФ N5 по г. Москве и Московской области, ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве
Ответчик: ФБУ " Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР N 5 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Г. МОСКВЕ"