г. Киров |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А17-130/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Токмановой К.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя заявителя - Юницыной Н.А., действующей на основании доверенности от 30.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Морковкиной Светланы Анатольевны
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.05.2015
по делу N А17-130/2015, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Морковкиной Светланы Анатольевны (ОГРН 304371110600105, ИНН: 371100173837)
к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (ОГРН 1063702101000, ИНН: 3702089485),
о признании недействительным отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку, проведенного Комитетом с 11.12.2014 по 26.12.2014 с датами начала и окончания приема заявок в отборе с 11.12.2014 по 22.12.2014,
с участием третьих лиц: индивидуального предпринимателя Безрукова Сергея Валентиновича, индивидуального предпринимателя Погонина Вадима Анатольевича, индивидуального предпринимателя Куприна Михаила Вячеславовича, индивидуального предпринимателя Загирова Дибира Зайбулаевича, индивидуального предпринимателя Балиева Али Султангамидовича, ООО "Техсервис", ООО "Пэй Систем", ООО "Эвакуаторы 50-33-33", индивидуального предпринимателя Вагина Ивана Вячеславовича, индивидуального предпринимателя Буслова Антона Павловича,
установил:
индивидуальный предприниматель Морковкина Светлана Анатольевна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Морковкина С.А.) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Комитету Ивановской области по транспорту (далее - Комитет) о признании недействительным отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку, проведенного Комитетом с 11.12.2014 по 26.12.2014, а также о признании незаконным распоряжения Комитета от 26.12.2014 N 59-р "Об утверждении перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку".
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд в порядке процессуального правопреемства заменил Комитет Ивановской области по транспорту на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее - ответчик, Департамент).
Определением суда от 17.03.2015 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Безруков Сергей Валентинович, индивидуальный предприниматель Погонин Вадим Анатольевич, индивидуальный предприниматель Куприн Михаил Вячеславович, индивидуальный предприниматель Загиров Дибир Зайбулаевич, индивидуальный предприниматель Балиев Али Султангамидович, общество с ограниченной ответственность "Техсервис", общество с ограниченной ответственность "Пэй Систем", общество с ограниченной ответственность "Эвакуаторы 50-33-33", индивидуальный предприниматель Вагин Иван Вячеславович, индивидуальный предприниматель Буслов Антон Павлович.
В порядке статьи 49 АПК РФ Предприниматель уточнила предмет заявленных требований, просила признать недействительным отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку, проведенный Комитетом с 11.12.2014 по 26.12.2014 с датами начала и окончания приема заявок в отборе с 11.12.2014 по 22.12.2014.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 25.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Предприниматель не согласна с выводами суда о том, что права заявителя как хозяйствующего субъекта не нарушены установлением срока оказания услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку. По мнению заявителя, сам факт установления срока оказания услуг является ограничением предпринимательской деятельности, что согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N135-ФЗ) является нарушением антимонопольного законодательства.
ИП Морковкина С.А. считает, что суд первой инстанции и ответчик не ссылаются на нормы, устанавливающие ограничение срока осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Ивановской области. Предприниматель не согласна с тем, что срок осуществления деятельности равнозначен периодичности проведения отборов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку. По мнению заявителя, периодичность проведения указанных отборов свидетельствует об обязанности уполномоченного органа по проведению процедур для допуска на товарный рынок новых хозяйствующих субъектов.
Департамент в письменном отзыве опроверг доводы жалобы.
Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Предпринимателя поддержала требования жалобы.
Ответчик и третьи лица явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09.12.2014 Комитетом утверждена документация по проведению отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку (далее - документация по проведению отбора).
Предприниматель согласно протоколу N 1.2 оценки заявок на участие в отборе на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку от 25.12.2014 была допущена в качестве претендента для участия в отборе, признана участником отбора, заявка ИП Морковкиной С.А. (заявка N 11) признана соответствующей требованиям документации отбора, Порядку проведения отбора на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 446-п (далее - Порядок проведения отбора). Кроме того, ИП Морковкина С.А. среди других была признана победителем отбора.
На основании указанного протокола распоряжением Комитета от 26.12.2014 N 59-р утвержден перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку, ИП Морковкина С.А. включена в указанный перечень (л.д. 91-92 т.1).
Полагая, что отбор проведен с нарушением норм антимонопольного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с уточненным заявлением о признании недействительным отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку, проведенного Комитетом с 11.12.2014 по 26.12.2014 с датами начала и окончания приема заявок в отборе с 11.12.2014 по 22.12.2014.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов проведенным отбором, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Предпринимателя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ в целях определения порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 КоАП РФ, принят Закон Ивановской области от 01.10.2012 N 66-03 "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (далее - Закон N66-ОЗ).
Согласно абзацу 1 статьи 1 названного закона перемещение задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, владеющие специализированными транспортными средствами, предназначенными для погрузки, разгрузки и перевозки других транспортных средств, а также другими транспортными средствами, которые могут перемещать задержанные транспортные средства (далее - эвакуатор), и прошедшие отбор на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку. Отбор на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку проводится на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Ивановской области.
Порядок проведения отбора определяет порядок проведения на конкурсной основе отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку; в отборе могут принимать участие юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - претенденты), владеющие на любом законном праве специализированными транспортными средствами, предназначенными для погрузки, разгрузки и перевозки других транспортных средств, а также другими транспортными средствами, которые могут перемещать задержанные транспортные средства (далее - эвакуатор) (пункты 1.1, 1.2 Порядка проведения отбора в редакции от 13.11.2013).
В силу пункта 1.3 названного Порядка отбор осуществляется комитетом Ивановской области по транспорту (далее - организатор).
Согласно пункту 1.4 Порядка проведения отбора документация для отбора разрабатывается и утверждается организатором. Документация должна содержать требования к форме и содержанию заявки на участие в отборе; порядок, место, дату начала и окончания срока подачи заявки; требования к претендентам; место, порядок, дату и время вскрытия конвертов с заявками.
Пунктом 2.1 Порядка проведения отбора установлено, что организатор принимает решение о проведении отбора ежегодно, в декабре текущего года, путем размещения извещения о проведении отбора в официальном печатном издании Ивановской области и на своем официальном сайте в сети Интернет не менее чем за 7 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок.
Документация по проведению отбора содержит раздел 3 "Информационная карта отбора", согласно пункту 4 которого срок (период) оказания услуг не более одного года.
Заявитель считает, что указанное положение противоречит Закону N 66-ОЗ, который не содержит ограничения действия права осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на территории Ивановской области на специализированную стоянку.
Предъявляя в суд требование о признании отбора недействительным, заявитель ссылался на нарушения при проведении отбора части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции); признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 названного Закона.
Из материалов дела не усматривается, что Комитетом допущены нарушения, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Условия доступа к участию в отборе были установлены равными для всех участников.
Устанавливая в пункте 4 раздела 3 документации по проведению отбора срок (период) оказания услуг не более одного года, Комитет руководствовался положениями пункта 2.1 Порядка проведения отбора, который утвержден Правительством Ивановской области в соответствии с Законом N 66-ОЗ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что установление срока оказания услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку не ограничивает возможность оказания данных услуг после истечения одного года, так как при проведении очередного отбора хозяйствующим субъектам, которые ранее уже участвовали в отборе и признавались победителями предоставляется возможность равного доступа к такому отбору в установленном порядке. При таких обстоятельствах подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы в указанной части.
По мнению заявителя, периодичность проведения указанных отборов свидетельствует об обязанности уполномоченного органа по проведению процедур для допуска на товарный рынок новых хозяйствующих субъектов. Однако данный доводы не основан на фактических обстоятельствах. Кроме того, указанный довод не опровергает выводов суда первой инстанции, что срок оказания услуг по отбору, проводимому в декабре 2014, обоснованно определен в один год, так как решение о проведении отбора принимается ежегодно, в декабре текущего года.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ИП Морковкина участвовала в отборе и признана победителем.
Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии при проведении отбора указанного заявителем нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, отсутствуют основания полагать, что проведенным отбором нарушены права и законные интересы Предпринимателя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.05.2015 по делу N А17-130/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Морковкиной Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-130/2015
Истец: ИП Морковкина Светлана Анатольевна
Ответчик: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
Третье лицо: ИП Балиев Али Султангамидович, ИП Безруков Сергей Валентинович, ИП Буслов Антон Павлович, ИП Вагин Иван Вячеславович, ИП Загиров Д. З., ИП Загиров Дибир Зайбулаевич, ИП Куприн М. В., ИП Куприн Михаил Вячеславович, ИП Погонин В. А., ИП Погонин Вадим Анатольевич, ИП Балиев А. С., ООО "Пэй Систем", ООО "Техсервис", ООО "Эвакуаторы 50-33-33"