г. Пермь |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А60-7466/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В. И.
судей Нилоговой Т.С., Чепурченко О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зверевой Е.А.
при участии:
от истца (заявителя) Некоммерческое партнерство СОДЕЙСТВИЕ СТРОИТЕЛЬСТВУ "КОТТЕДЖ": Чернов В.В. - дов. от 10.12.2014 г.,
от ответчика УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ : Володина Ю.Н. - дов. от 09.01.2015 г.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2015 года
по делу N А60-7466/2015,
принятое судьей Павловой Е.А.,
по заявлению Некоммерческого партнерства Содействие строительству "КОТТЕДЖ" (ИНН 6686996753, ОГРН 1146600002372)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН
6671159287)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральная налоговая служба России,
о признании недействительным решения,
установил:
Некоммерческое партнерство Содействие строительству "КОТТЕДЖ" обратилось в суд с заявлением к заинтересованному лицу о признании решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области об отказе в государственной регистрации ООО "Родники" от 08.12.2014 г., оставленного без изменения Федеральной налоговой службой Российской Федерации незаконным и об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области осуществить государственную регистрацию ООО "Родники", создаваемого в порядке реорганизации в форме преобразования Некоммерческого партнерства Содействие строительству "Коттедж" путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2015 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области в апелляционной жалобе полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Заявитель считает, что действующее на момент вынесения оспариваемого решения законодательство не предусматривало для некоммерческого партнерства возможностей его преобразования в коммерческую организацию.
Пункт 4 ст. 123.8 ГК РФ устанавливает, что ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
Принимая во внимание отсутствие законодательной возможности преобразования некоммерческого партнерства в коммерческую организацию, отказ в государственной регистрации является обоснованным.
Дополнительно данная позиция подтверждается "Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации" (одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) опубликованной в "Вестнике ВАС РФ", N 11, в ноябре 2009 года, в соответствии с которой принципиальным является запрет на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот, а также запрет появления некоммерческих организаций в результате реорганизации коммерческих организаций и наоборот.
Вывод суда первой инстанции о том, что позиция Управления противоречит сложившейся судебной практике является неподтвержденным, ссылки на судебные акты в решении отсутствуют.
Судебная практика, указанная заявителем не является аналогичной данному спору и не может быть положена в основание решения суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Некоммерческое партнерство Содействие строительству "КОТТЕДЖ" с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо, Федеральная налоговая служба России, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, в суд представителя не направило.
Участвующий в судебном заседании представитель Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Некоммерческого партнерства Содействие строительству "КОТТЕДЖ" против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 21.07.2014 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации Некоммерческого партнерства Содействие строительству "КОТТЕДЖ" в качестве юридического лица.
23.07.2014 Общим собранием учредителей заявителя принято решение о реорганизации в форме преобразования в ООО. 08.08.2014 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процедуры реорганизации.
02.12.2014 г. в УФНС по Свердловской области представлены документы, предусмотренные ст. 14 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для завершения процедуры реорганизации и создании ООО "Родники".
08.12.2014 г. регистрирующим органом со ссылкой на п. 4 ст. 123.8 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ отказано в регистрации в связи с тем, что некоммерческое партнерство не может быть реорганизовано в хозяйственное общество.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что свою процессуальную обязанность, предусмотренную ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо не выполнило и несет риск неблагоприятных последствий этого в виде признания недействительным (незаконным) решения
об отказе в государственной регистрации от 08.12.2014 г., устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя - осуществления соответствующей регистрации на основании документов, представленных заявителем в налоговый орган 02.12.2014 г. вх. N 1257А.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции установил, что имеются основания для отмены обжалуемого решения суда.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативный
правовой акт, незаконным решение и действие (бездействие) государственных
органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого
ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых
действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на
принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия
оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение
или совершили действие (бездействие).
Суд апелляционной инстанции считает, что обстоятельства, являющиеся основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным отсутствуют, соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону ответчиком доказано.
Согласно положению п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
С 01.09.2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99 -ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".
В п.п. 6 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" указано, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства.
В соответствии с п. 4 ст. 123.8 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99 -ФЗ ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
Как видно из материалов дела, документы, предусмотренные ст. 14 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для завершения процедуры реорганизации и создании ООО "Родники" представлены заявителем 02.12.2014 г.
Следовательно, на момент представления документов действующее законодательство не предусматривало для некоммерческого партнерства возможности его преобразования в коммерческую организацию - соответствующий Федеральный Закон отсутствовал.
Между тем в данном случае законодателем предполагается возможность некоммерческому партнерству преобразоваться в хозяйственное общество только в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
В п. 3.5 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, опубликованной в "Вестнике ВАС РФ", N 11, в ноябре 2009 года, указано, что принципиальным является запрет на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот, а также запрет появления некоммерческих организаций в результате реорганизации коммерческих организаций и наоборот. Смысл такого ограничения состоит в запрете искажения юридической природы и законодательного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, который в конечном счете способствует максимальной защите имущественных интересов их кредиторов и всех участников гражданского оборота.
Таким образом, оспариваемое решение соответствует закону, действовавшему на дату его вынесения.
Принцип свободы экономической деятельности, предусмотренный ст. 8 Конституции Российской Федерации, решением Управления об отказе в государственной регистрации не нарушается. Препятствий к осуществлению коммерческой деятельности в случае создания ООО "Родники" в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не имеется.
Заявитель не обосновал, в чем конкретно заключается нарушение его прав с учетом фактических обстоятельств дела.
Так из материалов дела следует, что Некоммерческое партнерство Содействие строительству "КОТТЕДЖ" зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица 21.07.2014 г. Учредителями его являются ООО "Финстройгрупп", ООО "Ремстроймонтаж", ООО "ПСК Анта-Плюс", ЗАО "Атомстройкомплекс", ООО "Грастан", ООО "КП "Восток-Запад", ООО "Тандем", ООО "Асп Инвест".
Уже на общем собрании учредителей НП Содействие строительству "КОТТЕДЖ" от 23.07.2014 г. принимается единогласное решение о реорганизации партнерства в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
Таким образом, решение о реорганизации принимается уже через два дня после регистрации НП Содействие строительству "КОТТЕДЖ".
Следовательно, целью регистрации НП Содействие строительству "КОТТЕДЖ" в качестве юридического лица была его дальнейшая реорганизация в ООО "Родники".
Доказательства того, что учредители НП Содействие строительству "КОТТЕДЖ" не могли реализовать свое право на создание общества с ограниченной ответственностью, не прибегая к процедуре реорганизации НП Содействие строительству "КОТТЕДЖ" не представлено.
При этом на момент начала реорганизации Федеральный закон от 05.05.2014 N 99 -ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" был уже официально опубликован. Следовательно, истец знал о том, что данный закон вступает в силу с 01.09.2014 и с учетом необходимости соблюдения процедуры реорганизации, предусматривающей в том числе публикацию соответствующего объявления в средствах массовой информации, о том, что она не может быть завершена до 01.09.2014 г.
Таким образом, оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Довод истца о том, что налоговый орган обязан был завершить процедуру реорганизации, поскольку запись о ее начале была внесена в ЕГРЮЛ до вступления в силу вышеуказанного закона - 08.08.2014 г., исследован и отклонен, поскольку внесение указанной записи не опровергает выводов уполномоченного органа о наличии оснований для отказа в регистрации в силу п. 4 ст. 123.8 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ.
Ссылка истца на письмо Федеральной налоговой службы от 23.09.2014 г. N СА-4-14/19371 исследована и отклонена, поскольку данное письмо направлено в ответ на конкретный вопрос, не связанный со спорными правоотношениями и предметом рассмотрения по настоящему делу, а именно на вопрос о внесении сведений о закрытом акционерном обществе, созданном путем реорганизации, решение о которой принято до 01.09.2014 г.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, апелляционную жалобу следует удовлетворить, в удовлетворении требований НП Содействие строительству "КОТТЕДЖ" отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2015 года по делу N А60-7466/2015 отменить.
В удовлетворении требований, заявленных некоммерческим партнерством "Содействие строительству "Коттедж" отказать.
Взыскать с некоммерческого партнерства "Содействие строительству "Коттедж" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7466/2015
Истец: Некоммерческое партнерство СОДЕЙСТВИЕ СТРОИТЕЛЬСТВУ "КОТТЕДЖ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области, ФНС