г. Саратов |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А06-11631/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Автотранспортное предприятие "Першерон"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2015 года по делу N А06-11631/2014 (судья Смирнова Н.В.)
по исковому заявлению Дорожного агентства Республики Коми (ИНН 1101486389, ОГРН 1051100405487)
к Обществу с ограниченной ответственностью Автотранспортное предприятие "Першерон" (ИНН 3018313320, ОГРН 1073023000610)
о возмещении вреда в размере 11 857 руб. 97 коп.,
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Дорожное агентство Республики Коми (далее Агентство, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Автотранспортное предприятие "Першерон" (далее общество, ответчик) о возмещении вреда в размере 11 857,97 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2015 года исковое требование удовлетворено.
Общество, не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что процедура оформления актов от 20.02.2012 N 3, N 5 не соблюдена, в связи с чем данные акты не могут служить надлежащими доказательствами превышения веса и нагрузок по осям транспортных средств.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проведения весового контроля на посту весового контроля (далее ПВК) автодороги "Обход г. Сыктывкара" (9 км) 20.02.2012 установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом марки Man TGX 18.440 4X2 BLS с регистрационным знаком Н402КМ30 и прицепом марки SCHWARZMUELLER SPA 3/Е с регистрационным знаком АВ925130, находящихся во владении общества, с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки транспортных средств.
В связи с выявленным нарушением составлен акт N 3 контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 20.02.2012, на основании которого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" произведен расчет суммы платы за провоз тяжеловесного груза в размере 9 286,79 руб.
Кроме того 20.02.2012 установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом марки Маn 18.363 FLS с регистрационным знаком Р114ЕС30 и прицепом марки Швацмуллер АПА 3/Е с регистрационным знаком АВ726030, также находящихся во владении общества, с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки транспортных средств, о чем составлен акт N 5 контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 20.02.2012, на основании которого начислена плата за провоз тяжеловесного груза в размере 2 571,18 руб.
Неисполнение требований о возмещении вреда послужило основанием для обращения Агентства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковое требование, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N257-ФЗ) данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Федерального N 257-ФЗ).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности определены в статьях 11 и 12 Федерального закона N 257-ФЗ, которыми к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу частей 8 и 9 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлена обязанность владельцев транспортных средств возмещать вред, причиняемый автомобильным дорогам, в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934.
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пункт 3 Правил предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Размер платы в счет возмещения вреда зависит от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, в том числе решениями о временном ограничении транспортных средств, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; предельно допустимой массы транспортного средства либо предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для дорог регионального значения; протяженности участков, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о дорожном агентстве Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 6, Агентство является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Судом первой инстанции установлено, что обществом превышены установленные предельные значений осевой массы транспортных средств, что подтверждается актами N 3, N 5 от 20.02.2012.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие получение обществом разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Коми.
Судом первой инстанции правильно указано, что для определения массы провозимого груза производится взвешивание транспортного средства на поверенном весовом оборудовании. Основным доказательством служит акт весового контроля, а также производимые замеры весовых параметров транспортного средства.
На основании положительных результатов испытаний Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утвержден тип весов поколесного взвешивания автомобиля СAS RW-P, который зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под N20520-06 и допущен к применению в Российской Федерации (л.д.34).
Каких-либо нарушений при взвешивании транспортного средства не допущено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что не произведено повторное взвешивание в статическом режиме, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как указало письмом от 15.05.2015 государственное казенное учреждение Республики Коми "Дорожный контроль" (л.д.101-104), применяемое при осуществлении весового контроля оборудование согласно описанию типа средства измерения предназначено для статического определения поосной нагрузки автомобилей и полной массы автомобиля в целом.
В соответствии с пунктом 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частью 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Факт, что владельцем транспортных средств на момент составления актов от 20.02.2012 N 3, N 5 являлось общество, ответчиком не оспаривается.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что полная масса транспортного средства не превышает допустимую, не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку, как следует из вышеуказанных актов, размер вреда определен за превышение именно осевой нагрузки.
Оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства и руководствуясь статьями 30, 31 Федерального закона N257-ФЗ, Правилами, Приказом Дорожного агентства Республики Коми от 23.03.2010 N86, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания платы в целях компенсации ущерба.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет основании? для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2015 года по делу N А06-11631/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11631/2014
Истец: Дорожное агенство Республики Коми, Дорожное агентство Республики Коми
Ответчик: ООО АТП "Першерон"