г. Владимир |
|
16 сентября 2015 г. |
Дело N А11-3082/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2015.
Полный текст постановления изготовлен 16.09.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Вечканова А.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Владимир в лице Отдела транспорта и связи администрации города Владимира на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.06.2015 по делу N А11-3082/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Владимир - Трансфер" (ОГРН 1103327000996, ИНН 3327847440), г. Владимир, к муниципальному образованию город Владимир в лице Отдела транспорта и связи администрации города Владимира (ОГРН 1123328000619, ИНН 3328480917), г. Владимир, о взыскании 58 737 руб. 03 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Фадеевой Т.Н. по доверенности от 02.09.2015 (сроком на 1 год);
от ответчика - Черственкова С.В. по доверенности от 30.06.2015 (сроком до 31.12.2015), Иванова Ю.М. - начальника отдела,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Владимир - Трансфер" (далее - ООО "Владимир - Трансфер") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования город Владимир в лице Отдела транспорта и связи администрации города Владимира (далее - Отдел) за счет казны 58 737 руб. 03 коп. компенсации за предоставленные социальные проездные билеты за ноябрь и декабрь 2014 года.
Решением от 01.06.2015 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отдел обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятого решения, заявитель сослался на то, что согласно расчету, утвержденному приказом начальника отдела транспорта и связи администрации города Владимира от 01.12.2014 N 70 "О распределении средств компенсации перевозчикам за предоставленные проездные билеты для отдельных категорий граждан в ноябре 2014 года" доля ООО "Владимир-Трансфер" в общем объеме перевозок определена в размере 0,6117%, выплата должна была составить 36 551 руб. 11 коп. Оплата произведена в размере 13 895 руб. 49 коп. из расчета остатка финансирования, определенного г.Владимиру.
Заявитель пояснил, что согласно расчету, утвержденному Приказом начальника отдела транспорта и связи администрации города Владимира от 10.12.2014 N 71 "О распределении средств компенсации перевозчикам за предоставленные проездные билеты для отдельных категорий граждан в декабре 2014 года" доля ООО "Владимир-Трансфер" в общем объеме перевозок определена в размере 0,6048%, выплата должна была составить 36 081 руб. 41 коп. Оплата не производилась. Общая задолженность по выплате субсидий из областного бюджета отделом транспорта и связи перед ООО "Владимир-Трансфер" составила 58 737 руб. 03 коп.
Заявитель утверждает, что в адрес Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области отделом транспорта и связи администрации города Владимира неоднократно направлялись письма о рассмотрении вопроса о дополнительном выделении денежных средств из бюджета области на покрытие задолженности перед перевозчиками по компенсации за предоставленные социальные проездные билеты для отдельных категорий граждан, на что получен ответ об отсутствии источников на увеличение субсидии.
Истец в отзыве и судебном заседании возразил против доводов жалобы, сославшись на их несостоятельность.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.06.2014 между ООО "Владимир - Трансфер" (исполнителем) и Отделом (заказчиком) заключен договор на перевозку пассажиров в городском сообщении по автобусному маршруту N 1-С, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель осуществляет регулярные перевозки пассажиров по городскому автобусному маршруту N 1С "ул. Элеваторная - ул. В.Дуброва - пл. Победы - ул. Гагарина - Центральный рынок - Всполье - р. Содышка - ул. Дружбы - Сельцо - Сады", организованные в соответствии с постановлением администрации города от 21.07.2011 N 1561 "Об обслуживании населения г. Владимира пассажирским транспортом и признании утратившими силу некоторых постановлений главы г. Владимира", по утвержденному заказчиком расписанию, являющемуся неотъемлемой частью договора (приложение к договору), автобусами категории "МЗ" большого класса. Заказчик выплачивает исполнителю компенсацию за предоставленные социальные проездные билеты для отдельных категорий граждан. Размер выплаченной компенсации, а также порядок ее предоставления определяется в соответствии с отдельным соглашением на компенсацию за предоставление социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан, заключаемым заказчиком с исполнителем.
Во исполнение договора истец осуществлял регулярные перевозки пассажиров в г.Владимире по автобусному маршруту N 1С.
Отделом и Обществом подписано соглашение от 01.06.2014 N 5 на компенсацию за предоставленные социальные проездные билеты для отдельных категорий граждан, предметом которого является компенсация за предоставленные социальные проездные билеты для отдельных категорий граждан из бюджета города в 2014 году (пункт 1.1).
В пунктах 1.2, 1.3 названного соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 27.11.2014 рег. N 16) установлено, что объем средств, предусмотренных бюджетом города (компенсация 40 поездок для пенсионеров в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ и 5 дополнительных поездок для категорий граждан, указанных в приложении 1 к постановлению Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700, из средств бюджета муниципального образования город Владимир) на 2014 год на цели, указанные в пункте 1.1, не превышает 431 674 руб. 23 коп. Объем средств, предусмотренных бюджетом города (компенсация 35 поездок для категорий граждан, указанных в приложении 1 к постановлению Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700, из средств бюджета муниципального образования город Владимир) на 2014 год на цели, указанные в пункте 1.1, не превышает 21 736 руб. 17 коп.
Объем средств, предусмотренных за счет средств областного бюджета в 2014 году на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, не превышает 291 169 руб. 72 коп. (пункт 1.4 соглашения).
В соответствии с данным соглашением Отдел в течение 2014 года произвел компенсацию истцу за предоставленные социальные проездные билеты для отдельных категорий граждан в сумме 212 401 руб. 17 коп., в том числе за июнь 2014 года - 40 645 руб. 93 коп., за июль 2014 года - 39 129 руб. 36 коп., за август 2014 года - 40 558 руб. 22 коп., за сентябрь 2014 года - 40 042 руб. 46 коп., за октябрь 2014 года - 38 129 руб. 71 коп., за ноябрь 2014 года - 13 895 руб. 49 коп.
Приказами начальника Отдела от 01.12.2014 N 70 "О распределении средств компенсации перевозчикам за предоставленные проездные билеты для отдельных категорий граждан в ноябре 2014 года" и от 01.12.2014 N 71 "О распределении средств компенсации перевозчикам за предоставленные проездные билеты для отдельных категорий граждан в декабре 2014 года" утверждено распределение компенсации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров с учетом расчета причитающихся сумм каждому перевозчику.
Согласно названным приказам и приложениям к ним доля Общества в общем объеме за ноябрь 2014 года составляет 0,6117%, за декабрь 2014 года - 0,6048%, суммы компенсации 36 551 руб. 11 коп. и 36 018 руб. 41 коп., соответственно.
Ссылаясь на наличие долга по оплате компенсации за предоставленные проездные билеты для отдельных категорий граждан за ноябрь и декабрь 2014 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров городским автомобильным транспортом на платной основе в городе Владимире, в том числе отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистр.
В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан и заменены денежной компенсацией.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.06.2010 N 700 "О введении на территории Владимирской области месячного социального проездного билета для отдельных категорий граждан" с 01.07.2010 на территории Владимирской области введены месячные социальные проездные билеты, предоставляющие право на фиксированное количество поездок в месяц на маршрутах регулярных перевозок в границах населенного пункта городским транспортом общего пользования, кроме такси, для отдельных категорий граждан.
Постановлением Администрации города Владимира от 21.07.2011 N 1561 "Об обслуживании населения города Владимира пассажирским транспортом и признании утратившими силу некоторых постановлений главы города Владимира" определены социальные маршруты, а именно городские автобусные маршруты NN 1С, 3С, 6С, 7С, 11С, 12С, 13С, 18С, 21С, 22С с предоставлением права проезда по социальным проездным билетам отдельным категориям граждан.
Постановлением администрации города Владимира от 16.03.2012 N 1142 "Об утверждении порядка осуществления расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта и признании утратившим силу постановления администрации города Владимира от 07.06.2011 N 819" главным распорядителем средств на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта и уполномоченным органом на заключение соглашений с перевозчиками на компенсацию за предоставленные социальные проездные билеты для отдельных категорий граждан определен Отдел.
В силу частей 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку ответчик доказательства полной оплаты истцу компенсации за предоставленные в ноябре - декабре 2014 года социальные проездные билеты, размер которой подтвержден приказами Отдела от 01.12.2014 N 70 и N 71 (с приложениями к ним), в материалы дела не представил, суд правомерно удовлетворил иск.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционным судом рассмотрены и отклонены доводы жалобы на основании следующего.
Согласно пункту 5 постановления администрации города Владимира от 16.03.2012 N 1142 условием предоставления субсидии является обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории города Владимира для отдельных категорий граждан.
Соглашение на компенсацию между Отделом с перевозчиком, предусмотренное пунктом 7 постановления администрации города Владимира от 16.03.2012 N 1142, должно устанавливать цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Названные нормативные акты не предусматривают наличие в соглашении предельного размера субсидии или такого условия для выплаты субсидии как наличие в бюджете города или области денежных средств для выплат соответствующих сумм.
Судом отклоняется ссылка на то, что оплата компенсации за ноябрь месяц 2014 года истцу произведена в сумме 13 895 руб. 49 коп., исходя из расчета остатка финансирования, определенного городу Владимиру.
В соответствии с пунктом 10 Постановления администрации города Владимира от 16.03.2012 N 1142 распределение средств на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта между перевозчиками, осуществляющими перевозку отдельных категорий граждан по месячным социальным проездным билетам, производится в соответствии с ежемесячным приказом главного распорядителя бюджетных средств о распределении средств компенсации перевозчикам за предоставленные проездные билеты для отдельных категорий граждан.
Таким образом, принимая во внимание системное толкование положений Постановления администрации города Владимира от 16.03.2012 г. N 1142, именно ежемесячный приказ главного распорядителя бюджетных средств о распределении средств компенсации определяет сумму, подлежащую выплате лицу - получателю субсидии.
Отсутствие в бюджете достаточных средств на выплату компенсаций перевозчикам не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности компенсировать убытки коммерческой организации, поскольку право бесплатного проезда на городском, пригородном транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении социально незащищенных граждан (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2992/09).
На лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан (Определение ВАС РФ от 25.09.2009 N ВАС 11833/09).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.06.2015 по делу N А11-3082/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Владимир в лице Отдела транспорта и связи администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке пункта 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3082/2015
Истец: ООО " Владимир-Трансфер"
Ответчик: Муниципальное образование город Владимир в лице Отдела транспорта и связи Администрации города Владимира