г. Ессентуки |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А61-1171/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иртелком" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.06.2015 по делу N А61-1171/2015 (судья Коптева М.Б.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания (г. Владикавказ, ул. Маркуса 22)
к обществу с ограниченной ответственностью "Иртелком" (ОГРН 1021500581013, ИНН 1502024744),
третье лицо - Северо-Осетинский филиал ОАО "Ростелеком" (г. Владикавказ, ул. Бутырина 8 а)
о привлечении к административной ответственности,
в судебном заседании участвует представитель ООО "Иртелком" - Дидарова А.Г. по доверенности N 10 от 30.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания (далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью телекомпания "Иртелком" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Северо-Осетинский филиал ОАО "Ростелеком" (далее-третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.06.2015 заявление управления удовлетворено в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности вины общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на недоказанность факта совершения административного правонарушение. Судом неверно сделан вывод о том, что правонарушение является длящимся. Истек срок привлечения общества к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит, оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В составе суда произошли изменения, так судья Семенов М.У., принимавший участие в рассмотрении дела, в связи с нахождением в очередном отпуске, заменен на судью Цигельникова И.А., рассмотрение дела начинается сначала.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 727-рчс от 14.11.2014 приостановлена лицензия N 122497 на право оказания услуг связи по предоставлению каналов связи оператором ООО "Иртелком".
03.02.2015 в управление поступило письмо Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по РСО-Алания N 58/4/и/71 от 30.01.2015 о сдаче обществом каналов связи в аренду третьему лицу без лицензии на осуществление соответствующей деятельности, а также приложены материалы, подтверждающие данный факт.
На основании приказа N 20-нд от 02.03.2015 "О проведении внеплановой документарной проверки ООО "Иртелком" административным органом проведена внеплановая документарная проверка.
24.03.2015 по результатам внеплановой документарной проверки административным органом составлен акт проверки N А-122497-15-017, которым зафиксировано, что в период приостановки действия лицензии N 122497 обществом предоставлялись в аренду третьему лицу каналы связи для представления "последней мили" различным организациям.
30.03.2015 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому обществу вменяется возмездное оказание услуг связи по предоставлению каналов связи без лицензии на оказание услуг связи.
Действия общества квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
На основании изложенного управление обратилась в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ), лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ и ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) возмездная деятельность в области оказания услуг связи относится к лицензируемым видам деятельности. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, в нарушение требований ч.1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ в период приостановки действия лицензии N122497 обществом предоставлялись в аренду третьему лицу каналы связи для предоставления "последней мили" различным организациям.
Доказательством оказания обществом услуг связи по предоставлению каналов связи служат счета на оплату N 364 от 19.01.2015, N 9791 от 09.12.2014, Акт N 45712 от 31.12.2014, Акт N 41622 от 30.11.2014.
Между третьим лицом и обществом заключен Договор N 2-АО-СПД-2259 от 01.11.2009 на оказание услуг связи (организация линии доступа - последней мили). Договором не оговорено конкретная технология оказания услуги. Подключение к оборудованию ОАО "Ростелеком" в спорный период осуществлялось обществом посредством волоконно - оптической линии связи (далее - ВОЛС).
Между ОАО "Ростелеком" и обществом заключен договор N 9ис от 14.04.2005 на аренду телефонной канализации и договор N 14-42/0710 от 10.07.2007 на предоставление в аренду места в линейно-кабельных сооружениях для прокладки волоконно-оптического кабеля, договор на размещение оборудования для организации радиочастотного канала с обществом не заключался.
В случае, если организация линии доступа в рамках реализации договора N 2-АО-СПД-2259 от 01.11.2009, заключенного между обществом и третьим лицом осуществлялось бы посредством радиоканала, как утверждало общество, то радиоэлектронное оборудование должно быть установлено по следующим адресам: г. Владикавказ, ул. Джанаева, 53, ул. Зортова, 4, ул. Московская, 8, пр. Коста, 134, ул. Кутузова 104а, ул. Московская, 67, пр. Коста, 205.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания на запрос управления следует, что в период с 24.11.2014 по 19.02.2015 в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по РСО-Алания, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Кутузова 104а/1 радиооборудование общества не устанавливалось.
Из ответа УФПС РСО-Алания - Филиал ФГУП "Почта России" на запрос управления видно, что по адресу: г. Владикавказ, Пр. Коста 134, договоров на установку оборудования общества в период с 24.11.2014 по 19.02.2015 не заключалось и оборудование не размещалось.
Из ответа Кавказского Управления Ростехнадзора по РСО-Алания на запрос управления следует, что в период с 24.11.2014 по 19.02.2015 на подведомственном КУ Ростехнадзора здании, расположенном по адресу: г. Владикавказ, ул. Московская, 8 радиооборудование общества не размещалось, договоров на установку данного оборудования не заключалось.
Представленные обществом в материалы дела документы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как доказательство доводов общества ввиду следующего.
Информация, содержащаяся в указанных документах противоречит информации, содержащейся в документах ранее представленных обществом.
Так, из ответа N 445 от 26.05.2015 на запрос управления следует, что общество в период с 24.11.2014 по 19.02.2015 установило радиооборудование по следующим адресам: ул. Джанаева 23 - РГС; ул. Зортова 4 - УФПССП; ул. Московская 8 - Ростехнадзор; ул. Коста 134 - Связь-Банк; ул. Коста 134 - Почта России; ул. Кутузова 104 "а" - Росреестр; ул. Московская 67 - М. Видео; ул. Коста 205 - Верховный суд.
Эти адреса мест нахождения организаций, в интересах которых заключен Договор N 2-АО-СПД-2259 от 01.11.2009 между обществом и ПАО "Ростелеком".
Эти же адреса, с указанием тех же организаций, содержатся в нарядах заказах Общества (прилагаются), как адреса мест проведении работ согласно Приказу оператора связи N 67 от 24.11.2014 "О временном изменении технологии оказания услуг связи по предоставлению каналов связи" и Приказу N 9 от 19.02.2015 "Об отмене временных мер по оказанию услуг связи по предоставлению каналов связи".
В этой связи не понятна роль тех юридических лиц, ответы которых на запросы общества представлены в суд апелляционной инстанции как доказательства размещения радиооборудования по тем же адресам, но не на территории абонента.
Так: согласно письму ООО ЧОО "АРС" радиооборудование ООО "Иртелком" в период с 24.11.2014 г. по 24.02.2015 установлено по адресу г. Владикавказ, ул. Московская, 67. Согласно Выписки из ЕГРЮЛ место нахождения указанной организации: г. Владикавказ, ул. Братьев Газдановых, 64; согласно письму ООО "Подкова" N 68 от 21.08.2015 радиооборудование ООО "Иртелком" в период с 24.11.2014 г. по 24.02.2015 установлено по адресу г. Владикавказ, ул. Московская, 67. Согласно Выписки из ЕГРЮЛ место нахождения указанной организации: г. Дигора, ул. Молодежная, 4; согласно письму ИП Мамукова СВ. вх. N 501 от 03.09.2015 радиооборудование ООО "Иртелком" в период с 25.11.2014 г. по 24.02.2015 установлено по адресу г. Владикавказ, ул. Джанаева, 21.
Согласно письму общества N 445 от 26.05.2015 радиооборудование расположено по адресу: г. Владикавказ, ул. Джанаева 23 РГС, кроме того данный адрес содержится и в наряде-заказе N 21873 от 25.11.2014 и в наряде-заказе N 29961 от 24.02.2015.
Согласно письму ИП Тасоевой М.А. вх. N 471 от 21.08.2015 радиооборудование расположено по адресу: г. Владикавказ, ул. Островского, 20, при этом, указанного адреса нет ни в письме общества N 445 от 26.05.2015 ни в нарядах - заказах на выполнение работ.
Согласно письму заместителя министра строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания от 3.09.2015 N 01-11/2659 радиооборудование расположено по адресу: г. Владикавказ, ул. Чкалова, 3. Указанного адреса нет ни в письме общества N 445 от 26.05.2015, ни в нарядах - заказах на выполнение работ.
Согласно письму коменданта жилого дома по адресу: г. Владикавказ, ул. Алагирская, 24 вх. N 468 от 17.08.2015 радиооборудование общества в период с 24.11.2014 г. по 24.02.2015 было установлено на крыше жилого дома по адресу: г. Владикавказ, ул. Алагирская, 24. Указанного адреса также нет ни в письме общества N 445 от 26.05.2015, ни в нарядах - заказах на выполнение работ.
Таким образом, представленные документы не подтверждают доводов общества о размещении радиооборудования по спорным адресам, а суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
При этом, суд первой инстанции неправильно привлек общество к административной ответственности в связи со следующим.
Как следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности по административному правонарушению, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, составляет три месяца.
Согласно Протокола N 15-039 от 30.01.2015 нарушение выражается в предоставление обществом в аренду каналов связи ОАО "Ростелеком" для предоставления "последней мили" различным организациям в период приостановки действия лицензии.
Действие лицензии возобновлено 16.02.2015 (Приказ N 85-рчс от 16.02.2015, уведомление Роскомнадзора исх.N 07-14550 от 16.02.2015).
То есть, на момент выявления управлением нарушения, 24.03.2015 услуги связи по предоставлению каналов связи оказывались на основании действующей лицензии.
Следовательно, на момент проверки нарушений в деятельности общества по оказанию услуг по предоставлению каналов связи не было.
Судом первой инстанции сделан не правильный вывод о том, что срок давности привлечения общества к административной ответственности следует исчислять с момента выявления правонарушения - составления акта проверки от 24.03.2015.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
Длящееся правонарушение начинается с момента совершения деяния, связанного с невыполнением обязанностей, и кончается вследствие действия самого правонарушителя, направленного к прекращению правонарушения, или наступления событий, препятствующих его совершению.
Вменяемое обществу правонарушение прекращено 16.02.2015, со дня возобновления действия лицензии.
В силу пункта 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение, которое имело место, прекращено на момент его обнаружения, срок привлечения к административной ответственности исчисляется с последнего дня, когда правонарушение совершалось.
В данном случае последним днем совершения вменяемого обществу правонарушения является день возобновления действия лицензии - 16.02.2015, следовательно, трехмесячный срок привлечения общества к административной ответственности истек 16.05.2015, тогда обжалуемое решение принято 16.06.2015, то есть за пределами трехмесячного срока.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.06.2015 по делу N А61-1171/2015 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания (г. Владикавказ, ул. Маркуса 22) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Иртелком" (ОГРН 1021500581013, ИНН 1502024744) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1171/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания
Третье лицо: ОАО "Ростелеком" Северо-Осетинский филиал, ООО "Иртелком"