г. Владивосток |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А51-20403/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарями судебного заседания И.В. Ауловой и А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-7796/2015
на решение от 31.07.2015
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-20403/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Восточная верфь" (ИНН 2537009643, ОГРН 1022501797064, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.07.2002)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третье лицо: департамент дорожного хозяйства Приморского края
об оспаривании распоряжения от 23.12.2013 N 3026-рз,
при участии: от ОАО "Восточная верфь": представитель Гришина О.А. по доверенности от 01.07.2015 N 100, сроком до 30.09.2015, паспорт; представитель Дубровина И.В. по доверенности от 01.07.2015. по 30.09.2015,паспорт;
от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Пламаляла С.В. по доверенности от 20.05.2015 N 20/17162, сроком по 31.12.2015, удостоверение N 1122;
от департамента дорожного хозяйства Приморского края - не явились, извещены судом надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Восточная верфь" (далее - заявитель, общество, ОАО "Восточная верфь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, департамент) от 23.12.2013 N 3026-рз "О резервировании земель для государственных нужд Приморского края для строительства автомобильной дороги Владивосток-Артем на участке км 18 - км 43", в редакции распоряжения департамента от 21.02.2014 N 342-рз, в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 24:28:050088:54 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 51 АПК РФ определением от 24.07.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент дорожного хозяйства Приморского края (далее по тексту - третье лицо).
29.10.2014 определением Арбитражного суда Приморского края производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А51-23051/2014.
26.06.2015 определением Арбитражного суда Приморского края производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.07.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что оспариваемое распоряжение было опубликовано в официальном печатном издании "Приморская газета", а заявитель в свою очередь вправе был ознакомиться со схемой резервируемых земель, с перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель под размещение линейного объекта регионального объекта "Реконструкция автомобильной дороги Владивосток - Артем на участке км 18 - км 43", в связи с чем считает несостоятельным довод заявителя об ознакомлении с оспариваемым распоряжением только в судебных заседаниях по делу N А51-18427/2013. Обращает внимание на то, что 25.02.2014 обществом было получено уведомление управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о резервировании земель для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а 13.02.2014 проведена государственная регистрация ограничений. Указанное уведомление от 13.02.2014 N 01/069/2014-461 содержало ссылку на оспариваемое распоряжение с указанием его даты, номера и названия. На основании изложенного апеллянт полагает, что заявитель пропустил установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование спорного распоряжения и не представил доказательств того, что этот срок был пропущен по уважительным причинам.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия с согласия лиц, участвующих в деле и на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "Восточная верфь" на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
На основании статьи 163 АПК РФ судебная коллегия определила объявить перерыв в судебном заседании 15.09.2015 до 21.06.2015 до 10 час. 50 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой, с участием представителя общества, который поддержал свою позицию.
Через канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от ОАО "Восточная верфь" поступили дополнительные пояснения к возражениям на апелляционную жалобу, письменные пояснения приобщены коллегией к материалам дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на них, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ОАО "Восточная верфь" является собственником земельного участка с кадастровым номером 25:28:050088:54 общей площадью 45175 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу г. Владивосток, мыс Крутой (побережье Уссурийского залива), вид разрешенного использования: для размещения базы отдыха "Волна", о чём выдано свидетельство о государственной регистрации права от 09.07.2012 N 25-АБ 808450 и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 25-25-01/016/2012-431.
Данный земельный участок был предоставлен обществу в собственность в соответствии с распоряжением департамента земельных отношений, государственного и строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 30.09.2011 N 2617 по договору купли-продажи земельного участка от 30.12.2011 N 3342, заключенному между обществом и департаментом.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 14.05.2014 по делу N А51-18247/2013 признаны недействующими решение Думы г.Владивостока от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа", в части утверждения красных линий, ограничивающих зону объектов автомобильного транспорта Т-3, в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050088:54, а также решение Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", в части установления территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050088:54.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2015 по делу N А51-23051/2014 признано недействительным распоряжение администрации Приморского края от 02.08.2014 N 222-ра "Об утверждении документации по планировке территории (основной части проекта планировки территории и проекта межевания территории) линейного объекта регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги Владивосток - Артем на участке км 18 - км 43 в Приморском крае" в границах земельного участка с кадастровым номером 24:28:050088:54.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 3026-рз от 23.12.2013 "О резервировании земель для государственных нужд Приморского края для строительства автомобильной дороги Владивосток-Артем на участке км 18-км 43" принято решение о резервировании для государственных нужд Приморского края под размещение линейного объекта регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги Владивосток-Артем на участке км 18-км 43 в Приморском крае" земли общей площадью 1682500 кв.м., расположенные на территории Приморского края, в соответствии со схемой резервируемых земель (приложение N 1) сроком на 20 лет со дня вступления в силу настоящего распоряжения.
Пунктами 3, 3.1, 3.2 данного распоряжения ограничены права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах зон резервируемых земель, запрещающие: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельных участков и их разрешенным использованием; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты.
Пунктом 2 распоряжения от 23.12.2013 N 3026-рз утверждено приложение N 2 к распоряжению с перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. В указанном перечне поименован, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:28:050088:54.
21.02.2014 департаментом было издано распоряжение N 342-рз "О внесении изменения в распоряжение департамента от 23 декабря 2013 года N 3026-рз", которым в пункт 1 внесены изменения в части срока резервирования земель, который вместо 20 лет составил 7 лет.
Посчитав, что распоряжение департамента от 23.12.2013 N 3026-рз с изменениями, внесенными распоряжением от 21.02.2014 N 342-рз, в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 24:28:050088:54, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "Восточная верфь" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Срок подачи заявления, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, по конструкции правовой нормы является материальным сроком, который начинает исчисляться со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом, и может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин пропуска.
Как следует из материалов дела, заявление общества в адрес Арбитражного суда Приморского края поступило 17.07.2014.
ОАО "Восточная верфь" заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование в судебном порядке ненормативного правового акта департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23.12.2013 N 3026-рз.
В соответствии с положениями частей первой и второй статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если суд признает причины пропуска уважительными и если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить указанный срок, оценка уважительности обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока, является прерогативой суда, рассматривающего заявление о восстановлении пропущенного срока, и осуществляется с учетом обстоятельств конкретного дела.
Таким образом, для восстановления предусмотренного названной нормой срока достаточно признания причин его пропуска уважительными судом, который не ограничен в этом праве.
Суд первой инстанции рассмотрел заявленное ходатайство общества и признал причины пропуска срока уважительными, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Таким образом, восстановив пропущенный обществом срок подачи заявления о признании незаконным оспариваемого распоряжения департамента, суд первой инстанции правомерно рассмотрел спор по существу.
Согласно позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 1 статьи 70.1 Кодекса установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет (пункт 3 статьи 70.1 ЗК РФ).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ размещение автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения является основанием для резервирования земель.
Из пункта 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, следует, что решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Согласно статье 18 ГрК РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного Кодекса РФ не допускается принятие органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в целях размещения объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации.
На основании статьи 10 ГрК РФ в документах территориального планирования отображаются границы субъектов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований; особых экономических зон; муниципальных образований; существующие и планируемые границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий, границы земель обороны и безопасности; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы территорий, подверженных риску воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения; существующие объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения; границы размещения планируемых объектов капитального строительства.
В силу статьи 23 ГрК РФ Генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 6 статьи 23 ГрК РФ к Генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию, что, как следует из части 7 этой же статьи, предусматривает обоснование выбранного варианта размещения объектов, в частности регионального значения, на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования.
Согласно пункту 3 Положения N 561 решение о резервировании земель принимается, в том числе на основании, документации по планировке территории (подпункт "а").
Положениями пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Приморского края N 90-КЗ от 29 декабря 2003 года "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", принятие решений о резервировании, изъятии, в том числе путем выкупа, земель для нужд Приморского края отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
Пунктами 1.1 и 1.1.1 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, определено, что департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 8 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Как следует из материалов дела, распоряжением департамента от 23.12.2013 принято решение о резервировании для государственных нужд Приморского края под размещение линейного объекта регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги Владивосток-Артем на участке км 18-км 43 в Приморском крае" в основу принятия указанного распоряжения положено распоряжение администрации Приморского края от 02.08.2014 N 222-ра "Об утверждении документации по планировке территории (основной части проекта планировки территории и проекта межевания территории) линейного объекта регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги Владивосток - Артем на участке км 18 - км 43 в Приморском крае".
Решением от Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2015 по делу N А51-23051/2014 данное распоряжение администрации г. Владивостока в части планировки территории названного линейного объекта в границах земельного участка с кадастровым номером 24:28:050088:54 признано недействительным.
Указанное Решение суда от 23.03.2015 по делу N А51-23051/2014 вступило в законную силу, и как верно отмечено судом первой инстанции, согласно части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения указанного дела, не подлежат доказыванию вновь в рамках рассматриваемого спора.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 14.05.2014 по делу N А51-18247/2013 установлено не соответствие закону Генерального плана Владивостокского городского округа" в части утверждения красных линий, ограничивающих зону объектов автомобильного транспорта Т-3, в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050088:54, а также решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050088:54.
На основании изложенного коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что распорядительный акт по вопросу резервирования земельного участка с кадастровым номером 25:28:050088:54 для государственных и муниципальных нужд, принятый на основании признанных недействительными Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части границ названного участка, является недействительным, как противоречащий требованиям вышеназванных нормам права, следовательно, оспариваемое распоряжение департамента не соответствует пункту 1 статьи 49, статьи 70.1 ЗК РФ и пункту 3 Положения N 561.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.07.2015 по делу N А51-20403/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20403/2014
Истец: ОАО "Восточная верфь"
Ответчик: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Третье лицо: Департамент дорожного хозяйства Приморского края