г. Томск |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А45-7748/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Полосина А. Л., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Васильевой С. В.,
при участии:
от заявителя: Вырупаевой Е. Г., доверенность от 31.12.2013,
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.06.2015 года по делу N А45-7748/2015 (судья Шашкова В. В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" (ИНН 5408108313, ОГРН 1025403668828, 630098, г. Новосибирск, ул. Часовая, 6)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новосибирский завод конденсаторов" (далее - ОАО "НЗК", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по Новосибирской области), в котором просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, выразившиеся в осуществлении государственного кадастрового учета нежилых помещений кадастровый номер 54:35:091970:82 общей площадью 1951,8 кв. м, расположенных по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6/43 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об объекте недвижимости - нежилых помещений кадастровый номер 54:35:091970:82 общей площадью 1951,8 кв.м., расположенных по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6/43.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.06.2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Новосибирской области в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что в полномочия Управления Росреестра по Новосибирской области постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, исключение сведений из государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимого имущества не входит.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание было отложено на 14.09.2015 года в 11 час. 50 мин.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 года произведена замена судьи Бородулиной И. И. на судью Полосина А. Л., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "НЗК" является собственником объекта недвижимости здание Корпус N 33 Кузница, кадастровый номер 54:35:091855:40, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6/43.
Право собственности ОАО "НЗК" на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 24.11.2009. Сведения об объекте внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом от 02.02.2015.
13 февраля 2015 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) осуществило кадастровый учет части объекта недвижимости, расположенного по указанному адресу, а именно: нежилых помещений кадастровый номер 54:35:091970:82 общей площадью 1951,8 кв. м.
Считая незаконными действия Управления Росреестра по Новосибирской области, выразившиеся в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - нежилых помещений кадастровый номер 54:35:091970:82 общей площадью 1951,8 кв. м по адресу: г. Новосибирск, ул. Часовая, 6/43, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Росреестра по Новосибирской области нарушило право собственности ОАО "НЗК", а также нормы действующего законодательства о государственном кадастровом учете.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" подведомственная Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Новосибирской области реорганизовано в форме присоединения, в результате которого функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области. В результате присоединения Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" по Новосибирской области сохранила основные цели деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, часть полномочий Росреестра на территории Новосибирской области выполняет Управление Росреестра, являющееся территориальным органом Росреестра, а иные полномочия, в частности по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества и прочее, осуществляет Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области).
При таких обстоятельствах Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области является непосредственным исполнителем по внесению (исключению) сведений из государственного кадастра недвижимости, соответственно, является надлежащим ответчиком (заинтересованным лицом) по настоящему спору. Восстановление прав заявителя действиями Управления Росреестра по Новосибирской области невозможно.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что принятый по настоящему делу судебный акт подлежит отмене в порядке пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта. В удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 110, статьей 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.06.2015 по делу N А45-7748/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7748/2015
Истец: ОАО "Новосибирский завод конденсаторов"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области