Москва |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А40-46112/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей П.А.Порывкина и О.Г. Мишакова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Пузраковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2015 по делу N А40-46112/15, принятое судьей А.В. Бедрацкой, по заявлению Контрольно-счетной палаты Москвы о признании недействительным решений ГУ-Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 от 24.12.2014 N 29 м/д, N 34 н/с, требований от 19.01.2015 N 53 м/д, N 59 н/с
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -Департамента финансов города Москвы
при участии в судебном заседании:
от Контрольно-счетной палаты Москвы - Метелькова Т.Л. по дов. от 22.05.2015 N 12/01-50,
от Департамента финансов города Москвы - Каверин М.Ю. по дов. от 18.12.2014 N 30-08-66/14
УСТАНОВИЛ:
Контрольно-счетная палата Москвы (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании недействительными вынесенных Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) (далее - заинтересованное лицо, фонд) решения от 24.12.2014 N 29 м/д о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, решение от 24.12.2014 N 34 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 19.01.2015 N 59 н/с; требование от 19.01.2015 N 53 м/д об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенные в отношение Контрольно-счетной палаты Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2015 заявление Контрольно-счетной палаты Москвы удовлетворено, названные выше ненормативные акты фонда признаны недействительными.
Не согласившись с принятым судом решением, фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе фонд ссылается на то, что Арбитражный суд города Москвы необоснованно руководствовался положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с чем пришел к неправильному выводу о том, что выплаты, произведенные заявителем, за санаторно-курортное лечение являются компенсационными.
В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты Москвы на доводы апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве.
Фонд, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте в сети Интернет, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя фонда, исходя из норм статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, в период с 19.11.2014 по 01.12.2014 фондом в Контрольно-счетной палате Москвы проведена документальная выездная проверка по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (акты от 02.12.2014 N 68 н/с, N 68 м/д), по результатам которой в отношении заявителя вынесены решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 24.12.2014 N 29 м/д, о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.12.2014 N 34 н/с.
В соответствии с указанными решениями установлены нарушения в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с исключением Контрольно-счетной палатой Москвы из облагаемой базы выплат на санаторно-курортное лечение работникам и компенсации за неиспользованные работниками санаторно-курортные путевки.
На основании решений от 24.12.2014 N 29 м/д, от 24.12.2014 N 34 н/с в адрес заявителя выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей от 19.01.2015 N 59 н/с (недоимка за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 в сумме 73467,71 руб., пени - 10 622,98 руб., штраф - 14 693,54 руб.), об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.01.2015 N 53 м/д (доначисленные страховые взносы в сумме 62 131,80 руб., пени - 214,36 руб., штраф -12 426,36 руб.).
В обоснование принятых решений фондом приводятся факты установления в ходе проверки выплат штатным сотрудникам Контрольно-счетной палаты Москвы выплат компенсации за неиспользованные работниками санаторно-курортные путевки, на которые страховые взносы не начислялись, что является занижением облагаемой страховыми взносами базы в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ Контрольно-счетной палате Москвы начислены штрафы за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов и пеней.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых илииных, предусмотренных федеральным законодательством обязанностей. При этом статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.
Компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации затрат, связанных с замещением должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Законом города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". Выплаты за санаторно-курортное лечение относятся к компенсационным, поскольку направлены на восполнение физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей.
На основании статьи 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности). Право на отпуск с сохранением замещаемой должности закреплено Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации"и Законом города Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы". Время отпуска входит в период трудового стажа и страхового стажа, заключенные служебные контракты на время отпуска не прерываются.
Статьей 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе города Москвы"предусмотрено предоставление государственным гражданским служащим дополнительных государственных гарантий, к которым согласно статье 42 Закона города Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы" относится предоставление бесплатной или льготной санаторно-курортной путевки или выплата компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
Работники Контрольно-счетной палаты Москвы на основании части 2 статьи 9 Закона города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы" являются государственными гражданскими служащими, соответственно, на них распространяются положения федерального и московского законодательства в части предоставления гарантий, в том числе в части выплаты компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что компенсационные выплаты за неиспользованные санаторно-курортные путевки являются выплатой денежных средств взамен предоставления путевок в натуре и связаны с обеспечением гарантий замещения должностей государственной гражданской службы и исполнением должностных (трудовых) обязанностей. Вследствие установления компенсационных выплат за выполнение трудовых обязанностей на законодательном уровне указанные выплаты на основании пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Довод апелляционной жалобы о том, что физическое лицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей, в связи с чем не несет затрат, связанных с их выполнением, отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с действующим законодательством страховые взносы на выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер, в частности, на компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, различныевиды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи, компенсационные выплаты, связанные с командировочными расходами, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение, возмещение расходов попроезду, поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, днями рождения, за долголетнюю безупречную трудовую деятельность и в других аналогичных случаях.
При этом следует учитывать целевой характер компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, поскольку данная компенсация направлена на предоставление государственному служащему возможности самостоятельного выбора форм и способов отдыха (лечения), в том числе, не только в период нахождения в отпуске, но и в период осуществления должностных полномочий государственного служащего.
В апелляционной жалобе фондом не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм процессуального и материального права, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Фонд не приводит доводы, а также не представляет доказательства опровергающие выводы суда первой инстанции.
По сути, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, с которыми соглашается суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции оспариваемого решения с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, с учетом правильного применения норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2015 по делу N А40-46112/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
О.Г. Мишаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46112/2015
Истец: Контрольно-счетная палата г. Москвы, Контрольно-счетная палата Москвы
Ответчик: ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 6, Филиал N 6 ГУ- Московского регионального отдела Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Департамент финансов г. Москвы