г. Киров |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А17-8005/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Кузнецова А.Н., действующего на основании доверенности от 21.08.2015,
представителя ответчика Соколова Д.В., действующего на основании доверенности от 15.01.2015,
представителей третьего лица (Департамент энергетики и тарифов Ивановской области) Черницкой Т.В., действующей на основании доверенности от 17.08.2015, Федосеева Н.А., действующего на основании доверенности от 21.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.05.2015 по делу N А17-8005/2014, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ивжилкомсервис" (ОГРН 1113706000528, ИНН 3706018132)
к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (ОГРН 1023700556736, ИНН 3731021516)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и Департамент энергетики и тарифов Ивановской области
о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ивжилкомсервис" (далее - ООО "Ивжилкомсервис", истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области к департаменту финансов Ивановской области (далее - Департамент, ответчик, заявитель) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании убытков в размере 2 375 238 рублей 01 копейка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент ЖКХ) и департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент энергетики и тарифов).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 28.05.2015 уточненные исковые требования Общества удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя, судом не дана оценка фактическому обстоятельству, что субсидия на компенсацию расходов истцом была получена за весь спорный период с 01.01.2014; предложение об установлении тарифа было представлено истцом 16.12.2013; отсутствуют данные за предшествующие периоды регулирования, поскольку предприятие осуществляло деятельность с 01.01.2014. Ответчик полагает, что судом не применен закон, подлежащий применению, в том числе статьи 309, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указывает, что в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Ивановской области от 08.12.2010 N 448-п "О Порядке предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на компенсацию расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов для отопления жилищного фонда на нужды населения" (далее - Порядок предоставления субсидий) выплата субсидий производится при наличии договора (соглашения), во исполнение которого (Соглашение от 11.08.2014 N 76) Департамент перечислил субсидию истцу. Считает, что противоправность действий Департамента не доказана. При этом законное поведение государственных органов, принесшее организации убытки, не является основанием возмещения причиненного вреда.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Департамент энергетики в отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы и правовую позицию Департамента финансов, считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене. Обращает внимание апелляционного суда на принятый судом расчет убытков, выполненный Обществом исходя из общей площади жилых домов 7546,25 кв. м, определенной "обратным счетом" путем деления плановых объемов тепловой энергии, учтенных в тарифе на тепловую энергию (1811,1 Гкал), на норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м. в размере 0,02 Гкал в месяц, утвержденного постановлением Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района от 20.12.2008 N 79-А (1811,1 Гкал : 0,02 Гкал/кв.м в месяц : 12 мес). Не согласившись с представленным расчетом истца, Департамент энергетики представил аргументированный контррасчет, согласно которому сумма фактических убытков теплоснабжающей организации составила 986528 рублей 43 копейки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Владимирской области, представители участвующих в рассмотрении дела лиц уточнили фактические обстоятельства, ответили на вопросы суда, дали соответствующие пояснения.
Ответчик и Департамент ЖКХ, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Департамент финансов заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 22.09.2015.
На основании распоряжения председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 в рассмотрении апелляционной жалобы произведена замена судьи Бармина Д.Ю. в связи с его нахождением в отпуске на судью Барьяхтар И.Ю. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала в силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 22.09.2015 участвующие в рассмотрении дела представители Департамента энергетики поддержали доводы письменного отзыва и апелляционной жалобы ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, ООО "Ивжилсервис" осуществляет поставку тепловой энергии, в том числе для отопления жилищного фонда на нужды населения Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района, на территории которого является единственной теплоснабжающей организацией (справка Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района от 18.06.2014 N 256).
ООО "Ивжилкомсервис" в соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 03.07.2013 владеет на праве аренды блочной угольной котельной с инженерными сетями общей площадью 105,5 кв.м., расположенной по адресу: Ивановская область, Шуйский район, с.Чернцы, ул.Школьная, д.12 и теплотрассой протяженностью 625 м. по адресу Ивановская обл., Шуйский район, с.Чернцы, ул.Школьная - ул.Лесная, ул.Фабричный двор, переданными Обществу по акту приема-передачи недвижимого имущества от 01.01.2014.
Согласно схеме теплоснабжения с.Чернцы Шуйского района, разработанной ОГУП "ИВЦЭС" в 2011 году, плановый объём тепловой энергии составляет 1811,1 Гкал.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28.11.2012 N 514-т/5 на второе полугодие 2013 года в установленном законодательством порядке утвержден льготный тариф для населения в размере 2269,48 руб./Гкал.
16.12.2013 ООО "Ивжилкомсервис" подало заявление об установлении тарифов на 2014 год в Региональную службу по тарифам Ивановской области.
20.04.2014 истец представил в регулирующий орган полный пакет документов для открытия дела об установлении тарифов с учетом имеющейся по состоянию на 01.01.2014 у Предприятия инвестиционной программы, заявленной в составе тарифного дела, но не утвержденной в установленном порядке.
29.04.2014 постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области N 604-т/1 установлены тарифы на тепловую энергию, идентичные предыдущим - 2044,58 рублей/Гкал. Экономически обоснованный тариф - 2269,48 рублей/Гкал для истца не был установлен. Тарифы начали применяться с 30.04.2014.
Поскольку в период с 01.01.2014 по 29.04.2014 цены на поставляемую энергию формально не были урегулированы, истец, не получив из областного бюджета в полном объёме субсидию, направленную на компенсацию его расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для отопления жилищного фонда на нужды населения, обратился в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 12 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является причинение вреда другому лицу, нарушенное право которого может быть защищено посредством возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно статье 1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Апелляционный суд учитывает, что ООО "Ивжилкомсервис" занимается социально значимым видом деятельности, регулируемой государством, при этом судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что истец оказывает услуги теплоснабжения населению с 01.01.2014.
Следовательно, установление тарифа с 30.04.2014 и выделение субсидии с целью компенсации расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов (тепловой энергии) для отопления жилищного фонда на нужды населения за период с 30.04.2014 по 31.12.2014, является противоправным бездействием регулирующего органа, что повлекло возникновение убытков.
Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов.
В рассматриваемом споре в период с 01.01.2014 по 29.04.2014 у ООО "Ивжилкомсервис" отсутствовал установленный тариф на тепловую энергию.
При планировании объемов бюджетного финансирования теплоснабжающих организаций Ивановской области на 2014 год, РСТ Ивановской области произведен расчет плановой суммы субсидии теплоснабжающей организации, поставляющей тепловую энергию потребителям с. Чернцы Шуйского муниципального района, исходя из годовых объемов поставки тепловой энергии населению в количестве 1811,1 Гкал. Сумма субсидии при этом была предусмотрена в размере 9004,4 тыс. руб.
При расчете суммы недополученных доходов за бестарифный период с января по апрель 2014 года принят уровень тарифа 2269,48 руб./Гкал, который утвержден Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28.11.2012 N 514-т/5 на второе полугодие 2013 года. Вместе с тем теплоснабжающая организация в указанном периоде в расчетах с потребителями использовала тариф в размере 2044,58 руб./Гкал, применяемый прежней теплоснабжающей организацией в первом полугодии 2013 года.
В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии ч.3 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с п.14 Правил установления регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг юридическим лицам предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Ивановской области от 08.12.2010 N 448-п утвержден Порядок предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на компенсацию расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов для отопления жилищного фонда на нужды населения, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области.
Пунктом 10 Порядка предоставления субсидий, предусмотрен порядок корректировки размера субсидий и возврата остатков (части) субсидий в бюджет Ивановской области. Корректировка суммы субсидии осуществляется с учетом фактического объема отпуска тепловой энергии населению за отчетный период.
Убытки, полученные теплоснабжающей организацией от регулируемой деятельности по причине недоотпуска тепловой энергиили превышения экономически обоснованных расходов над учтенными в регулируемых тарифах, учитываются в следующих периодах регулирования (2016 - 2018 годы) в соответствии с заявлением Предприятия и п. 12 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
Согласно пункту 11 Порядка предоставления субсидий выплата субсидий производится при наличии договора (соглашения), в рассматриваемом споре соответствующее Соглашение N 76 подписано 11.08.2014 (том 1, л.д.42-47).
В силу указанного Соглашения о предоставлении субсидии с целью компенсации расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов (тепловой энергии) для отопления жилищного фонда на нужды населения ее размер составил, по определению РСТ Ивановской области, 6 019 100 рублей (1215,79 Гкал) за период с 30.04.2014 по 31.12.2014.
Однако сумма фактических убытков за 2014 год (с 01.01.2014 по 31.12.2014, т.е. с учетом бестарифного периода) у ООО "Ивжилсервис", по расчету истца, составила 8 394 338 рублей 01 копейка; при этом при расчете суммы недополученных доходов за бестарифный период с января по апрель 2014 года принят уровень тарифа 2269,48 руб./Гкал.
Фактические затраты истец подтвердил представленными в материалы дела документами: схемой теплоснабжения села Чернцы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области (том 2, л.д.93-97); экспертным заключением РСТ по Ивановской области (л.д.118-122); расчетами поставленной тепловой энергии по нормативу 0,02 Гкал на 1 кв.м отапливаемой, включая жилую и места общего пользования, площади (7546,25 кв.м) в месяц (том 2, л.д.46-48) за минусом площади помещений, жильцы которых перешли на индивидуальное отопление (том 2, л.д.49-89).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции взыскал с Департамента финансов в пользу ООО "Ивжилкомсервис" 2 375 238 руб. 01 коп. убытков.
Вместе с тем с указанной суммой убытков, присужденной судом к возмещению, апелляционный суд не соглашается на основании следующего.
При отсутствии общедомовых и индивидуальных приборов учета тепловой энергии плата за отопление рассчитывается в соответствии с п. 1 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и тарифов, действующих на территории Ивановской области в 2014 году (постановление РСТ Ивановской области от 13.09.2012 N 496), исходя из площади отапливаемого помещения и норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м).
Судом первой инстанции принят расчет убытков, выполненный заявителем исходя из общей площади жилых домов 7546,25 кв. м, определенной путем деления плановых объемов тепловой энергии, учтенных в тарифе на тепловую энергию (1811,1 Гкал), на норматив расхода тепловой энергии на отопление одного квадратного метра в размере 0,02 Гкал в месяц, утвержденного постановлением Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района от 20.12.2008 N 79-А. При этом в названном постановлении указано об утверждении норматива потребления тепловой энергии на 1 кв.м именно отапливаемой площади.
Учитывая, что потребители тепловой энергии вносят плату за отапливаемую площадь жилого помещения, величина которой в платежном документе на площадь мест общего пользования не увеличивается, а также учет объема тепловой энергии на отопление мест общего пользования в составе размера норматива потребления коммунальной услуги на отопление 1 кв. м в соответствии с п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, который при расчетах с потребителями, в свою очередь, применяется к отапливаемой жилой площади без мест общего пользования, Департамент энергетики обоснованно в контррасчете суммы убытков использовал данные о фактических отапливаемых жилых площадях - 6364, 60 кв.м, взятых из схемы теплоснабжения и сведений, представленных истцом регулирующему органу в составе пакета документов для установления тарифа, а также учел представленные заявителем данные о помесячном отключении квартир от системы централизованного теплоснабжения в связи с переходом на индивидуальное отопление, представленные Обществом в рамках рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах сумма убытков теплоснабжающей организации с учетом корректировки на фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за 2014 год составила 7 005 628 рублей 43 копейки, а с учетом выплаченной суммы субсидии в размере 6 019 100 рублей 00 копеек, сумма фактических некомпенсированных убытков составила 986 528 рублей 43 копейки.
Таким образом, исследуя доводы ответчика и третьего лица, изложенные в апелляционной жалобе и письменном отзыве, повторно рассмотрев дело, Второй арбитражный апелляционный суд установил несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного акта согласно пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
При этом на основании частей 1, части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче искового заявления, а также при подаче апелляционной жалобы, взыскивается с истца в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу департамента финансов Ивановской области удовлетворить в части.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.05.2015 по делу N А17-8005/2014 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с департамента финансов Ивановской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ивжилкомсервис" 986 528 рублей 43 копейки убытков, 14 485 рублей 43 копейки судебных расходов по государственной пошлине за рассмотрение искового заявления.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ивжилкомсервис" 1 753 рубля 98 копеек государственной пошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительные листы."
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Ивжилкомсервис" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3050 рублей 81 копейку, излишне уплаченной платежным поручением от 24.11.2014 N 59.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8005/2014
Истец: ООО "Ивжилкомсервис"
Ответчик: Департамент финансов Ивановской области
Третье лицо: Департамент ЖКХ Ивановской области, Департамент ЖКХ Иваноской области, Департамент энергетики и тарифов Ивановской области