г. Санкт-Петербург |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А56-22484/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Цубановой К.А.
при участии:
от заявителя: Макарова Т.С. по доверенности от 12.01.2015
от ответчика: Сухаревой Е.А. по доверенности от 06.07.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16385/2015) Кингисеппской Таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2015 по делу N А56-22484/2015 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "НОВИКОМ"
к Кингисеппской Таможне
о признании незаконными решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новиком" (далее - заявитель, Общество), уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Кингисеппской Таможни (далее - заинтересованное лицо, Таможня) от 15.03.2015 об отказе в выпуске товаров, прибывших на территорию Таможенного союза в контейнерах FCIU 8709570, FCIU 8871071, оформленных по ДТ N 10218040/050315/0004404.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм процессуального права.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.03.2015 обществом на таможенный пост Усть-Лужский Кингисеппской таможни (далее - пост) была подана декларация на товары N 10218040/050315/0004404.
В указанной декларации были задекларированы следующие товары:
N 1 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 7.50R16LT (122/118F): 40 шт.;
N 2 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 7.50R16LT (122/118F): 40 шт.;
N 3 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 215/75R17.5 (126/124-М): 200 шт.;
N 4 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 235/75R17.5 (143/141J): 50 шт.;
N 5 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 265/70R19.5 (143/141J): 20 шт.;
N 6 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 265/75R19.5 (143/141J): 20 шт.;
N 7 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 315/70R22.5 (154/150L): 24 шт.;
N 8 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 315/80R22.5 (154/151-М): 124 шт.;
N 9 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 315/80R22.5 (154/150-М): 27 шт.;
N 10 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 295/80R22/5 (152/149-М): 78 шт.;
N 11 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 7.00R16(111/107N): 200 шт.;
N 12 - шины пневматические для грузовых автомобилей, с индексом нагрузки более 121, с цельнометаллическим кордом, 295/80R22.5 (152/149-М): 20 шт.;
В ходе контроля таможенной стоимости товара таможенным органом были выявлены признаки, свидетельствующие о том, что сведения о таможенной стоимости товаров заявлены недостоверно либо документально не подтверждены, в связи с чем, таможенным органом 06.03.2015 г. было принято решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, заявленной декларантом с прилагаемым расчетом размера обеспечения уплаты таможенных платежей, в размере 352 913,28 руб.
06.03.2015 Общество на таможенный пост Кингисеппской таможни направило письмо N 215, которым распорядилось о списании обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров NN 1,2, 4-10, 12 и сообщило о несогласии с расчетом размера обеспечения уплаты таможенных платежей по товарам NN3,11.
Также, 06.03.2015 г. таможней в адрес Общества направлен запрос о предоставлении документов N 1, который содержал коррекционный расчет по дополнительной проверке с размером обеспечения в сумме 418653,85 руб., с источником информации ДТ N N 10218040/151214/0029116, 10216140/030315/0003398.
06.03.2015 ООО "Новиком" на таможенный пост направило письмо N 216, которым распорядилось о списании обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров NN 7-12 и сообщило о несогласии с расчетом размера обеспечения уплаты таможенных платежей по товарам NN 1-6 и об отказе предоставления его в размере, указанном в "коррекционном расчете по дополнительной проверке".
06.03.2015 Усть-Лужским таможенным постом Кингисеппской таможни ООО "Новиком" направлен запрос о представлении документов N 1 об уточнении согласия ООО "Новиком" на окончательную или условную корректировку, в случае условной корректировки с просьбой указания авансовых платежных поручений для взятия таможенного обеспечения по таможенной расписке.
06.03.2015 на запрос таможенного органа от ООО "Новиком" поступило письмо N 217 о согласии на выпуск под обеспечение уплаты таможенных платежей товаров, перечисленных в письме N 215 от 06.03.2015, если верен расчет, направленный в адрес Общества вместе с решением от 06.03.2015 года о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, либо товаров, перечисленных в письме N 216 от 06.03.2015 года в случае, если верен "коррекционный расчет по дополнительной проверке" от 06.03.2015 года, направленный Обществу в форме запроса электронных документов.
08.03.2015 Усть-Лужским таможенным постом Кингисеппской таможни ООО "Новиком" направлены запросы о представлении документов с просьбой уточнения согласия на окончательную корректировку или выпуск под обеспечения уплаты таможенных платежей с суммой обеспечения 418654,82 руб.
В ответ ООО "Новиком" предоставило на Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни письмо от 08.03.2015 N 218, согласно которому Общество в целях соблюдения условий выпуска товаров, предусмотренных ст. 195 ТК ТС, направило в адрес таможенного органа письма N 215 и N 216 от 06.03.2015 года, содержавшие распоряжения Общества о внесении авансовых денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей по перечисленным в указанных письмах товарам в размерах, исходя из обоих представленных таможенным органом расчетов.
09.03.2015 Усть-Лужским таможенным постом Кингисеппской таможни ООО "Новиком" направлен запрос о представлении документов N 1 с информацией о том, что расчет обеспечения с суммой 352913,28 руб. надлежит считать неверным.
15.03.2015 таможенный орган отказал в выпуске всех товаров по ДТ N 10218040/050315/0004404.
Посчитав решение таможни от 15.03.2015 об отказе в выпуске товаров, прибывших на территорию Таможенного союза в контейнерах FCIU 8709570, FCIU 8871071, оформленных по ДТ N 10218040/050315/0004404 незаконным общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС, пункту 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и-Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации.
Согласно статье 66 ТК ТС контроль таможенной стоимости товара осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенной контроля как до, так и после выпуска товаров.
Должностное лицо осуществляет контроль таможенной стоимости товаров до их выпуска в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС (пункт 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 196 ТК ТС).
Пунктом 13 Порядка контроля таможенной стоимости товаров установлено, что при принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости товаров проставляет соответствующую отметку в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой вручается (направляется) декларанту (таможенному представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.
Пункт 16 Порядка контроля таможенной стоимости товаров предусматривает, что одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 ТК ТС).
Таким образом, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не предусмотрена возможность продления сроков сообщения декларанту (таможенному представителю),а также корректировки суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров.
Из расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10218040/050315/0004404, направленного Усть-Лужским таможенным постом Кингисеппской таможни ООО "Новиком" с решением о проведении дополнительной проверки от 06.03.2015 следует, что источником информации для выбора расчета суммы обеспечения является ДТ N 10218040/050315/0004404.
В соответствии с пунктом 6 раздела I Порядка контроля таможенной стоимости товаров, при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе, с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций).
Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Пунктом 11 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приказом ФТС России от 14.02.2011 N 272, установлен следующий порядок осуществления уполномоченными должностными лицами сравнения и анализа заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией:
1) на основании заявленных декларантом (таможенным представителем данных рассчитывают таможенную стоимость товара за основную либо дополнительную единицу измерения;
2) обеспечивают выбор источника информации для сравнения таким образом, чтобы описание выбранного для сравнения товара, его коммерческие, качественные и технические характеристики, условия поставки в наибольшей степени соответствовали описанию, характеристикам, условиям поставки оцениваемых товаров, а также условиям сделки с оцениваемыми товарами; при этом таможенный орган выбирает тот источник ценовой информации, который в наибольшей степени отвечает следующим требованиям:
а) наличие точного описания товара: коммерческое наименование товара, описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме-изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики, которые влияют на стоимость данного вида товара;
б) обеспечение максимального возможного подобия сравниваемых товаров, означающее, что при выборе источника информации таможенный орган подбирает для сравнения идентичные товары, затем однородные товары, а при их отсутствии - товары того же класса или вида.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения идентичными товарами являются товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном эти товары соответствуют требованиям настоящего абзаца. Товары не считаются идентичными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союзах Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Идентичные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, принимаются во внимание лишь в случаях, когда не выявлены идентичные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Однородными товарами являются товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования (пункт 1 статьи 3 Соглашения)
Также согласно пункту 1 статьи 3 Соглашения товарами того же класса или вида являются товары, относящиеся к одной группе или ряду товаров, включая идентичные и однородные товары, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности.
Таким образом, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не предусмотрена возможность использования в качестве источника информации для выбора основы расчета суммы обеспечения декларация на товары, по которой принято решение о проведении дополнительной проверки.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, за исключением случаев, если: - выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены; - выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В силу прямого указания пункта 2 статьи 218 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) в случаях, если в одной товарной партии содержится несколько товаров, таможенный орган осуществляет выпуск товаров, в отношении которых соблюдены условия выпуска.
Согласно пункту 4 статьи 223 Федерального закона N 311-ФЗ если условия выпуска товаров не соблюдаются только в отношении отдельных товаров, содержащихся в одной товарной партии, таможенный орган осуществляет выпуск оставшейся части товаров. В указанном случае таможенный орган возвращает только те документы, которые относятся к товарам, в выпуске которых отказано. Если такие документы выделить невозможно, таможенный орган изготавливает их копии, которые заверяет в установленном порядке. Заверенные копии документов декларант вправе использовать при повторном таможенном декларировании товаров, в выпуске которых отказано.
Как следует из материалов дела, письмами от 06.03.2015 N 215, от 06.03.2015 N 216, от 06.03.2015 N 217, от 08.03.2015 N 218, от 08.03.2015 N 219, от 09.03.2015 N 221, от 10.03.2015 N 236 ООО "Новиком" сообщало о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении части товаров, задекларированных по ДТ N 10218040/050315/0004404.
Таким образом, отказ таможенного органа в выпуске части товаров, в отношении которых Обществом было представлено обеспечение уплаты таможенных платежей, является необоснованным.
С учетом изложенного у таможенного органа отсутствовали правовые основания для вынесения решения от 15.03.2015 об отказе в выпуске товаров, прибывших на территорию Таможенного союза в контейнерах FCIU 8709570, FCIU 8871071, оформленных по ДТ N 10218040/050315/0004404.
В связи с чем оспариваемое решение правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Апелляционным судом признаны несостоятельными ссылки Таможни в апелляционной жалобе на непринятие судом первой инстанции достаточных мер для примирения сторон, поскольку в соответствии с действующими нормами АПК РФ это не является основанием для отмены законного и обоснованного решения.
Нельзя признать обоснованными и доводы Таможни об отмене оспариваемого решения в порядке ведомственного контроля, поскольку отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2015 по делу N А56-22484/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22484/2015
Истец: ООО "Новиком"
Ответчик: Кингисеппская таможня