г. Челябинск |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А76-10349/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Столяренко Г.М.,
судей Ершовой С.Д., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Седухиной И.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2015 по делу N А76-10349/2015 (судья Воронин А.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель Министерства социальных отношений Челябинской области - Антипова О.И. (доверенность от 20.01.2015).
Министерство социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений, истец), ОГРН 1047424530780, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Администрации Варненского муниципального района Челябинской области (ответчик), ОГРН 1027401531992, о взыскании 550 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2015 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Минсоцотношений (истец) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный об удовлетворении исковых требований. Истец указал, что законодательством не предусмотрено осуществление многократных обследований имущества одних и тех же граждан, пострадавших от одной и той же чрезвычайной ситуации, а также осуществление нескольких выплат одним и тем же гражданам в связи с утратой имущества, произошедшей в результате одной и той же чрезвычайной ситуации. В актах обследования утраченного имущества, подписанных в августе 2013 г., комиссией сделан вывод о частичной утрате имущества, граждане расписались, что согласны с заключением комиссии и суммой финансовой помощи.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет. Администрация Варненского муниципального района Челябинской области представителя в судебное заседание не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель Минсоцотношений поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Минсоцотношений обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Администрации Варненского муниципального района Челябинской области 500 000 руб. убытков, наступивших вследствие действий созданной Администрацией комиссии по обследованию утраченного имущества граждан, повлекших повторную выплату денежных средств гражданам, проживающим на территории Варненского муниципального района и пострадавшим от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 г. на территории Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками.
Согласно представлению Счетной палаты Российской Федерации N ПР-14-370/14-03 от 29.12.2014 при проведении контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, выделенных в 2012-2013 г. и прошедшем периоде 2014 г. на финансирование обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Кемеровской и Челябинской областях" установлено отсутствие надлежащего контроля со стороны органов местного самоуправления Варненского муниципального района при составлении и утверждении списков граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества, что привело к двойным (повторным) выплатам гражданам: Амплееву С.Д. излишне выплачено 200 000 руб., Гулько А.А. - 200 000 руб. и Студеникину В.А. - 150 000 руб., всего: 550000 руб.; Правительству Челябинской области предложено принять меры по возврату в доход федерального бюджета бюджетных ассигнований в указанном размере (л.д. 9-15).
В письме N 883-У от 25.03.2015 Минсоцотношений просило Администрацию Варненского муниципального района Челябинской области принять меры по обеспечению возврата средств федерального бюджета, излишне выплаченных Аплееву С.Д, Гулько А.А. и Студеникину В.А. (л.д. 29).
Письмом N 213 от 03.04.2015 Администрация Варненского муниципального района Челябинской области сообщила об отсутствии оснований для возврата 550 000 руб., указала, что указанные лица первоначально были включены в списки на выплату по частичной утрате имущества, однако впоследствии при повторной оценке ущерба был сделан вывод о том, что их имущество утрачено полностью; так как граждане уже получили компенсацию за частичную утрату имущества, были сформированы списки на повторную выплату по частичной утрате имущества, что равнозначно выплате по полной утрате имущества (л.д. 30-31).
Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с абзацем 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. "з" ст. 10 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 1431-р "Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 г. на территориях Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской области и Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками" указано, в целях оказания помощи гражданам в связи с названной чрезвычайной ситуацией оказать единовременную материальную помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовую помощь гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 9 указанных Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека);
Распоряжением Правительства Челябинской области от 05.09.2013 N 202-рп уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 1431-р определено Министерство социальных отношений Челябинской области на представление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий списков граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 г. на территории Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками.
На территории Варненского муниципального района Челябинской области в соответствии с распоряжением администрации Варненского муниципального района Челябинской области N 394-р от 14.08.2013 создана межведомственная комиссия для обследования частных жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации и утраченного имущества граждан (л.д. 53-54).
Согласно актам от 22.08.2013 обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной со значительным затоплением местности по результатам обследования комиссией установлено, что имущество граждан утрачено частично, в связи с чем им подлежит выплате финансовая помощь из расчета 50 000 руб. на каждого члена семьи: Аплееву С.Д. - 200 000 руб., Гулько А.А. - 200 000 руб., Студеникину В.А. - 150 000 руб. (л.д. 125-126, 136-137, 139-140). Представлены заявления граждан от 02.09.2013, содержащие просьбу комиссию повторно оценить ущерб имуществу, так как он стал больше, чем при первом осмотре 22.08.2013 (л.д. 119, 127, 138).
16.09.2013 главой Варненского муниципального района утверждены акты от 15.09.2013 обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате прошедших в летний период 2013 г. на территории Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, согласно которым по результатам обследования комиссией установлено, что имущество граждан утрачено частично, в связи с чем им подлежит выплате финансовая помощь из расчета 50000 руб. на каждого члена семьи: Аплееву С.Д. - 200 000 руб., Гулько А.А. - 200 000 руб., Студеникину В.А. - 150 000 руб. (л.д. 117-118, 128-129, 139-140). Представлены заявления граждан от 02.09.2013, содержащие просьбу комиссию повторно оценить ущерб имуществу, так как он стал больше, чем при первом осмотре 22.08.2013 (л.д. 119, 127, 138).
Впоследствии Главой Варненского муниципального района 30.10.2013 утверждены акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной со значительным затоплением местности (по результатам проверки контрольной счетной палаты), согласно которым установлена полная утрата имущества граждан, в связи с чем финансовая помощь на каждого члена семьи должна составлять 100 000 руб.: Аплееву С.Д. - 400 000 руб., Гулько А.А. - 400 000 руб., Студеникину В.А. - 300 000 руб. При этом в актах отражено, что выплаты в указанных размерах произведены, половина суммы 18.09.2013, половина - 18.10.2013 (л.д. 120-121, 130-131, 141-142).
Согласно пояснениям Администрации Варненского муниципального района Челябинской области списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, формировались Управлением социальной защиты населения и предоставлялись в Министерство социальных отношений Челябинской области для утверждения председателем Правительства Челябинской области и направления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Администрация Варненского муниципального района Челябинской области средства на выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, из федерального и областного бюджетов не получала и выплаты не производила. Прокуратурой Варненского района Челябинской области проведена проверка по выписке из акта Счетной палаты Российской Федерации от 23.10.2014 по проверке целевого и эффективного использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, выделенных Челябинской области на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В результате проверки было выявлено неправильное оформление документов. Фактов злоупотребления не установлено. Также установлено, что имущество граждан Аплеева С.Д., Гулько А.А. и Студеникина В.А. было утрачено полностью.
Исследовав представленные в дело доказательства, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел к выводу, что в результате полной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации, связанной с затоплением Варненского муниципального района Челябинской области в 2013 г., осуществлена финансовая помощь из расчета 100 000 руб. на каждого члена семьи: Аплееву С.Д. - 400 000 руб., Гулько А.А. - 400 000 руб., Студеникину В.А. - 300 000 руб., что соответствует установленному законодательством размеру финансовой помощи. В связи с указанным обстоятельством основания для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности арбитражным судом не установлены, в связи с чем в иске отказано.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда верными, оснований для отмены судебного акта и взыскания с Администрации Варненского муниципального района Челябинской области в пользу Минсоцотношений 550 000 руб. не усматривает.
Довод истца о том, что законодательством не предусмотрено осуществление многократных обследований имущества одних и тех же граждан, пострадавших от одной и той же чрезвычайной ситуации, а также осуществление нескольких выплат одним и тем же гражданам в связи с утратой имущества, произошедшей в результате одной и той же чрезвычайной ситуации, подлежит отклонению.
Суд в данном случае принимает во внимание пояснения Администрации Варненского муниципального района Челябинской области о том, что первоначально Аплеев С.Д., Гулько А.А. и Студеникин В.А. были включены в списки на выплату по частичной утрате имущества, однако впоследствии при повторной оценке ущерба был сделан вывод о том, что их имущество утрачено полностью; так как граждане уже получили компенсацию за частичную утрату имущества, были сформированы списки на повторную выплату по частичной утрате имущества, что равнозначно выплате по полной утрате имущества.
Указанные доводы ответчика, а также сведения, отраженные в актах обследования, истцом не опровергнуты. Доказательств отсутствия у Администрации Варненского муниципального района Челябинской области оснований для выводов о том, что имущество граждан утрачено полностью, не представлено, необоснованность, произведенных выплат в сумме 550 000 руб. c учетом установленных судом обстоятельств не доказана.
Довод Минсоцотношений о том, что в актах обследования утраченного имущества, подписанных в августе 2013 г., комиссией сделан вывод о частичной утрате имущества, граждане расписались, что согласны с заключением комиссии и суммой финансовой помощи, подлежит отклонению.
Суд принимает во внимание, что выводы о полной утрате гражданами имущества, сделаны Администрацией Варненского муниципального района Челябинской области вследствие повторного обследования, проведенного на основании заявлений граждан о том, что размер ущерба от чрезвычайной ситуации увеличился.
В связи с вышеизложенным доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как не свидетельствующие о наличии оснований для взыскании с ответчика спорной суммы. Судом первой инстанции дана верная оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется, судебный акт отмене не подлежит, является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2015 по делу N А76-10349/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.М. Столяренко |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10349/2015
Истец: Министерствво социальных отношений Челябинской области
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВАРНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ