22 сентября 2015 г. |
А79-3257/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Азык" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.05.2015 по делу N А79-3257/2015,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики о привлечении открытого акционерного общества "Азык" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой города Новочебоксарска совместно с Управлением Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике и администрацией г. Новочебоксарск 27.01.2015 проведена проверка, направленная на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, в магазине "Пестречинка N 211", принадлежащем открытому акционерному обществу "Азык" (далее - ОАО "Азык", Общество), расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Ж. Крутовой, д. 8.
Результаты проверки нашли отражение в акте от 27.01.2015.
В ходе проверки установлено, что путем выставления в холодильной витрине в торговом зале и оформления ценников в указанном магазине допускалась розничная продажа населению продукции с истекшими сроками годности, а именно: мясосодержащие полуфабрикаты замороженные, категория "Г" - котлеты "Домашние", производство ООО "МАСЛОВА и Ко", г. Казань, с датой изготовления 14.11.2014, со сроком годности 2 месяца (срок годности истек 14.01.2015) в количестве 5 упаковок по 430 грамм; полуфабрикат мясосодержащий, рубленый, формованный, категории "Г" - люля-кебаб "по-восточному", производство ООО "Вурнарский мясокомбинат", Чувашская Республика, п. Вурнары, с датой изготовления 04.12.2014, со сроком годности не более 30 суток (срок годности истек 04.01.2015) в количестве 2 упаковок по 390 грамм; мясной полуфабрикат мелкокусковой, бескостный категории "Б" - шашлык из свинины замороженный, производство ООО "Птицеводческий комплекс "Ак Барс (Зеленодольский филиал), Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Осиново, с датой изготовления 08.08.2014, со сроком годности не более 90 суток (срок годности истек 08.11.2014) в количестве 2,0 кг.
Выявленные обстоятельства прокуратура города Новочебоксарска сочла нарушением обязательных требований пункта 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
Прокурором города Новочебоксарска (далее - Прокурор) 26.03.2015 в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о привлечении ОАО "Азык" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением от 26.05.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии привлек Общество к ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Азык" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, трехмесячный срок привлечения его к административной ответственности истек на момент вынесения обжалуемого судебного акта.
Прокурор отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите прав потребителей продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с пунктом 89 раздела 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, процессы хранения, перевозки и реализации продуктов убоя и мясной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям TP ТС 021/2011.
Пунктом 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 установлено, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные её изготовителем.
В силу части 2 статьи 3 N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В данном случае Общество выступает в качестве продавца продукции, в связи с чем оно обязан соблюдать требования законодательства о техническом регулировании относительно сроков годности пищевых продуктов при их реализации.
Представленные в материалы дела доказательства (акт проверки от 27.01.2015 и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.03.2015) подтверждают факт нарушения ОАО "Азык" пункта 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, части 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, выразившегося в несоблюдении сроков годности пищевой продукции при её реализации.
Из обстоятельств дела усматривается, что у заявителя жалобы имелась возможность для соблюдения обязательных требований законодательства о техническом регулировании, но им не приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований, что свидетельствует о вине Общества.
Ссуд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств того, что выявленное нарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем счел необходимым квалифицировать деяние Общества в соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ
Наказание назначено судом по низшему пределу санкции, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в размере 100 000 руб.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. Заявитель жалобы был надлежащим образом извещен о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.03.2015. В материалы дела представлены объяснения регионального директора ОАО "Азык" Трофимова И.С. от 26.03.2015 (л.д.17), согласно которым на момент составления постановления законный представитель Общества обладал сведениями о возбуждении дела об административном правонарушении.
Довод заявителя жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности судом отклоняется в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Данное требование распространяется и на правонарушение, ответственность за которое установлена в пункте 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
С учетом того, что нарушение выявлено 27.01.2015, срок давности привлечения к административной ответственности истекает 27.01.2016. Обжалуемый судебный акт вынесен судом первой инстанции в пределах установленного законом срока.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях ОАО "Азык" малозначительности совершенного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии обоснованно привлек Общество к административной ответственности.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления административного органа о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.05.2015 по делу N А79-3257/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Азык" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3257/2015
Истец: Прокуратура города Новочебоксарска Чувашской Республики
Ответчик: ОАО "АЗЫК"
Третье лицо: Прокуратура Чувашской Республики, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары