г.Воронеж |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А64-1077/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Ушаковой И.В., |
|
Суховой И.Б. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: Поповой А.С., представителя по доверенности N 04-04/11 от 27.05.2015;
от Администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ОАО "Тамбовская обувная фабрика": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ГУ МЧС России по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2015 г. по делу N А64-1077/2015 (судья Егорова Т.В.) по иску Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Администрации города Тамбова (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), третьи лица: ОАО "Тамбовская обувная фабрика", ГУ МЧС России по Тамбовской области, о признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации города Тамбова и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на здание (строение): склад гражданской обороны общей площадью 1193,7 кв.м., инвентарный номер 14607/Р/329, этажность: подвал, тип: отдельно стоящее, класс: III, вместимостью 1500 человек, расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Авиационная, 141А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Тамбовская обувная фабрика" и ГУ МЧС России по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2015 г. по делу N А64-1077/2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным и необоснованным, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2015 г. по делу N А64-1077/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.09.2015 г. представитель Комитета по управлению имуществом Тамбовской области доводы апелляционной жалобы поддержал, полагая принятое по делу решение незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в жалобе, просил отменить данное решение суда, иск - удовлетворить.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились.
От Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанное лицо просило обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав пояснения явившегося в судебное заседание представителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.04.1993 N 413 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Тамбовской области" в государственную собственность Тамбовской области передана Тамбовская обувная фабрика.
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 "О введении в действие государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и в соответствии с утвержденным и согласованным планом приватизации (л.д. 18-30) государственное предприятие "Тамбовская обувная фабрика" приватизировано и преобразовано в акционерное общество открытого типа.
Пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, установлено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, в частности, относятся: отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Согласно представленным в материалы дела плану приватизации (л.д. 18-30) и заключению штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Тамбова от 23.12.1994 (л.д. 33) на момент приватизации в состав имущества государственного предприятия среди прочих объектов входил склад гражданской обороны, представляющий собой строение общей площадью 1193,7 кв.м., этажность: подвал, тип: отдельно стоящее, класс: III, вместимостью 1500 человек, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Авиационная, 141А.
С учетом требований Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, указанное строение в качестве защитного сооружения в составе прочего имущества гражданской обороны по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 13.07.1995 N 40, заключенному между АООТ "Тамбовская обувная фабрика" и Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области (л.д. 31, 32), было передано АООТ "Тамбовская обувная фабрика" на ответственное хранение и в безвозмездное пользование.
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 28.01.2008 N 133 "О совершенствовании учета государственной собственности Тамбовской области" склад гражданской обороны, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Авиационная, 141А, был учтен в Реестре государственной собственности Тамбовской области (выписка из Реестра от 09.10.2014 N 403 (л.д. 92).
Согласно письмам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области от 05.11.2014 N 2966.2.1 и Администрации города Тамбова от 10.11.2014 N 2-30-5482/14 (л.д. 34-36) в реестрах федерального и муниципального имущества спорный объект не числится, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запись о спорном объекте отсутствует (письмо Управления Росреестра по Тамбовской области от 26.11.2014 N 01/071/2014-664 (л.д. 17).
Сославшись на вышеуказанные обстоятельства, положения п. 2 раздела III Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, придя к выводу, что спорный объект не относится к объектам федеральной собственности, а также указав, что для осуществления полномочий по решению вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, закрепленных в п.5 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, защитные сооружения могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
По мнению истца, отсутствие государственной регистрации права является ограничением прав субъекта Российской Федерации - Тамбовской области как собственника недвижимого имущества.
Проанализировав представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области об отказе в удовлетворении иска, в связи со следующим.
В соответствии ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Как следует из разъяснений, приведенных в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 59 постановления N 10/22).
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно п. 3 постановления от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к Постановлению ВС РФ от 29.12.1991 N 3020-1 не упомянуты. Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 указанного постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Согласно абзацу 2 пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС от 15.12.2002 N 583, статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное помещение - склад гражданской обороны (общей площадью 1193,7 кв.м, этажность: подвал, тип: отдельно стоящее, класс: III, вместимостью 1500 человек, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Авиационная, 141А) представляет собой защитное сооружение гражданской обороны 1975 года постройки (технический паспорт здания (строения), составленный по состоянию на 28.08.2014 (л.д. 7-16).
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, истцом в материалы дела не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
В этой связи довод апелляционной жалобы истца о том, что спорное строение не является защитным помещений, судебной коллегией отклоняется.
Таким образом, на момент разграничения государственной собственности в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное помещение являлось объектом федеральной собственности, право на который возникло у Российской Федерации в силу закона помимо государственной регистрации такого права.
В последующем имущество государственного предприятия "Тамбовская обувная фабрика" было приватизировано путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа.
В соответствии с п. 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.06.1992 N 2980-1, действовавшей на момент приватизации государственного предприятия "Тамбовская обувная фабрика", приватизация объектов гражданской обороны и мобилизационного назначения осуществляется только по решению Правительства РФ.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Правительство РФ принимало решение в отношении приватизации спорного помещения, следовательно, спорный объект недвижимого имущества не был включен в состав приватизируемого имущества при создании акционерного общества.
Как установлено п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе встроенные убежища гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Как было указано ранее, с учетом требований Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, указанное строение в качестве защитного сооружения в составе прочего имущества гражданской обороны по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 13.07.1995 N 40, заключенному между АООТ "Тамбовская обувная фабрика" и Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области (л.д. 31, 32), было передано АООТ "Тамбовская обувная фабрика" на ответственное хранение и в безвозмездное пользование.
Изложенные обстоятельства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае спорный объект в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на момент рассмотрения дела не передавался, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывал. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
Доводов, опровергающих вышеназванные выводы суда, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2015 г. по делу N А64-1077/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1077/2015
Истец: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области
Ответчик: Муниципальное образование городской округ г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова, ТУ Федерального агенства по Управлению Государственным имуществом в Тамбовской области
Третье лицо: ГУ МЧС России по Тамбовской области, ООО "Тамбовская обувная фабрика"