г. Москва |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А41-17281/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ЭлитКомплекс" - Глебов А.В. представитель по доверенности от 11 декабря 2014 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭлитКомплекс" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2015 года по делу N А41-17281/15, принятое судьей Фаньян Ю.А., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭлитКомплекс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа и уведомлений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭлитКомплекс" (далее - общество, ООО "ЭлитКомплекс") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконными сообщение об отказе управления в государственной регистрации права собственности от 12 февраля 2015 года N 45/072/2014-761 и уведомления о возврате документов без рассмотрения, являющиеся по своей сути сообщениями об отказе в государственной регистрации права собственности от 15 января 2015 года N 45/072/2014-763, N 45/072/2014-766, N 45/072/2014-820, N 45/072/2014-822-N 45/072/2014-845, N 45/072/2014-847, N 45/072/2014-866, N 45/072/2014-871-N 45/072/2014-892, N 45/072/2014-894, N 45/072/2014-915;
- обязать в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) управление зарегистрировать право собственности ООО "ЭлитКомплекс" на следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения N 1 - N 146, расположенные в подвальном этаже по адресу: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 18.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2015 года в удовлетворении заявленных ООО "ЭлитКомплекс" требований отказано (л.д. 202 т. 10).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя управления, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 12 апреля 2013 года ООО "ЭлитКомплекс" получено разрешение на строительство N RU50510105-14/2013, согласно которому ООО "ЭлитКомплекс" разрешено строительство ряда объектов, в том числе подземного гаража: строительный объем - 11483,94 куб.м. общая площадь - 3850,12 кв.м.; количество этажей - 1 (л.д. 9 т. 1).
Обществом 10 ноября 2014 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: подземного гаража на 146 мест, почтовый адрес: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 18 (л.д. 10 т. 1).
Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области 28-30 декабря 2014 года был произведен кадастровый учет 146 машиномест в подземном гараже как самостоятельных объектов недвижимости.
ООО "ЭлитКомплекс" 29 декабря 2014 года обратилось в управление с заявлением о регистрации права собственности на 146 объектов недвижимого имущества расположенных по адресу: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 18, с приложением в том числе и платежного поручения от 09 декабря 2014 года N 1483 об оплате госпошлины в размере 2 190 000 руб. за государственную регистрацию права собственности на все 146 машиномест.
Уведомлением от 12 января 2015 года N 45/072/2014-761, в отношении помещения N 1, управление приостановило государственную регистрацию права собственности, поскольку на государственную регистрацию не были представлены документы, свидетельствующие о том, что заявленные к регистрации объекты являются учтенными в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным регистратором направлен в целях предоставлении необходимых сведений для устранения причин, препятствующих государственной регистрации (л.д. 161-162 т. 1).
Управление уведомлениями о возврате документов без рассмотрения от 15 января 2015 года N 45/072/2014-763 по N 45/072/2014-915 на основании пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) документы в отношении остальных 145 помещений, возвращены без рассмотрения, поскольку не приложены документы, подтверждающие уплату госпошлины (л.д. 1-146 т. 2).
Сообщением от 12 февраля 2015 года N 45/072/2014-761, в отношении помещения N 1, управлением отказано в государственной регистрации права собственности, поскольку документы подтверждающие возникновение права собственности на заявленный объект на государственную регистрацию не представлен (л.д. 163-164 т. 1).
Считая, что отказы управления являются незаконным, ООО "ЭлитКомплекс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу с абзацем первым части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не является учтенным в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭлитКомплекс" 29 декабря 2014 года обратилось в управление с заявлением о регистрации права собственности на 146 объектов недвижимого имущества расположенных по адресу: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 18, с приложением в том числе и платежного поручения от 09 декабря 2014 года N 1483 об оплате госпошлины в размере 2 190 000 руб. за государственную регистрацию права собственности на все 146 машиномест.
Сообщением от 12 февраля 2015 года N 45/072/2014-761, в отношении помещения N 1, управлением отказано в государственной регистрации права собственности, поскольку документы подтверждающие возникновение права собственности на заявленный объект на государственную регистрацию не представлен (л.д. 163-164 т. 1).
На основании пункта 4 статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении других государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. Орган самостоятельно обязан запросить указанные сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-Фз не допускается осуществление государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что 01 января 2013 года закончился переходный период, в течение которого не применялись положения настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 11 статьи 33 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ после 01 января 2013 года кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
Из анализа указанных норм права следует, что после 01 января 2013 года для государственной регистрации права собственности в отношении недвижимого имущества, государственному регистратору необходимо располагать данными об учете указанного имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ полученными в порядке межведомственного запроса. При этом, заявитель при отсутствии сведений о кадастровом учете представляет государственному регистратору кадастровый паспорт в отношении помещения, о котором заявлено требование о государственной регистрации права собственности.
Из уведомления от 12 января 2015 года N 45/072/2014-761, в отношении помещения N 1, следует, что управлением направлен запрос в целях предоставления необходимых сведений для устранения причин, препятствующих государственной регистрации (л.д. 161-162 т. 1).
При этом, сам запрос в материалы дела управлением не представлен и невозможно определить в какой орган был направлен запрос.
Кроме того, непредставление сведений по межведомственным запросам не может являться основанием для отказа в государственной регистрации - основанием для отказа может являться лишь ответ, полученный по межведомственному запросу и содержащий информацию, препятствующую проведению государственной регистрации.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов или сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 33 Федерального закона N 122-ФЗ представление кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный данным Законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Как следует из материалов дела, обществом в материалы дела представлен кадастровый паспорт помещения N 1, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 18, согласно которому сведения о государственной регистрации внесены 26 декабря 2014 года с присвоением кадастрового номера 50:14:0050279:449 (л.д. 1 т. 3).
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 года N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
При этом ВАС России отметил, что требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Таким образом, на момент вынесения управлением оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности (12 февраля 2015 года) сведения об указанном объекте содержались в государственном кадастре недвижимости.
Вместе с тем, управлением не принято необходимых мер по получению дополнительных документов или сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Кроме того, в материалы дела представлены заявителем также кадастровые паспорта на помещения N N 2-146, расположенные по адресу: Московская область, Щелковский р-н, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 18, согласно которым сведения о государственной регистрации внесены 26, 28, 29, 30 декабря 2014 года с присвоением соответствующих кадастровых номеров.
Согласно статье 11 Федерального закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 4 статьи 16 названного Закона документ об уплате государственной пошлины предъявляется вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами.
Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий установлены пунктом 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 22 пункта 1 названной статьи (в редакции, действовавшей на момент обращения общества в регистрирующий орган) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина уплачивается организациями в размере 15 000 руб.
При обращении в управление с заявлением о регистрации права собственности на 146 объектов недвижимого имущества, ООО "ЭлитКомплекс" платежным поручением от 09 декабря 2014 года N 1483 (л.д. 15 т. 1) оплатило госпошлину за все 146 машиномест в размере 2 190 000 руб. (146 (количество машиномест) * 15 000 (госпошлина за каждую регистрацию).
Таким образом, общество представило в управление документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере, предусмотренном законом для совершения государственной регистрации.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что обществом представлены все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом N 122-ФЗ, требующиеся для регистрации права собственности на машиноместа.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые сообщение управления от 12 февраля 2015 года N 45/072/2014-761 и уведомления нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем являются незаконными и подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества суд апелляционной инстанции обязывает управление зарегистрировать право собственности ООО "ЭлитКомплекс" на следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения N 1-146, расположенные в подвальном этаже по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 18.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, общество при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 1007 от 20 июля 2015 года была уплачена госпошлина в сумме 3 000 руб.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба ООО "ЭлитКомплекс" удовлетворена, то с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2015 года по делу N А41-17281/15 отменить.
Признать незаконными сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности от 12 февраля 2015 года N 45/072/2014-761; уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о возврате документов без рассмотрения, являющиеся по своей сути сообщениями об отказе в государственной регистрации права собственности от 15 января 2015 года N 45/072/2014-763; N 45/072/2014-766 - N 45/072/2014-820; N 45/072/2014-822 - N45/072/2014-845; N 45/072/2014-847 - N 45/072/2014-866; N 45/072/2014-871 - N 45/072/2014-892; N 45/072/2014-894 - N 45/072/2014-915.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности ООО "ЭлитКомплекс" на следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения N 1-146, расположенные в подвальном этаже по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, мкр. Богородский, д. 18.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу ООО "ЭлитКомплекс" расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей, перечисленные платежным поручением N 1007 от 20 июля 2015 года.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17281/2015
Истец: ООО "ЭлитКомплекс"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области