г. Челябинск |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А34-2663/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Прохорова Валерия Геннадьевича на решение Арбитражного суда Курганской области от 25 июня 2015 года по делу N А34-2663/2015 (судья Обабкова Н.А.).
В судебном заседании принял участие арбитражный управляющий Прохоров Валерий Геннадьевич (паспорт).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - заявитель, административный орган, управление, Росреестр) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Прохорова Валерия Геннадьевича (далее - заинтересованное лицо, АУ Прохоров, управляющий, арбитражный управляющий) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 25 июня 2015 года (резолютивная часть объявлена 18 июня 2015 года) заявленные требования удовлетворены: управляющий привлечен к названной административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с таким решением, АУ Прохоров обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управляющий указал, что для проведения собрания кредиторов периоды определялись с даты вынесения решения о признании должника банкротом в полном объеме, и в 2014 году определены следующим образом: 30.12.2013-29.03.2014 - собрание проведено 28.03.2014; 30.03.2014-29.06.2014 - собрание проведено 14.04.2014; 30.06.2014-29.09.2014 - собрание проведено 26.09.2014; 30.09.2014-29.12.2014 - собрание проведено 29.12.2014.
Поэтому, по мнению АУ Прохорова, собрания проведены в сроки, установленные решением суда Курганской области от 26.10.2012 по делу N А34-3821/2012.
Также заинтересованное лицо полагает, что 06.04.2015 в материалы дела по системе электронной подачи документов направлены документы по собранию кредиторов закрытого акционерного общества "Автоколонна 1229" (далее - ЗАО "Автоколонна 1229") от 30.03.2015, к указанным документам ошибочно приобщен протокол собрания кредиторов от 30.03.2015. в котором на ст. 4 допущена опечатка в части указания голосов при подсчете голосования по вопросу о включении в повестку собрания дополнительных вопросов. Указанный протокол отсканирован ошибочно и приобщен к перечню прилагаемых документов.
Правильно оформленный протокол собрания кредиторов находится у арбитражного управляющего - он сопроводительным письмом направлен в Арбитражный суд Курганской области.
По мнению АУ Прохорова, управлением не представлено доказательств, что права кого-либо из лиц участвующих в деле о банкротстве нарушены; вменяемые правонарушения не повлекли ущемление интересов ни кредиторов, ни контролирующих органов.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание управление своих представителей не направило.
С учетом мнения заинтересованного лица, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании арбитражный управляющий поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением суда от 29.06.2011 (резолютивная часть решения объявлена 23.06.2011) по делу N А34-1783/2011 ЗАО "Автоколонна 1229" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства, как отсутствующий должник (т. 1, л.д. 36-38).
В отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Определением суда от 29.06.2011 (резолютивная часть определения объявлена 23.06.2011) по делу N А34-1783/2011 конкурсным управляющим ЗАО "Автоколонна 1229" утвержден Андрющенко Сергей Анатольевич (далее - Андрющенко С.А.).
Определением суда от 12.04.2012 по делу N А34-1783/2011 Андрющенко С.А. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ЗАО "Автоколонна 1229", конкурсным управляющим ЗАО "Автоколонна 1229" утвержден Прохоров В.Г. (т. 1, л.д. 39-41).
09 апреля 2015 года в Управление от государственного органа Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области поступили материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения при исполнении управляющим обязанностей, установленных п. 4 ст. 13, п. 2 ст. 20.3, п. 2 ст. 124, п. 1 ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве), по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сообщения о проведении 30.03.2015 собрания кредиторов ЗАО "Автоколонна 1229", не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов, по проведению анализа финансового состояния должника, по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, по уведомлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, в случае заявления ходатайства о продлении или завершении конкурсного производства, по представлению собранию кредиторов (комитет кредиторов) отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иной информации не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
13 апреля 2015 года определением N 00204515 в отношении АУ Прохорова возбуждено дело N 06-05/20-2015 об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 29-30).
В рамках административного расследования 13.04.2015 вынесено определение об истребовании у управляющего сведений, необходимых для разрешения дела (т. 1, л.д. 31).
В результате проведения административного расследования, в действиях управляющего выявлены признаки нарушения им обязанностей, установленных абз. 1, 10 п. 7 ст. п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 143 Закона N 127-ФЗ, Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 (далее - Постановление N 56), по направлению протокола собрания кредиторов в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, по включению в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты проведения собрания кредиторов сообщения, содержащего сведения о решениях, принятых собранием кредиторов 30.03.2015, по ведению протокола собрания кредиторов, по представлению собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчета о своя деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иной информации не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное, о чем 07.05.2015 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ (т. 1, л.д. 25-28).
Для привлечения управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные управлением требования, арбитражный суд первой инстанции посчитал доказанным событие и в действиях (бездействии) управляющего состава вмененного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Также суд первой инстанции не установил оснований для применения ст. 2.9 Кодекса.
Оценив в порядке ст. 71, 205 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ст. 2 Закона N 127-ФЗ орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
На основании п. 4 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно с п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ, организации проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим.
В силу абз. 1 п. 7 ст. 12 Закона N 127-ФЗ, Постановления N 56, протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен законом.
В соответствии с абз. 10 п. 7 ст. 12 Закона N 127-ФЗ сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его доведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
На основании подп. "л" п. 10 Постановления N 56, арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.
Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ, большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, собранием кредиторов принимаются решения в том числе: о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях.
В силу с п. 1 ст. 143 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Представление отчета является формой контроля собрания кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего, что необходимо для обеспечения прав кредиторов, гарантированных Законом N 127-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона N 127-ФЗ собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим законом.
На основании абз. 1 п. 7 ст. 12 Закона N 127-ФЗ протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим законом.
Согласно с абз. 10 п. 7 ст. 12 Закона N 127-ФЗ сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
В силу подп. "б" п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 379-ФЗ) ст. 13 Закона N 127-ФЗ дополнена п. 4 следующего содержания: "Сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном ст. 28 настоящего закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов".
ЕФРСБ представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Законом N 127-ФЗ.
ЕФРСБ является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
В силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.03.2011 N 121 "Об определении оператора ЕФРСБ" функции оператора ЕФРСБ осуществляет ЗАО "Интерфакс".
Сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 28 Закона N 127-ФЗ).
Порядок проведения собраний кредиторов регламентирован Правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 (далее - Правила).
В соответствии с п. 8 Правил перед проведением голосования по каждому вопросу повестки дня арбитражный управляющий разъясняет порядок голосования и заполнения бюллетеня.
По окончании голосования арбитражный управляющий: осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.
Приказом Минэкономразвития от 01.09.2004 N 235 "Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов" утверждена Типовая форма бюллетеня голосования по вопросам повестки дня собрания кредиторов (далее - типовая форма).
Согласно типовой форме бюллетеня для голосования в нем должны содержаться следующие сведения: формулировка решения поставленного на голосование с нижеследующими вариантами (варианты решения); разъяснение порядка его заполнения. Участники собрания кредиторов должны проставлять любой знак в квадрате, расположенном справа от выбранного ими варианта решения. Бюллетень, в котором знак поставлен более чем в одном квадрате либо не поставлен ни в одном из их, а также бюллетень, подписанный лицом, не зарегистрированным в журнале регистрации, либо неподписанный бюллетень считаются недействительными. Не допускается заполнение бюллетеня для голосования карандашом и внесение в него каких-либо исправлений.
В силу подп. "л" п. 10 Правил арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.
На основании п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов собранием кредиторов принимаются решения, в том числе: о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях.
В соответствии с п. 1 ст. 143 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Представление отчета является формой контроля собрания кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего, что необходимо для обеспечения прав кредиторов, гарантированных Законом о банкротстве.
Согласно с п. 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", если в судебном заседании объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (ч. 2 ст. 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
В силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2005 N 122-О положения ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Из дела следует, что Прохоров В.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304450132900345 и осуществляет профессиональную деятельность управляющего (т. 1, л.д. 60-62).
Как следует из материалов дела, собрание кредиторов ЗАО "Автоколонна 1229" проведено управляющим 30.03.2015.
Таким образом, управляющий обязан, в срок не позднее 06.04.2015, включить в ЕФРСБ сообщение о результатах проведения 30.03.2015 собрания кредиторов.
Однако АУ Прохоровым нарушен пятидневный срок направления протокола собрания кредиторов в арбитражный суд, что подтверждается Информацией о документе дела N А34-1783/2011 от 06.04.2015, описью дела N А34-1783/2011 (т. 1, л.д. 47-48).
Кроме того, Росреестром не установлена иная периодичность представления управляющим отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе, собранием кредиторов ЗАО "Автоколонна 1229".
Из резолютивной части решения о введении процедуры конкурсного производства в отношении ЗАО "Автоколонна 1229" от 23.06.2011 следует, что отчеты собранию кредиторов должны быть представлены управляющим в следующие периоды: с 24.03.2012 по 23.06.2012; с 24.06.2012 по 23.09.2012; с 24.09.2012 по 23.12.2012; с 24.12.2012 по23.03.2013; с 24.03.2013 по 23.06.2013; с 24.06.2012 по 23.09.2013; с 24.09.2013 по 23.12.2013; с 24.12.2013 по 23.03.2014; с 24.03.2014 по 23.06.2014; с 24.06.2014 по 23.09 2014; с 24.09.2014 по 23.12 2014; с 24.12.2014 по 23.03.2015.
Однако управлением установлено, что АУ Прохоровым собрания кредиторов с целью представления отчетов о своей деятельности проведены 12.07.2012, 12.10.2012, 29.03.2013, 28.06.2013, 27.09.2013, 28.03.2014, 14.04.2014 (по требованию ФНС), 26.09.2014, 29.12.2014, 30.03.2015; отчет в период с 24.06.2014 по 23.09.2014 управляющим не представлялся; отчет о своей деятельности представлен собранию 26.09.2014, что подтверждается протоколами собраний кредиторов от 14.04.2014 и 26.09.2014, описью дела N А34-1783/2011 (т. 1, л.д. 43-46).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности события и в действиях (бездействии) управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, поскольку как несколько в совокупности, так и каждое отдельно нарушение арбитражным управляющим требований действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) образует состав инкриминированного административного правонарушения.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно установил, что в данном случае, преюдиция, на которую ссылается АУ Прохоров, отсутствует.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы, поскольку управляющий не выполнил обязанности, предусмотренные Законом N 127-ФЗ, за что и предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно установил, что управляющий в силу специфики своей профессиональной деятельности должен знать требования законодательства о несостоятельности (банкротстве) и обязан предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения этих требований, но без достаточных к тому оснований рассчитывал на предотвращение таких последствий, что также подтверждает вину АУ Прохорова в совершении вмененного ему правонарушения (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку одной из ключевых фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедуры банкротства должника, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.
Таким образом, допущенное управляющим правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота, в Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба АУ Прохорова удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25 июня 2015 года по делу N А34-2663/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Прохорова Валерия Геннадьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2663/2015
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: арбитражный управляющий Прохоров Валерий Геннадьевич, АУ Прохоров Валерий Геннадьевич