г. Красноярск |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А33-357/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" сентября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии: от заявителя (Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю) - Хривкова А.В., представителя по доверенности от 31.12.2014 N Д-24907/14/400-ЕЛ; от ответчика (Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Центральном районе г. Красноярска) - Осипенко В.В., представителя по доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска, Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" июня 2015 года по делу N А33-357/2015, принятое судьёй Петракевич Л.О.,
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (ИНН 2466124527, ОГРН 104240298035, г. Красноярск) (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Центральном районе г. Красноярска (ИНН 2466095964, ОГРН 1022402652557, г. Красноярск) (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительными решений N 034 006 14 РВ 0001737 от 23.12.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, N 53 от 23.12.2014 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю.
Определением от 06.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика пролечено Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края заявленное Управлением Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю требование о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе г. Красноярска N 53 от 23.12.2014 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования удовлетворено. Признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе г. Красноярска N 53 от 23.12.2014 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как несоответствующее Федеральному закону N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Заявленное Управлением Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю требование о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе г. Красноярска N 034 006 14 РВ 0001737 от 23.12.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах удовлетворено частично. Признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе г. Красноярска N 034 006 14 РВ 0001737 от 23.12.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления 50 177 рублей 04 копейки страховых взносов, 2718 рублей 31 копейки пени и 10 035 рублей 41 копейки штрафа, как несоответствующее Федеральному закону от 24.12.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление и Фонд обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Фонд в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным решения Фонда от 23.12.2014 N 53.
Управление в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части признания правомерными действий Фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части доначисления 521 рубля 86 копеек страховых взносов, 17 рублей 39 копеек пени и 104 рублей 37 копеек штрафа согласно решения от 23.12.2014 N 03400614РВ0001737.
В своей апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что судом факт подделки листков нетрудоспособности был установлен без проведения экспертизы лишь на том основании, что данные бланки с предприятия-изготовителя не отгружались, в конкретные медицинские учреждения не направлялись.
Управление указывает, что при принятии от работника спорных листков нетрудоспособности у работодателя отсутствовала объективная возможность установления факта предъявления недействительных листков, что исключает наличие его вины.
В своей апелляционной жалобе Фонд ссылается на то, что по эпизоду оспаривания решения Фонда от 23.12.2014 N 53 суд первой инстанции неверно истолковал норму статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Фонд полагает, что на момент выездной проверки при составлении акта вышеуказанные нарушения у страхователя были выявлены и Фонд не мог не зафиксировать данный факт.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу Управления не согласился с изложенными в ней доводами, просит в удовлетворении апелляционной жалобы Управления отказать.
Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Представитель Фонда в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части, возразил против удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Представитель Управления в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части, возразил против удовлетворения апелляционной жалобы Фонда.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв. После перерыв заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии апелляционных жалоб, касающихся обжалования судебного акта в разных частях, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
Соответственно, решение суда первой инстанции в данном случае подлежит проверке в полном объеме.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Центральном районе г. Красноярска на основании решения N 034 006 14 ВР 0002697 от 08.09.2014 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, на основании решения N 42 от 08.09.2014 проведена выездная (документальная) плановая проверка достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. В ходе проверки с Фондом установлены следующие фактические обстоятельства:
- в 2011 -2013 годах управлением выплачено работникам 178 163,91 рублей выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами. В результате необоснованного занижения облагаемой базы на сумму выплат работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми- инвалидами, Фондом дополнительно начислено 50 177,04 рублей страховых взносов, 2718 рублей 31 копейки пени и 10 035 рублей 41 копейки штрафа. Вследствие совершения данного правонарушения обществом допущено представление недостоверных индивидуальных сведений в части начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц;
- необоснованное занижение облагаемой базы для исчисления страховых взносов в результате выплат работникам управления - Родителевой О.Н., Воложаниновой Д.В. и Ивановой Л.В. - пособий по временной нетрудоспособности в связи материнством произведенных на основании фиктивных листков нетрудоспособности. В следствие занижения налогооблагаемой базы Фондом дополнительно начислены 521 рублей 86 копеек страховых взносов. В результате совершения данного правонарушения обществом допущено представление недостоверных индивидуальных сведений в части начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц.
Результаты документальной выездной проверки отражены в актах N 034 006 14 АВ 0002872 от 13.11.2014 и N 129 от 19.11.2014, полученных представителями управления под роспись. Извещением N 53 от 19.11.2014 Фонд известил страхователя о том, что рассмотрение материалов проверки по акту N 129 от 19.11.2014 состоится в 10 час. 19.12.2014.
Уведомлением N 034 006 14 МВ 0001668 от 24.11.2014 Фонд известил страхователя о том, что рассмотрение материалов выездной проверки, проведенной с целью осуществления контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственный внебюджетные фонды состоится в 10 час.
26.12.2014. 04.12.2014 Управлением представлены в Фонд письменные разногласия на акты проверок.
Рассмотрение материалов документальной выездной проверки производилось Фондом в отсутствие представителя управления.
Начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе г. Красноярска приняты решения:
- N 034 006 14 РВ 0001737 от 23.12.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно резолютивной части которого страхователю предложено уплатить 50 698 рублей 90 копеек недоимки по страховым взносам, 2736 рублей 24 копейки пени и 10 139 рублей 78 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.12.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за неуплату сумм страховых взносов;
- N 53 от 23.12.2014 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно резолютивной части которого страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в общей сумме 22 646 рублей 97 копеек на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление недостоверных сведений. Не согласившись с указанными решениями Фонда, считая их нарушающими права и законные интересы управления, 15.01.2015 управление обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их недействительными.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Процедура проведения проверки и рассмотрения ее материалов Фондом соблюдена. Из материалов дела и доводов апелляционной жалобы Управления не следует неверность этого вывода суда первой инстанции.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ предусмотрено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Управление является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона N 276-ФЗ от 25.11.2009, действовавшего в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу указанной статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона N 339-ФЗ от 08.12.2010, действовавшего с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
С 01.01.2012 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, согласно которому объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (статья 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что по общему правилу финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно подпункту 4 части 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, оформленный в соответствии с Порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (действовавшим в проверяемый период, далее - Порядок).
Из материалов дела следует, что управлением на основании листка нетрудоспособности N 027381262080 выплачено работнику Родителевой О.Н. 1309 рублей 68 копеек пособия по временной нетрудоспособности за период нетрудоспособности с 12.11.2012 по 23.11.2012, на основании листка нетрудоспособности N 001074974328 выплачено работнику Воложаниновой Д.В. 616 рублей 02 копейки пособия по временной нетрудоспособности за период нетрудоспособности с 03.10.2013 по 07.10.2013.
В ходе проведенной проверки Фондом установлено, что спорные листки нетрудоспособности медицинскими учреждениями не выдавались.
Данный вывод подтвержден письмом Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" N 02-08/577 от 04.02.2015 (л.д. 191), адресованным Фонду на запрос от 16.01.2015 о предоставлении информации, согласно которому Родителева О.Н. за медицинской помощью в КГБУЗ ККБ не обращалась, листок нетрудоспособности N 027381262080 не выдавался; письмом Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная поликлиника N 1" N 55 от 27.01.2015 (л.д. 193), адресованным Фонду на запрос от 16.01.2015 о предоставлении информации, согласно которому Воложанинова Д.В. за медицинской помощью в КГБУЗ "КМП N 1" не обращалась, листок нетрудоспособности N 001074974328 не выдавался.
Следовательно, заявителем приняты к оплате листки временной нетрудоспособности, оформленные с нарушением Порядка.
В связи с этим апелляционный суд не соглашается с доводом Управления о том, что факт подделки листков нетрудоспособности не установлен. То, что в ходе проверки Фондом не был установлен тот факт, что листки нетрудоспособности оформлены на бланках, не соответствующих установленному образцу, в том числе имеют другое качество бумаги, неопределённый рисунок водяных знаков, измененный цвет бланка; и что в ходе проверки не устанавливались обстоятельства недействительности листков нетрудоспособности не имеет в таком случае значения и не опровергает вывод Фонда.
Проведение экспертизы листков нетрудоспособности, во-первых, в данном случае не является необходимым, поскольку обстоятельства, на которых основывался Фонд, подтверждаются иными документами, имеющимися в материалах дела; во-вторых, как следует из пояснений сторон, данное нарушение было выявлено Фондом социального страхования, листки нетрудоспособности находятся у него и им была проведена их проверка.
По этим же основаниям апелляционный суд не принимает довод Управления о том, что судом факт подделки листков нетрудоспособности был установлен без проведения экспертизы лишь на том основании, что данные бланки с предприятия-изготовителя не отгружались, в конкретные медицинские учреждения не направлялись.
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-23753/2014 от 13.04.2015, вступившим в законную силу, подтверждены факты предоставления поддельных листков.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что неправильно оформленные листки нетрудоспособности не являются основанием для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Такие выплаты не принимаются к зачету и не уменьшают базу, на которую начисляются и уплачиваются страховые взносы, в связи с чем Фонд правомерно произвел доначисление страховых взносов и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Законом установлена ответственность.
В части 1 статьи 43 названного Закона установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в пункте 4 части 1 данной статьи.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Федерального закона N 212- ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (часть 2 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ).
Довод Управления о наличии оснований, исключающих вину страхователя в совершении оспариваемого правонарушения, апелляционным судом не принимается в силу следующего.
Управление указывает, что при принятии от работника спорных листков нетрудоспособности у работодателя отсутствовала объективная возможность установления факта предъявления недействительных листков, что исключает наличие его вины.
Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 347н, который устанавливает, что листок нетрудоспособности является защищенной полиграфической продукцией со степенью защиты уровня "В".
Заявитель, действуя разумно и осмотрительно, до оплаты листка нетрудоспособности обязан был проверить правильность его оформления, поскольку несет риск наступления неблагоприятных последствий в случае нарушения данной обязанности.
Выплату спорных пособий по листкам временной нетрудоспособности производит бухгалтерия работодателя. Ее работники являются материально ответственными лицами и обязаны знать требования, предъявляемые к заполнению больничных листков, которые считаются документами первичного бухгалтерского учета. Ответственность за правильность начисления и расходования средств фонда социального страхования несет работодатель, принявший к оплате неправильно оформленный листок нетрудоспособности без надлежащей проверки.
При этом из материалов дела не следует, что страхователь предпринимал какие-либо меры для проверки подлинности представленных листков нетрудоспособности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место вина страхователя-работодателя в оспариваемом правонарушении в форме неосторожности.
Таким образом, финансовые санкции по данному эпизоду начислены Фондом правомерно.
Отказ судом первой инстанции в удовлетворении требований заявителя в данной части был правомерным.
Из содержания оспариваемых решений следует, что Фонд признал занижением облагаемой страховыми взносами базы невключение в нее в 2011 - 2013 годах в сумме 178 163 рублей 91 копейки выплат, произведенных заявителем работникам организации за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами. Фонд исходил из того, что данная компенсационная выплата не поименована в действующем законодательстве в качестве сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Суд первой инстанции по мнению апелляционного суда правомерно счел данный вывод Фонда не соответствующим действующему законодательству в силу следующего.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в 2012 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежит обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составной частью которой является федеральный бюджет.
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
С учетом положений данных статей Трудового кодекса Российской Федерации, выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оплата дополнительных выходных дней родителям детей-инвалидов отвечает понятию государственного пособия и не подлежит обложению страховыми взносами. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работнику, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности включения Фондом в сумме 178 163 рублей 91 копейки спорных выплат в облагаемую базу и доначисления заявителю 50 177 рублей 04 рублей страховых взносов, 2718 рублей 31 копейки пени и 10 035 рублей 41 копейки штрафа, начисленных страхователю решением N 034 006 14 РВ 0001737 от 23.12.2014.
Согласно решению N 53 от 23.12.2014 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в проверяемом периоде страхователем представлены недостоверные сведения о выплатах в отношении 7 застрахованных лиц (Толстых Л.Р., Цапковой (Самсоновой) Т.В., Гевель А.М., Волкова А.А., Постникова Ю.В., Родителевой О.Н. и Волжаниновой Д.В.), в связи с занижением базы по начисленным страховым взносам на суммы выплат пособия по временной нетрудоспособности в связи материнством на основании фиктивных листков нетрудоспособности, а также на суммы выплат работникам управления за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Суд первой инстанции признал данное решение незаконным.
Фонд в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным решения Фонда от 23.12.2014 N 53.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, определены в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27- ФЗ).
Понятие "страхователь" закреплено в статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ, действующего с 01.01.2011) страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско- правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 01 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Статьей 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в том числе по их учетным данным (статья 16 Федерального закона N 27-ФЗ).
Из содержания указанной правовой нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава указанного правонарушения составляет несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, либо представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета (в том числе относительно заработка, стажа застрахованного лица).
Из материалов дела следует, что ответчику вменяется совершение правонарушения в виде представления недостоверных индивидуальных сведений о суммах облагаемого дохода (заработка) за 2011 - 2013 годы в отношении 7 застрахованных лиц (Толстых Л.Р., Цапковой (Самсоновой) Т.В., Гевель А.М., Волкова А.А., Постникова Ю.В., Родителевой О.Н. и Волжаниновой Д.В.), в связи с занижением базы по начисленным страховым взносам на суммы выплат пособия по временной нетрудоспособности в связи материнством на основании фиктивных листков нетрудоспособности, а также на суммы выплат работникам управления за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Тем не менее, при этом ответчик представил индивидуальные сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов и о суммах исчисленных им страховых взносов за спорные периоды.
Доказательств того, что представленные ответчиком сведения (без учета результатов выездной проверки) недостоверны, в материалы дела не представлено.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 14.05.2013 N 17744/12, от 02.10.2012 N 7828/12, обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Таким образом, в действиях Управления отсутствует вменяемый состав правонарушения. Следовательно, Фонд необоснованно привлек страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 22 646 рублей 97 копеек на основании решения от 23.12.2014 N 53.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта и апелляционной жалобы Фонд и Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" июня 2015 года по делу N А33-357/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-357/2015
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска
Третье лицо: Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ