г. Москва |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А40-26063/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.09.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой
судей О.Г. Мишакова, А.С. Маслова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.А. Даниловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 по делу N А40-26063/15, принятое судьей О.Ю. Суставовой, по заявлению ООО "Алтара-Консалтинг" (ИНН 7724926254) к ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (ИНН 7725216070) о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области: Азизбаев Б.А. по дов. от 31.12.2014, Столяров Р.О. по дов. от 07.09.2015,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 удовлетворено заявление ООО "Алтара-Консалтинг" к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 18.12.2014 N08760814 РК0105328.
Пенсионный фонд не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать обществу в удовлетворении требований.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание представитель общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не явился.
Представитель Пенсионного фонда поддержал доводы апелляционной жалобы просил суд ее удовлетворить.
Законность и обоснованность решения суда Девятым арбитражным апелляционным судом проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствие заявителя.
Выслушав представителя Пенсионного фонда, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения по ней, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Алтара-Консалтинг" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.06.2014 за основным государственным номером 1147746723134 путем реорганизации в форме преобразования ОАО "Алтара-Консалтинг".
Пенсионным фондом проведена камеральная проверка полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации ООО "Алтара-Консалтинг", по результатам которой составлен акт N 08760830088471 от 05.11.2014.
На основании данного акта, других материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение N 08760814РК0105328 от 18.12.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ, за несвоевременное представление плательщиком расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный законом срок, в виде штрафа в сумме 252 650,67 руб.
Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод органа Пенсионного фонда о том, что ОАО "Алтара-Консалтинг", прекратившее деятельность 27.06.2014 в форме преобразования, нарушило срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по установленной форме (представлен 23.07.2014), тогда как следовало представить в срок, определенный пунктом 15 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, то есть 27.06.2014 (или раньше) на момент реорганизации и снятия с учета.
Выводы Пенсионного фонда обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно статье 10 данного Федерального закона N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Следовательно, плательщик страховых взносов обязан представить соответствующий расчет за полугодие 2014 года в срок до 15.08.2014 включительно.
Невыполнение страхователем обязанности по представлению в установленный законом срок в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет применение мер ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность.
П. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Пп. 1 ст. 2 названного Закона предусмотрено, что организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации. Пунктом 6 указанной нормы права определено, что предусмотренные частями 3 - 5 настоящей статьи правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
При этом п. 16 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ универсальное правопреемство возможно только при реорганизации в форме присоединения или выделения. Преобразование юридического лица ГУ - Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области считает прекращением деятельности правопредшественника и созданием другого юридического лица.
На основании приведенных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод об ошибочности позиции Пенсионного фонда.
Как указывалось, с 27.06.2014 открытое акционерное общество "Алтара-Консалтинг" реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Алтара-Консалтинг".
Правопреемство при реорганизации юридического лица является универсальным независимо от ее формы, что следует, в том числе из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 01.04.2008 N 13584/07.
В соответствии с ч. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Закона признается календарный год.
Иного порядка определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов законодательством Российской Федерации о страховых взносах не предусмотрено. Никаких специальных условий для прерывания расчетного периода и изменении порядка такого расчета законом не установлено (см., например, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 N А41-33862/13).
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не устанавливает специальных сроков представления расчета по страховым взносам организациями, реорганизуемыми в форме преобразования, следовательно, применению подлежат общие сроки, установленные пунктом 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с 01.10.2013 по 25.11.2013 был представлен 10.12.2013 в электронной форме, событие вменяемого заявителю правонарушения отсутствует, привлечение к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является незаконным.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 по делу N А40-26063/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
О.Г. Мишаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26063/2015
Истец: ООО "Алтара-Консалтинг"
Ответчик: Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области