г. Тула |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А09-13418/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А.., в отсутствие представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Плешкова Алексея Викторовича (г. Брянск, ОГРНИП 307325408000011, ИНН 325401489420), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, при участии представителя Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) - Абрамова Ю.А. (доверенность от 21.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Плешкова Алексея Викторовича на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.03.2015 по делу N А09-13418/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Плешков Алексей Викторович (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными и отмене постановлений Брянской городской администрации (далее - администрация) от 22.08.2014 N 2362-П о приостановлении действия паспорта временного объекта и от 24.10.2014 N 3039-П о прекращении действия паспорта временного объекта.
Решением суда от 30.03.2015 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано. Судебный акт мотивирован тем, что администрацией правомерно вынесены постановления о приостановлении действия паспорта временного объекта и о прекращении действия паспорта временного объекта ввиду нарушения предпринимателем пункта 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить. В обоснование своей позиции предприниматель указывает, что судом первой инстанции не проверены и не установлены полномочия органа, проводившего в отсутствие предпринимателя и его представителей проверку и составившего акты обследования земельного участка. По мнению апеллянта, идентифицировать путем визуального осмотра, кому принадлежат нестационарные торговые объекты без взаимодействия с предпринимателем физически невозможно ввиду того, что фактически по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, улица 3-го Интернационала, остановка "Почта", четная сторона, располагается около десяти нестационарных объектов. Кроме того, предприниматель ссылается на нарушение администрацией положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предприниматель явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Судебное заседание проведено в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве на апелляционную жалобу администрация, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, предприниматель на конкурсной основе получил право на размещение нестационарного торгового объекта (торговый павильон) в месте N 37 согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, адресный ориентир объекта - ул. 3-го Интернационала, остановка "Почта", четная сторона. Предпринимателю был выдан паспорт временного объекта от 06.03.2013 N Б-0017/13.
22.08.2014 администрацией принято постановление N 2362-П "О приостановлении действия паспорта временного объекта от 06.03.2013 N Б-0017/13, выданного предпринимателю (адресный ориентир: Бежицкий район, улица 3-го Интернационала, остановка общественного транспорта "Почта" (четная сторона); наименование объекта: торговый павильон)".
24.10.2014 администрацией принято постановление N 3039-П "О прекращении действия паспорта временного объекта от 06.03.2013 N Б-0017/13, выданного Плешкову А.В. (адресный ориентир: Бежицкий район, улица 3-го Интернационала, остановка общественного транспорта "Почта" (четная сторона); наименование объекта: торговый павильон)".
Полагая, что указанные постановления администрации не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в соответствии с "Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска" (далее по тексту - Положение), утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803.
Пунктами 1.4 и 1.5 Положения определено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе.
Нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.
Согласно пункту 3.1 Положения лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.
В паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия, владелец нестационарного торгового объекта - победитель конкурса (лицо, получившее право на размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта (пункт 3.4 Положения).
Согласно пунктам 4.4, 4.5 Положения владелец нестационарного торгового объекта на протяжении всего срока эксплуатации нестационарного торгового объекта обязан эксплуатировать нестационарный торговый объект в соответствии с паспортом временного объекта и заявленными на конкурсе условиями. Внешний вид нестационарных торговых объектов должен соответствовать архитектурно-художественным требованиям городского дизайна на протяжении всего срока эксплуатации.
В силу пункта 5.1 Положения действие паспорта временного объекта приостанавливается в случаях: подачи владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления; приостановления деятельности владельца нестационарного торгового объекта по решению надзорного и (или) контролирующего органа; невыполнения требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта, предусмотренных настоящим Положением.
Действие паспорта временного объекта прекращается в случаях: подачи владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления; невыполнения владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, связанных с размещением и эксплуатацией нестационарного торгового объекта, в установленные сроки; неосуществления торговой деятельности более одного месяца со дня выдачи паспорта временного объекта без уважительных причин в месте, указанном в паспорте временного объекта; прекращения владельцем нестационарного торгового объекта в установленном законом порядке своей деятельности; неоднократного нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) настоящим Положением, что подтверждено соответствующими актами проверок; истечения срока действия паспорта временного объекта; исключения нестационарного торгового объекта из Схемы (пункт 5.2 Положения).
Согласно пункту 5.3 Положения приостановление и прекращение действия паспорта временного объекта осуществляется Брянской городской администрацией в установленном ею порядке.
Постановлением администрации от 21.06.2013 N 1550-п утверждено Положение о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
Пунктом 3 указанного Положения определено, что действие паспорта временного объекта приостанавливается в случаях, установленных пунктом 5.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов.
К требованиям по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта в соответствии с разделом 4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов относятся: отсутствие помех основному функциональному использованию и визуальному восприятию городской среды территорий, на которых размещается нестационарный торговый объект; соответствие места фактического размещения владельцем нестационарного торгового объекта месту, определенному Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 N 781, и паспортом временного объекта; эксплуатация нестационарного торгового объекта его владельцем на основании и в соответствии с паспортом временного объекта; эксплуатация нестационарного торгового объекта его владельцем в соответствии с заявленными на конкурсе условиями; соответствие внешнего вида нестационарного торгового объекта архитектурно-художественным требованиям городского дизайна на протяжении всего срока эксплуатации.
Выявление фактов нарушения обязательных требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта осуществляется путем проведения контрольных мероприятий, в том числе муниципального контроля в области торговой деятельности, уполномоченными на то органами, по результатам которых составляются акты проверок, являющиеся основанием для принятия решения о приостановлении действия паспорта временного объекта.
В случае невыполнения требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта приостановление действия паспорта временного объекта производится на срок, не превышающий одного месяца.
Действие приостановленного паспорта возобновляется уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление его действия.
Неустранение таких причин в течение установленного срока является основанием для принятия решения о прекращении действия паспорта временного объекта.
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта действие паспорта временного объекта прекращается в случаях, установленных пунктом 5.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов.
Из оспариваемого постановления администрации от 22.08.2014 N 2363-п следует, что основанием для приостановления действия паспорта временного объекта послужило нарушение индивидуальным предпринимателем пункта 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, а именно несоответствие вида осуществляемой деятельности (торговля мобильными телефонами) заявленным на конкурсе условиям (торговля продовольственными товарами), а также несоответствие вида установленного киоска архитектурному решению, заявленному на конкурсе и указанному в паспорте временного объекта.
Факт нарушения индивидуальным предпринимателем пункта 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов подтверждается актом комиссионного обследования земельного участка от 22.07.2014, а факт неустранения данных нарушений - актом от 25.09.2014.
Согласно актам от 22.07.2014 и от 25.09.2014 в проверке принимали участие специалисты отдела организации торговли, общественного питания и бытовых услуг администрации и управления по строительству и развитию территории города Брянска.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 09.09.2009 N 142 утверждено Положение об управлении по строительству и развитию территории города Брянска.
Согласно пункту 1.1 указанного Положения управление по строительству и развитию территории города Брянска является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по комплексному развитию территории города Брянска, направленные на решение текущих и перспективных задач социально-экономического развития города Брянска с учетом экологических, природных, историко-культурных и иных особенностей, совершенствование среды жизнедеятельности граждан, регулирование градостроительных отношений на территории города Брянска, улучшение архитектурного облика города Брянска и реализацию полномочий в области градостроительной деятельности.
В силу пункта 2.2 Положения основными функциями управления, в числе прочих являются: участие в пределах установленной компетенции в проведении проверок соблюдения гражданами, юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами в области благоустройства города Брянска, охраны зеленых насаждений, производства земляных работ; участие в работе городских комиссий по предоставлению земельных участков под все виды хозяйственной деятельности; взаимодействие с органами государственного контроля (надзора) при организации и проведении проверок в пределах установленной компетенции; составление актов, протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6, 15, 19 Закона Брянской области от 15.06.2007 N 88-З "Об административных правонарушениях на территории Брянской области", по результатам проводимых проверок, выдача предписаний.
В соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 31.05.2011 N 28-пк "Об утверждении Положения об отделе по организации торговли, общественного питания и бытовых услуг Брянской городской администрации" специалисты отдела осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области торговой деятельности на территории г. Брянска.
Согласно пункту 4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов, должны быть подтверждены соответствующими актами проверок либо иными документами, составляемыми в процессе осуществления надзорной и контролирующей деятельности уполномоченными на то органами.
Таким образом, указанные акты составлены уполномоченными должностными лицами органа местного самоуправления в пределах возложенных на него полномочий.
Сведения, указанные в данных актах, заявителем не опровергнуты.
При таких обстоятельствах оснований для критической оценки данных документов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод индивидуального предпринимателя о недоказанности администрацией принадлежности ему киоска, судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в качестве основания для признания недействительными оспариваемых постановлений администрации такой довод в заявлении не указывался, об изменении оснований иска в порядке статьи 49 Кодекса она в суде первой инстанции не заявляла.
Довод апеллянта о том, что в рассматриваемом случае предприниматель не обязан доказывать непринадлежность ему торгового места подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Действительно, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 Кодекса возлагается на государственный орган, должностное лицо.
Вместе с тем это в силу статьи 65 Кодекса не освобождает предпринимателя от доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своей позиции.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Кодекса, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом установлено, что постановление администрации о приостановлении действия паспорта временного объекта вынесено по основаниям и в порядке, установленным Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов и Положением о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта, является правильным.
Указанное постановление направлено заявителю письмом N 5/28-1498и, в котором указан срок приостановления действия паспорта временного объекта - 1 месяц, что, как правильно отмечено судом первой инстанции, соответствует пункту 3 Положения о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта.
Поскольку в месячный срок вышеуказанные нарушения пункта 4.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов предпринимателем не устранены, что подтверждается актом выездной комиссионной проверки от 25.09.2014 и заявителем также не опровергнуто, администрацией, правомерно вынесено постановление о прекращении действия паспорта временного объекта.
Принимая во внимание, что оспариваемые постановления приняты администрацией в пределах компетенции этого органа и при наличии законных оснований, суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о нарушении администрацией в ходе проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно об неуведомлении предпринимателя о проводимой проверке, подлежит отклонению исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как следует из материалов дела, проверка соблюдения предпринимателем требований по размещению и эксплуатации нестационарного торгового объекта осуществлялась в форме визуального осмотра находящегося в общедоступном месте земельного участка и размещенного на нем киоска; совершение данных действий не требовало взаимодействия с заявителем; в ходе проверки на предпринимателя не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению каких-либо требований проверяющих.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы, как не влекущие иной оценки рассматриваемых правоотношений и отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.03.2015 по делу N А09-13418/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-13418/2014
Истец: ИП Плешков Алексей Викторович
Ответчик: Брянская городская администрация