г. Челябинск |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А76-2667/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Мальцевой Т.В., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Грузбери-Челябинск" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2015 по делу N А76-2667/2015 (судья Тиунова Т.В.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Атлант" - Чвало И.А. (паспорт, доверенность от 12.03.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Атлант" (далее - ООО "ТК "Атлант", истец) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Грузбери- Челябинск" (далее - ООО ТК "Грузбери-Челябинск", ответчик) о взыскании 2 258 378 руб. 40 коп. убытков.
Определениями суда от 24.03.2015, от 22.04.2015, от 09.07.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "ТрансМет", открытое акционерное общество "Челябинский цинковый завод", Макян Николай Владимирович, общество с ограниченной ответственностью Транспортная Компания "Перевозчик", общество с ограниченной ответственностью ЧелСтальСтрой (далее - ООО "ТрансМет", ОАО "ЧЦЗ", Макян Н.В., ООО ТК "Перевозчик", ООО "Челстальстрой", третьи лица; т. 1 л.д. 53-55, 68-70, 136-138).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2015 заявленные требования удовлетворены (т. 2 л.д. 10-22).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ТК "Грузбери-Челябинск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО ТК "Грузбери-Челябинск" ссылается на то, что 20.08.2015 ответчику от сотрудников полиции ОП N 7 по г. Челябинску стал известен факт, о том, что по уголовному делу N 4816482 по факту кражи 20 тонн цинка, установлено местонахождение похищенного.
Податель жалобы полагает, что в материалах уголовного дела N 4816482 установлен факт изъятия и получения истцом предмета спора, в связи с чем, на стороне истца образовалось неосновательное обогащение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов изложенных в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела между ОАО "ЧЦЗ" (заказчик) и ООО "ТрансМет" (исполнитель) заключен договор от 10.11.2011 N 09-С053 на организацию автомобильных перевозок (т. 1 уголовного дела л.д. 25-28).
Согласно п. 1.2 договора N 09-С053 исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по организации перевозок грузов автомобильным транспортом в междугороднем направлении, заказчик обязуется оплатить услуги, оказанные исполнителем.
В п. 2.1.7 договора N 09-С053 указано, что исполнитель обязан обеспечить перевозку груза в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю) с должным качеством, в полной сохранности, в сроки и в соответствии с условиями, оговоренными в заявке.
В соответствии с п. 4.1 договора N 09-С053 стоимость услуг по организации перевозки грузов согласовывается сторонами отдельно, на каждую организуемую исполнителем перевозку груза и фиксируется в заявке.
Исполнитель несет ответственность перед заказчиком в виде реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие по непосредственной вине исполнителя, после принятия его исполнителем и до выдачи груза получателю, указанному в заявке, либо уполномоченному им лицу в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи; в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить повреждённый груз. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в сопроводительных документах на груз (п. 5.1 договора N 09-С053).
Между ООО "ТК "Атлант" (исполнитель) и ООО "ТрансМет" (заказчик) заключен договор от 10.02.2014 N З-001 на оказание услуг по перевозке грузов (т. 1 л.д. 17-18).
Согласно п. 1.2 договора N З-001 исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом в междугороднем направлении, а заказчик вовремя принять и оплатить услуги, оказанные исполнителем.
В п. 2.2 договора N З-001 указано, что заявка должна содержать в себе информацию о типе необходимого транспорта, характере груза, наименование грузоотправителя и грузополучателя, время и адрес подачи машины, дополнительные условия.
В соответствии с п. 3.1.5, 3.1.6, 3.1.9 договора N З-001 исполнитель обязан осуществлять оперативный контроль за ходом перевозок грузов. Обеспечить перевозку груза в пункт назначения и выдать его грузополучателю с должным качеством, в полной сохранности, в сроки и в соответствии с условиями, оговоренными в заявке и в настоящем договоре. Возместить причиненный заказчику ущерб.
Исполнитель несет имущественную ответственность перед заказчиком в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшего по вине исполнителя, после принятия груза к перевозке исполнителем и до выдачи его грузополучателю, указанному в заявке в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи; в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи); в размере полной стоимости груза при невозможности восстановить поврежденный груз (стоимость груза определяется исходя из его цены, указанных в сопроводительных документах на груз).
Исполнитель отвечает за принятый к перевозке груз по количественным параметрам, указанных в товарно-транспортных документах (п. 5.2 договора N З-001).
Между ООО "ТК "Атлант" (заказчик) и ООО ТК "Грузбери-Челябинск" (исполнитель) заключен договор от 25.07.2014 N П-043 на транспортно-экспедиционное обслуживание при перевозках грузов в междугородном автомобильном сообщении (т. 1 л.д. 15-16).
В разделе 1 договора N П-043 установлено, что исполнитель обязуется за вознаграждение, от своего имени, но в интересах и за счет заказчика организовать перевозку грузов заказчика в междугородном автомобильном сообщении.
В п. 2.2 договора N П-043 стороны согласовали, что на каждую отдельную перевозку оформляется заявка, содержащая описание условий и особенностей конкретной перевозки и являющаяся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с п. 3.1.5 договора N П-043 исполнитель обязан обеспечить доставку вверенного заказчиком груза в пункт назначения и сдать его уполномоченному лицу в целости и сохранности, согласно товарно-транспортной накладной и переданным на месте погрузки документам.
Согласно п. 3.1.7 договора N П-043 исполнитель принимает груз и обязуется доставить его в целости и сохранности по маршруту и в срок, указанный в заявке. Исполнитель несет полную материальную ответственность за доставку груза и сохранность перевозимого груза.
Заявка считается принятой к исполнению исполнителем после сообщения им заказчику информации о транспортном средстве. Подтверждение заявки означает принятие исполнителем на себя обязательства по подаче технически исправного транспортного средства, выполнение перевозки в полном объеме (п. 4.3. договора N П-043).
Исполнитель несет имущественную ответственность за сохранность принятого к перевозке груза с момента его получения в пункте отправления и до момента выдачи его получателю, указанному заказчиком, в том числе за соблюдение режима перевозки (температурного и т.п.), указанного заказчиком в заявке на перевозку груза.
При этом исполнитель отвечает за принятый к перевозке груз по количественным и ценовым параметрам, указанным в товарно-транспортных документах, при условии, что при погрузке груза на транспортное средство водителем транспортного средства не было обнаружено несоответствие груза данным, указанным в товарно-транспортных документах, а также, что заказчиком в заявке на перевозку груза был указан необходимый режим перевозки конкретного груза (п. 6.5 договора N П-043).
Между ООО "ТК "Атлант" и ООО ТК "Грузбери-Челябинск" 20.11.2014 заключен договор-заявка N 238 на перевозку грузов автомобильным транспортом по маршруту: "г. Челябинск - г. Череповец - г. Москва", автомобиль Мерседес, государственный регистрационный знак х631ех74, наименование груза - сплав цинка, строительные материалы, водитель Макян Н.В., срок доставки - 24.11.2014, стоимость перевозки - 45 000 руб. (т.1 л.д. 19).
Водитель исполнителя обязан принимать и сдавать груз по количеству "мест", осматривать каждое "место", в случае обнаружения боя, повреждения или отсутствия вложений в упаковке сообщать об этом приемосдатчику и требовать замены, в противном случае составить акт.
Исполнитель сдаст груз получателю, указанному в документах. Переадресация груза производится только на основании письменного договора - заявки.
Товарно-транспортная накладная, счет, акт, счет-фактура, договор-заявка должны быть доставлены заказчику в течение 15 календарных дней с момента выгрузки груза грузополучателю по адресу: г. Челябинск, а/я 93 для ООО "ТК "Атланта", в противном случае исполнитель уплачивает заказчику штраф 100 руб. за каждый день просрочки (п. 8-10 договора-заявки N 238).
На основании договора от 25.07.2014 N П-043 и заявки-договора от 20.11.2014 N 238 водитель Макян Н.В. получил от грузоотправителя для передачи грузополучателю продукцию к перевозке, в подтверждение чего в материалы дела представлена товарно-транспортная накладная от 20.11.2014 N 5010032335 подписанная ОАО "ЧЦЗ" и ООО "ТрансМет", приказ-накладная от 20.11.2014 N 5010032335 (т. 1 л.д. 20-22).
В срок, установленный в договоре-заявке N 238 указанный груз получателю не доставлен, данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
ООО "ТрансМет" в адрес истца была направлена претензия от 05.12.2014 N 43 с просьбой возместить стоимость утерянного груза в размере 2 258 378 руб. 40 коп. (т. 1 л.д. 14).
Истец также направил в адрес ответчика претензию от 08.12.2014 N 26 с требованием возместить стоимость утерянного груза (т. 1 л.д. 12).
В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по заявлению собственника груза - ОП N 7 г. Челябинска, установлено, что данный груз был похищен.
ООО "ТрансМет" перечислило ОАО "ЧЦЗ" денежные средства за утерянный груз в общей сумме 2 258 378 руб. 40 коп., в подтверждение чего в материалы дела представлены платежные поручения от 09.12.2014 N 459 на сумму 1 500 000 руб., от 09.12.2014 N 6857818 на сумму 400 000 руб., от 10.12.2014 N 460 на сумму 358 378 руб. 40 коп. (т. 1 л.д. 60-62).
Письмом от 16.12.2014 ОАО "ЧЦЗ" уведомило ООО "ТрансМет" о том, что обязательства по возмещению стоимости утраченного груза перед ОАО "ЧЦЗ" исполнено (т. 1 л.д. 23).
ООО "ТК "Атлант" перечислило ООО "ТрансМет" денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба вызванного утратой груза, в подтверждение чего в материалы дела представлены платежные поручения от 19.12.2014 N 587 на сумму 200 000 руб., от 18.12.2014 N 585 на сумму 150 000 руб., от 26.12.2014 N 598 на сумму 50 000 руб., от 22.12.2014 N 593 на сумму 180 000 руб. (т. 1 л.д. 24-27).
Истцом в адрес ООО "ТрансМет" было направлено гарантийное письмо от 12.01.2015 N 1, в котором указано, что истец обязуется погашать задолженность по претензии N43 от 05.12.2014 в сумме 100 000 руб. до 30 числа каждого текущего месяца до полного погашения задолженности (т. 1 л.д. 28).
Поскольку ответчиком не возмещены причиненные утратой груза убытки, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции нашел их обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно п. 1 ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 данного Кодекса.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются по правилам, предусмотренным ст. 15 указанного Кодекса.
Из содержания норм ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Предметом доказывания по требованию о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору, являются нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинная связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортной экспедиции" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Факт принятия ООО ТК "Грузбери-Челябинск" груза для перевозки подтверждается подписанной ОАО "ЧЦЗ" и ООО "ТрансМет" товарно-транспортной накладной от 20.11.2014 N 5010032335, приказом-накладной от 20.11.2014 N 5010032335, договором-заявкой от 20.11.2014 N 238, договором N З-001 на оказание услуг по перевозке грузов, а также не оспаривалось в судебном заседании ответчиком.
Факт утраты груза ответчиком не оспаривается.
Наличие оснований для освобождения ответчика от ответственности за не сохранность груза при перевозке его третьим лицом не доказано (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), как и наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), в результате наступления которых надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортной экспедиции").
При этом действительная стоимость утраченного груза правомерно определена судом на основании товарно-транспортной накладной от 20.11.2014 N 5010032335.
С учетом данных обстоятельств, признав документально подтвержденной стоимость утраченного груза, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания стоимости данного груза с ответчика в размере 2 258 378 руб. 40 коп.
Довод о том, что ответчику стал известен факт, о том, что по уголовному делу N 4816482 по факту кражи 20 тонн цинка, установлено местонахождение похищенного и что изучение материалов уголовного дела N 4816482 необходимо для установлен факт изъятия и получения истцом предмета спора, суд апелляционной инстанции отклоняет как не имеющие правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку основанием предъявленного иска является факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, возникших из заключенного сторонами договора на транспортно-экспедиционное сопровождение груза (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу требований ст. 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствие с условиями обязательства и требованиями закона. Учитывая, что обязательства, возникшие на стороне ответчика на основании заключенного им договора на транспортно-экспедиционное сопровождение груза, не исполнены ответчиком надлежащим образом, соответственно, взыскание с ответчика убытков в рамках настоящего спора соответствует требованиям ст. 393, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2015 по делу N А76-2667/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Грузбери-Челябинск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
Т.В. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2667/2015
Истец: ООО "Транспортная компания "Атлант", УМВД России по г. Челябинску отдел полиции "Курчатовский"
Ответчик: ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "ГРУЗБЕРИ-ЧЕЛЯБИНСК"
Третье лицо: Макян Николай Владимирович, ОАО "Челябинский цинковый завод", ООО "ТрансМет", ООО "ЧелСтальСтрой", ООО Транспортная компания "Перевозчик"