Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 января 2016 г. N Ф09-10488/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А60-10933/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т. В.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Пыцко М.О., паспорт, доверенность от 22.11.2013,
от Администрации города Екатеринбурга - Деречин А.О., служебное удостоверение, доверенность от 25.11.2014,
от Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга - Деречин А.О., служебное удостоверение, доверенность от 18.11.2014,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июня 2015 года
по делу N А60-10933/2015,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" (ИНН 6671222860, ОГРН 1076671014760)
к Администрации города Екатеринбурга, Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области
о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации Екатеринбурга и Администрации Екатеринбурга, выразившееся в не совершении в пределах собственных полномочий в месячный срок действий, связанных с подготовкой, утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка площадью 3,75 га на кадастровом плане территории в квартале 66:41:0507034 по обращению МУГИСО N 17-01-81/7776ю от 14.11.2014; возложении на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Компания "ВИМАКС" путем совершения в месячный срок действий, связанных с подготовкой, утверждением и выдачей ООО "Компания "ВИМАКС" схемы расположения земельного участка площадью 3,75 га на кадастровом плане территории в квартале 66:41:0507034; в случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать с Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации Екатеринбурга и Администрации Екатеринбурга за счет средств казны Муниципального образования "город Екатеринбург" (а в случае процессуального правопреемства или соучастия - с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области за счет средств казны Свердловской области) в пользу ООО "Компания "ВИМАКС" денежные средства в размере 2500 (две тысячи пятьсот) рублей с каждого органа в день, начисляемые со дня начала просрочки и по день фактического исполнения решения суда.
Решением суда от 24.06.2015 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации Екатеринбурга, выразившееся в несовершении действий, связанных с утверждением схемы расположения земельного участка площадью 3,75 га на кадастровом плане территории в квартале 66:41:0507034 по обращению МУГИСО N 17-01-81/7776нз от 14.11.2014, бездействие Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации Екатеринбурга выразившееся в несовершении действий, связанных с подготовкой, выдачей схемы расположения земельного участка площадью 3,75 га на кадастровом плане территории в квартале 66:41:0507034 по обращению МУГИСО N 17-01-81/7776нз от 14.11.2014; на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложена обязанность совершить действия по подготовке, утверждению и выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 3,75 га на кадастровом плане территории в квартале 66:41:0507034 на основании заявления N 24-31/10/14 от 24.10.2014 в месячный срок со дня вступления в силу настоящего судебного решения. В присуждении денежных средств за неисполнение судебного акта отказано.
Департамент с решением суда от 24.06.2015 не согласен, обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя. Департамент, ссылаясь на письмо от 17.12.2014 N 21.13-15/002/5422 считает, что при рассмотрении обращения бездействия не допущено. Департамент обращает внимание на то, что с 01.03.2015 ЗК РФ установлен иной порядок предоставления земельных участков, что само по себе не нарушает права заявителя. Применение ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, возможно в случае утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории до 01.03.2015 органом государственной власти или органом местного самоуправления. Однако схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории по обращению заявителя не утверждена.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Екатеринбурга и Департамента просил удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Заявитель представил письменный отзыв с дополнениями на апелляционную жалобу, в котором указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и поддержал доводы, изложенные в отзыве с дополнениями, в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч.3 ст.156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.10.2014 общество с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением N 24-31/10/14 о предоставлении для целей, не связанных со строительством - для рекреации без капитальных сооружений в аренду на 49 лет без проведения торгов (по принципу первой заявки) земельного участка предполагаемым, размером 3,75 га из состава неразграниченных и свободных от прав третьих лиц земель кадастрового квартала 66:41:0507034 в Екатеринбурге, между земельным участком 66:41:0507018:9, санитарно- защитной зоной ВЛЭП, проектируемой дорогой и землями общего пользования существующей асфальтовой дороги без названия, относящегося к категории земель населенных пунктов и территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-1. Указанный вид использования испрашиваемого земельного участка - для рекреации без капитальных сооружений - является основным видом разрешенного использования недвижимости в составе градостроительного регламента территориальной зоны Р-1. Кроме того, в заявлении содержалась просьба к Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обратиться в Администрацию Екатеринбурга за утверждением и выдачей в месячный срок схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области 14.11.2014 направило в Администрацию Екатеринбурга, Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации Екатеринбурга письмо N 17-01-81/7776нз от 14.11.2014 об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В связи с тем, что с момента обращения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области с письмом N 17-01-81/7776нз от 14.11.2014 истек срок совершения действий связанных с подготовкой, утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка, установленный п.4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился к заинтересованным лицам с письмом исх. N 18-1/02/15 от 18.02.2015, с требованием совершить указанные действия в срок до 01.03.2015.
Департамент письмом от 27.02.2015 N 21.13-15/001/716 уведомил "Компанию "ВИМАКС" о том, что решения Арбитражного суда Свердловской области указанные в обращении, приняты к исполнению. Кроме того, заинтересованное лицо сообщило, что результаты рассмотрения запроса будут направлены в адрес Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, а также в адрес "Компании "ВИМАКС".
Полагая, что заинтересованные лица без установленных законом оснований не совершили действия связанные с подготовкой, утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка по обращению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 17-01-81/7776нз от 14.11.2014, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании бездействия незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 34 ЗК РФ, действующей до 01.03.2015, пришел к выводу о том, что обязанности, возложенные п. 4 ст. 34 ЗК РФ в редакции, действующей на дату обращения общества, заинтересованными лицами не выполнены. Поскольку в силу п. 3,4 ст. 11.10 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) с 01.03.2015 полномочия по подготовке и утверждению схем расположения земельного участка возникли у Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, суд возложил соответствующую обязанность на Министерство.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу п. 4 названной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что предусмотренная законом информация (п. 3 ст. 34 ЗК РФ) заявителем была представлена.
В установленный законом месячный срок Администрацией города Екатеринбурга не совершены действия, связанные с утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка по обращению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 17-01-81/7776нз от 14.11.2014.
Вместе с тем, решение суда подлежит отмене в силу следующего.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом. Избранный заявителем способ защиты права должен обеспечить его восстановление.
Однако избранный заявителем способ защиты права не может обеспечить восстановление нарушенных прав заявителя, так как Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 34 ЗК РФ признана утратившей силу с 01.03.2015, и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 3 ст. 34 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Вместе с тем, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории по обращению заявителя не утверждена, возможность выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, признанной утратившей силу с 01.03.2015, после указанной даты законом не предусмотрены.
Поскольку положения ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рассматриваемой ситуации не возлагают на уполномоченные органы обязанности следовать порядку предоставления земельного участка, определенному ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), то на Администрацию города Екатеринбурга и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области после 01.03.2015 с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела не может быть возложена установленная утратившим силу п. 4 ст. 34 ЗК РФ обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июня 2015 года по делу N А60-10933/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" (ИНН 6671222860, ОГРН 1076671014760) в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10933/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 января 2016 г. N Ф09-10488/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Компания "ВИМАКС"
Ответчик: Администрация города Екатеринбурга, ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Третье лицо: ГУ МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,