г. Воронеж |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А14-5205/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области: Лазарева И.В. - начальник отделения договорно-правовой работы, доверенность N 63/125 от 25.05.2015;
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж": Ситникова А.Ю. - юрисконсульт, доверенность N 163 от 25.03.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2015 по делу N А14-5205/2015 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж" (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885) к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Воронежской области о признании незаконным и отмене предписания N 28/496 от 17 марта 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Воронежской области о признании недействительным и не подлежащим применению предписания ГУ МВД по Воронежской области N 28/496 от 17.03.2015 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2015, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено, предписание Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области N 28/496 от 17.03.2015 признано недействительным и не подлежащим применению.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ГУ МВД по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что на момент проведения комиссией ГУ МВД по Воронежской области плановой проверки в период с 16.02.2015 по 17.03.2015 в отношении ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" объекты ТЭК (пункты газонакопительные г. Россошь, г. Калач, г. Эртиль) входили в Перечень расположенных на территории Воронежской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию. Считает, что предписание выдано в соответствии с требованиями закона и подлежит исполнению.
Представитель ГУ МВД по Воронежской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" возражал против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Главного управления Министерства внутренних дел России по Воронежской области от 04.02.2015 N 57 комиссией, назначенной данным приказом, в отношении ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", являющегося субъектом топливно-энергетического комплекса, проведена в период с 16.02.2015 по 17.03.2015 плановая выездная и документарная проверка.
В ходе проверки комиссией составлены соответственно 19.02.2015, 26.02.2015, 05.03.2015 акты проверки обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (газонаполнительных пунктов), расположенных в Воронежской области по адресам: г. Россошь, ул. Василевского, д.9 а; г. Калач, ул. Газовая, д.3 а; г. Эртиль, ул. Горная, д. 12.
17.03.2015 составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 28/496.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации:
в нарушение требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 (далее-Правила), и предусматривающих обязательность применения в составе инженерно-технических средств охраны на объектах топливно-энергетического комплекса, отнесенных к низкой категории опасности, инженерных заграждений в виде дополнительного ограждения; инженерных средств и сооружений в виде запретной зоны, предупредительных, разграничительных и запрещающих знаков; контрольно-пропускных пунктов для прохода людей и проезда автомобильного транспорта, а также системы охранной сигнализации по периметру территории объекта и тревожной сигнализации как в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели, так и в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел, пункты газонаполнительные г. Россошь, г. Калач, г. Эртиль не оборудованы инженерными заграждениями в виде дополнительного ограждения, инженерными средствами и сооружениями в виде запретной зоны, предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками, системой охранной сигнализации по периметру территории объекта и тревожной сигнализацией в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел.
Кроме того, пункты газонаполнительные г. Россошь, г. Калач не оборудованы контрольно-пропускными пунктами для прохода людей и проезда автомобильного транспорта; пункт газонаполнительный г. Эртиль не оборудован контрольно-пропускным пунктом для проезда автомобильного транспорта, а также средствами тревожной сигнализации в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели.
Генеральному директору ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" 17.03.2015 выдано предписание N 28/496 об устранении выявленных нарушений в срок до 17.04.2015, а именно:
1. Оборудовать пункты газонаполнительные в г. Россошь, г. Калач и г.Эртиль Воронежской области инженерными заграждениями, в виде дополнительного ограждения (согласно п. 82 Правил), инженерными средствами и сооружениями в виде запретной зоны (согласно п. 71 Правил), предупредительными, разграничительными и запрещающими знаками (согласно п. 104-106 Правил), системами охранной сигнализации по периметру территории объекта (согласно п. 170-185 Правил) и тревожной сигнализации в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел (п.п. "г", п. 7 Приложения N 1 к Правилам).
2. Оборудовать пункты газонаполнительные г. Россошь и г. Калач контрольно-пропускными пунктами для прохода людей и проезда автомобильного транспорта (согласно п. 109-159 Правил).
3. Оборудовать пункт газонаполнительный г. Эртиль контрольно-пропускным пунктом для проезда автомобильного транспорта (согласно п. 128-159 Правил), а также средствами тревожной сигнализации в виде стационарной кнопки извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели (п.п. "б" п. 7 Приложения N 1 к Правилам).
Полагая указанное предписание незаконным и необоснованным, ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования оспариваемого предписания об оборудовании газонаполнительных пунктов являются неисполнимыми, а само предписание не соответствует статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными, а решения и действия (бездействия) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" от 21.07.11 N 256-ФЗ (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к указанному Федеральному закону. Данная норма закона также обязывает составлять паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса вне зависимости от того, относятся ли данные объекты к объектам топливно-энергетического комплекса, подлежащим категорированию.
При этом часть 2 статьи 8 названного Федерального закона предусматривает два основания, по которым составляется паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, - на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности (опасные объекты), и на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона.
Из буквального толкования названной нормы права следует, что паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса должен составляться при наличии одновременно двух оснований:
1) результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности,
2) оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах.
Согласно частям 4 и 5 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5, ч. 7 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ, паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждены постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 460.
После проведения актуализации паспорт утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации (п. 4 Правил).
В соответствии с приказом ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" от 25.02.2014 N 89 в связи с прекращением деятельности филиала ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" - "Сжиженный газ" закрыты обособленные подразделения в г.Россошь, г. Калач, г. Эртиль.
ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" направило руководителю Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области 12.02.2015 сообщение о прекращении деятельности указанных объектов ТЭК, в котором содержалась просьба исключить из реестра находящиеся в собственности Общества категорированные объекты в г.Россошь, г. Калач, г. Эртиль из-за фактической утраты объектами признаков топливно-энергетического комплекса.
ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" совместно с представителями ГУ МЧС России по Воронежской области, ОМВД России по Калачеевскому району, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области была создана комиссия для актуализации паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (газонаполнительных пунктов в городах Калач, Россошь, Эртиль).
Согласно актам категорирования объектов в г. Россошь, г. Калач, г.Эртиль от 14.05.2015, в связи с отсутствием пожароопасных и взрывоопасных веществ и материалов, отсутствием потенциально опасных участков, технологических процессов, персонала на объектах, отсутствием критических элементов, угроз в отношении объектов, комиссией был сделан вывод об изменении категории опасности объектов ТЭК в связи с изменением основного вида деятельности объекта, количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте, также было решено не присваивать спорным объектам ТЭК категорию опасности.
На основании работы комиссии ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса 14.05.2015 утверждены паспорта безопасности и согласованы 08.07.2015 с председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, на момент выдачи оспариваемого предписания ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" осуществлялась процедура по исключению из реестра объектов ТЭК газонаполнительных пунктов, расположенных в Воронежской области по адресам: г. Россошь, ул. Василевского, д.9а; г. Калач, ул. Газовая, д.3а; г. Эртиль, ул. Горная, д. 12.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться тем, что предписание должно содержать сведения о факте нарушения, правовое обоснование (нарушение какого нормативного акта допущено), конкретный срок для устранения нарушения. Предписание должно быть исполнимым. Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований.
Материалы дела свидетельствуют, что спорные объекты утратили признаки категорированных объектов ТЭК.
Кроме того, следует отметить, что ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" неоднократно сообщало проверяющему органу о прекращении производственной деятельности на указанных объектах ТЭК с 25.02.2014.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что выданное обществу предписание не соответствует требованиям ст. 17 Закона N 294-ФЗ, поскольку является неисполнимым и соответственно не отвечает целям устранения нарушения и незаконно возлагает на заявителя указанные в нем обязанности. В связи с указанными обстоятельствами суд правомерно признал незаконным оспариваемое предписание и удовлетворил требования заявителя.
В судебное заседание апелляционного суда представлено уведомление Департамента административной и законопроектной работы МИНЭНЕРГО РОССИИ от 24.07.2015 года об исключении спорных объектов из реестра объектов топливно-энергетического комплекса.
В данном случае доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, которые были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Воронежской области от 28.07.2015 по делу N А14-5205/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5205/2015
Истец: ОАО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ"
Ответчик: ГУ МВД УЭБИПК по ВО