г. Киров |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А82-15073/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания Богатыревой Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Фролова А.В., по доверенности от 25.09.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Август плюс"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2015 по делу N А82-15073/2014, принятое судом в составе судьи Митрофановой Г.П.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Август плюс" (ИНН: 7604050550, ОГРН: 1027600678907)
к Федеральному агентству по управлению Федеральным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (ИНН: 7604063599, ОГРН: 1037600412662),
третье лицо: федеральное государственное унитарное предприятие "Центральное конструкторско-технологическое бюро "Агротех" (ИНН: 7720012034,ОГРН: 1037739224346),
о признании преимущественного права на приобретение арендованного федерального имущества,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Август плюс" (далее - Общество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к федеральному агентству по управлению Федеральным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - ТУ Росимущества в Ярославской области, ответчик) о признании преимущественного права на приобретение арендованного федерального имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Центральное конструкторско-технологическое бюро "Агротех" (далее - ФГУП "ЦКТБ "Агротех").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2015 в удовлетворении исковых требований отказано, так как спорные объекты недвижимости являются федеральной собственностью, Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено право на преимущественное приобретение арендованного ими имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности.
Не согласившись с решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит суд отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению истца, суд первой инстанции неполно выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, так как судом не получено доказательств в подтверждение факта включения спорного имущества в план приватизации, на который ссылался ответчик. Факт принадлежности объектов недвижимости к федеральной собственности не входит в установленный пунктом 2 статьи 1 Закона N 159-ФЗ перечень оснований, при наличии которых имущество не может быть выкуплено. Заявитель считает, что положения Закона N 159-ФЗ позволяют удовлетворить его требования, так как арендуемое им имущество находится в государственной собственности.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком 05.05.2008 заключен договор аренды объектов федерального недвижимого имущества - нежилых помещений 1-го этажа (номера на поэтажном плане N N 15, 16, 18, 19) общей площадью 54, 70 кв. м., расположенных в здании по адресу: г. Ярославль, Ленинградский проспект, д. 95, имеющих кадастровый номер 76:23:010000:0000:000023097\0001:2002 (л.д. 55-58), а также 20.11.2002 заключен договор аренды объекта федерального недвижимого имущества - нежилого здания общей площадью 44, 8 кв.м (лит. А), расположенного по адресу: г. Ярославль, пос. Парижская Коммуна, д. 12, имеющего кадастровый номер 76:23:010000:000:027252/01 (л.д. 60-63). Между истцом и третьим лицом ФГУП "ЦКТБ "Агротех" 01.08.2013 заключен договор субаренды земельного участка с кадастровым номером 76:23:010801:0018 (л.д. 73-77), расположенного по адресу: г. Ярославль, пос. Парижская Коммуна, д. 12, находящегося в собственности Российской Федерации согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 26.09.2008 (л.д. 161). Ранее данный земельный участок использовался истцом по договору аренды от 23.10.2003, заключенному с ответчиком.
Общество фактически использовало переданные ему по договорам аренды нежилые помещения для производства и реализации столярных изделий, в полном объеме уплачивало арендную плату.
Обществом 13 и 20 марта 2014 года в ТУ Росимущества в Ярославской области со ссылкой на Закон N 159-ФЗ были поданы три заявки на реализацию преимущественного права выкупа арендуемых им нежилых помещений и земельного участка с указанием на соответствие Общества условиям отнесения к категории субъектов малого предпринимательства (л.д. 119-121).
Письмом 15.07.2014 N 3048 ответчик сообщил Обществу о том, что данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ЦКТБ "Агротех", включено в план приватизации и в сделки не вовлекается.
Общество, считая, что нарушено его преимущественное право на приобретение в собственность арендованных объектов недвижимости, предусмотренное Законом N 159-ФЗ, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд, который пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 данного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 1 Закона N 159-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.
Статьей 4 Закона N 159-ФЗ определено, что преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 вышеуказанного закона, предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Верховным Советом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. принято Постановление от N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Законом N 159-ФЗ субъектам малого или среднего предпринимательства предоставлена возможность возмездного приобретения в собственность арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и наделил полномочиями по осуществлению данных функций соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления. Право субъектов малого и среднего предпринимательства приобрести в собственность имущество, находящееся в федеральной собственности, вышеназванным законом не предусмотрено, отчуждение такого имущества регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и осуществляется предусмотренными им способами, в закрытый перечень которых не входит его выкуп субъектами малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие Закона N 159-ФЗ не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации.
Таким образом, правовые основания для признания за Обществом преимущественного права на приобретение арендованного федерального имущества отсутствуют.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, противоречат буквальному тексту Закона N159-ФЗ и основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требований истца, поэтому обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2015 по делу N А82-15073/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Август плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
А.Б. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15073/2014
Истец: ООО "Август плюс"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом (Росимущество) в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области
Третье лицо: ФГУП "Центральное конвстуркторско-технологическое бюро "Агротех"