г. Хабаровск |
|
30 сентября 2015 г. |
А73-5328/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПроект"
на решение от 26 июня 2015 г.
по делу N А73-5328/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Збарацкой Л.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергопроект" (ОГРН: 1113525016593; ИНН: 3525270394; место нахождения: 160012, Вологодская область, г. Вологда, ул. Яшина, д. 3А, 11)
к Управлению архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области (ОГРН: 1027900511209; ИНН: 7900001828; место нахождения: 679000, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 18)
об истребовании документации и продлении сроков выполнения работ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергопроект" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области об истребовании документации и продлении сроков выполнения работ.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом принято уточнение исковых требования, истец просил обязать ответчика продлить сроки выполнения работ на 73 дня.
В обоснование искового заявления истцом указано на заключение государственного контракта от 12.11.2014 N 0178200000614000002-0178385-01 на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция помещения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии", несвоевременное предоставление заказчиком технических условий на электроснабжение, что привело к невозможности разработки подрядчиком проектно-сметной документации и сдачи ее для прохождения государственной экспертизы и получения положительного заключения государственной экспертизы, в процессе производства работ подрядчиком была выявлена недоработка заказчиком технического задания.
Решением суда от 26 июня 2015 г. в иске отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Энергопроект" просит решение суда от 26.06.2015 отменить, иск удовлетворить.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что ответчиком не своевременно были предоставлены истцу соответствующие технические условия на электроснабжение проектируемого объекта. Считает, что в связи с невыполнением ответчиком норм действующего законодательства по предоставлению необходимой документации, информации и оказанию содействия подрядчику для выполнения им работы, в силу пункта 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации истец имеет право требовать изменения сроков исполнения по контракту.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, ходатайствует о рассмотрение дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представители сторон не участвовали, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, 12.11.2014 между Управлением архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области (далее - заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Энергопроект" (далее - исполнитель) заключен государственный контракт N 0178200000614000002-0178385-01 на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция помещения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии", в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по изготовлению проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция помещения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии" в сроки, установленные контрактом.
Пунктом 1.2. контракта предусмотрено, что объем выполняемых работ определен в Техническом задании на проектирование (приложение 1 к государственному контракту).
Стоимость подлежащих выполнению по государственному контракту работ составляет 3 100 000 руб., НДС не облагается (пункт 2.1. контракта).
Согласно пункту 4.2.1. государственного контракта заказчик обязан своевременно предоставлять разъяснения и уточнения по запросам исполнителя в части выполнения работ в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктом 4.4.7. государственного контракта исполнитель обязан письменно в трехдневный срок уведомлять заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения работ или иных не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой работы, согласно пункту 4.4.8. приостановить выполнение работ в случае обнаружения независящих от исполнителя обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный контрактом срок, и сообщить об этом заказчику в течение трех дней после приостановления выполнения работ.
Пунктом 5.1. государственного контракта предусмотрено, что срок выполнения (завершения) работ: 180 календарных дней со дня подписания контракта: в течение 120 календарных дней - изготовление проектно- сметной документации, в течение 60 календарных дней - получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации сметы.
Согласно пункту 10.1. контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В случае невыполнения сторонами своих обязательств и недостижения взаимного согласия споры по контракту разрешаются в Арбитражном суде Хабаровского края (пункт 11.2).
ООО "Энергопроект" обращался к заказчику с письмами N 1/15/16/02 от 16.02.2015, N 1/15/10/03 от 10.03.2015, N 3/15/25/03 от 25.03.2015, N 1/15/06/04 от 06.04.2015, N 1/15/15/04 от 15.04.2015 с просьбой предоставить технические условия на электроснабжение.
В письмах подрядчиком указано на то, что на момент подачи искового заявления технические условия на электроснабжение не были представлены заказчиком.
Судом установлено, что отсутствие технических условий на электроснабжение привело к невозможности разработки Раздела 5 проектной документации "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", состоящего из подразделов: а) подраздел "Система электроснабжения"; д) подраздел "Сети связи". А также привело к невозможности сдачи проектно-сметной документации для прохождения государственной экспертизы и получения положительного заключения государственной экспертизы.
ООО "Энергопроект" в письме от 10.02.2015 N 1/15/10/02 указало Управлению архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области, что заказчик при подготовке технического задания не указал и не учел площадь ряда помещений, в связи с чем на общей площади объекта, подлежащего реконструкции, невозможно разместить все помещения в связи с нехваткой площади. Подрядчик просил срочно дать разъяснения либо внести корректировки в требования, изложенные в Техническом задании.
Письмом от 26.02.2015 N 05-03/333 заказчик направил в адрес подрядчика уточненное программное задание на проектирование объекта.
Подрядчик письмом от 15.04.2015 N 1/15/15/04 направил на согласование заказчику архитектурные решения по расположению теплового и водомерного узла в пристройке к зданию.
В письме от 20.04.2015 N 05-03/658 Управление архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области сообщило, что тепловой узел необходимо разместить в реконструируемом здании между осями 1-2 по оси "И" с переносом санузла за тепловой узел по объекту. Подрядчик направил на согласование заказчику на согласование план размещения теплового узла в здании реконструируемого объекта письмом от 21.04.2015 N 1/15/21/04 с просьбой внесения корректировок в программное задание.
Заказчик в письме от 23.04.2015 N 05-03/678 указал, что размещение теплового узла согласовано, корректировка в программном задании не требуется.
ООО "Энергопроект обращалось к заказчику с письмами N 1/15/19/02 от 19.02.2015, N 1/15/26/02 от 26.02.2015, N 3/15/25/03 от 25.03.2015, от 21.04.2015 N 1/15/21/04 с требованиями представить дополнительное соглашение на увеличение срока работ по государственному контракту.
Истец просил продлить срок выполнения работ по государственному контракту на 73 дня в связи с тем, что просрочка выполнения работ произошла по причинам не зависящим от него.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правоотношения сторон возникли из контракта на выполнение работ для государственных нужд, применил нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об обеспечении исполнения обязательств.
В силу статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Статьей 760 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
По смыслу указанной нормы Гражданского кодекса срок окончания выполнения работ является существенным условием договора подряда, нарушение которого влечет наступление предусмотренных действующим законодательством негативных правовых последствий.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктами 1-7 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта (часть 1.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Сроки выполнения проектных работ могут быть изменены в случаях, установленных пунктом 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Как правильно указал суд первой инстанции, просрочка выполнения работ подрядчиком, вызванная действиями со стороны заказчика, не является основанием, предусмотренным пунктами 1- 7 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, для изменения существенного условия государственного контракта, срока выполнения работ.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 июня 2015 г. по делу N А73-5328/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5328/2015
Истец: ООО "ЭнергоПроект"
Ответчик: Управление архитектуры и строительства Правительства Еврейской автономной области