г. Санкт-Петербург |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А56-17018/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: Сотниковой Т.С. по доверенности от 02.06.2015
от заинтересованного лица: Белинского Ф.Г. по доверенности. от 15.07.2015
от третьего лица: не явились-извещены( уведомление N 37619);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15886/2015) ОАО "Выборгский Водоканал" на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2015 по делу N А56-17018/2015 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ОАО "Выборгский Водоканал"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
третье лицо: ООО "Комплекс ВодоСнабжения"
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа
установил:
Открытое акционерное общество "Выборгский Водоканал" (188800, г.Выборг, ул.Куйбышева, д.13, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 15.12.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, далее - антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Комплекс ВодоСнабжения".
Решением суда первой инстанции ОАО "Выборгский Водоканал" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Выборгский Водоканал" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным заявителем доказательствам и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Представитель антимонопольного органа не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы общество извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 24.11.2014 на официальном сайте в сети Интернет ОАО "Выборгский Водоканал" разместило извещение N 31401728443 о проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку полиалюминия хлорида жидкого РАХ ХL, 100 ISO 9001:2000 iso 140012004 OHSAS 18001:2007 на ВОС г.Выборг, ул.Водная, д.2 на 2015 г.
Процедура закупки осуществляется в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком 04.12.2012 г. и размещенным на сайте.
ООО "Комплекс ВодоСнабжения" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на неправомерные действия ОАО "Выборгский Водоканал" при проведении указанной закупки.
Продукция закупки - полиалюминий хлорид жидкий является коагулянтом воды в хозяйственно-питьевом и промышленном водоснабжении.
По мнению ООО "Комплекс ВодоСнабжения", действия заказчика ограничили участие иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика, поскольку такую же сертифицированную продукцию изготавливают другие производители, которая соответствует всем нормам и требованиям коагулянта воды в хозяйственно-питьевом и промышленном водоснабжении. Разделом 12 Положения о закупке предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых предполагается закупка у единственного поставщика. При этом выбор в пользу того или иного единственного поставщика должен быть понятным и обоснованным. Проводимая заказчиком процедура закупки противоречит целям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Антимонопольным органом рассмотрена жалоба ООО "Комплекс ВодоСнабжения" и вынесено решение от 15.12.2014, которым жалоба ООО "Комплекс ВодоСнабжения" признана обоснованной.
Комиссией УФАС установлено, что в нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ ОАО "Выборгский Водоканал" неправильно выбран способ закупки продукции; в пункте 12 Положения о закупке отсутствует достаточное разделение случаев закупки у единственного поставщика, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ; срок исполнения договора, указанный в извещении не соответствует сроку, указанному в проекте договора, чем нарушен пункт 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Обществу выдано предписание от 15.12.2014, которым Комиссия УФАС предписала отменить закупку в форме запроса у единственного поставщика на поставку полиалюминия хлорида жидкого; проводить закупку коагулянтов, используемых на водопроводных очистных сооружениях г.Выборга, в форме конкурентного способа; при проведении закупки при необходимости проведения соответствующих исследований предлагаемой поставщиками продукции, указывать в документации о закупке требование о предоставлении отчета (заключения, результатов) о проведении исследования о возможности применения для очистки природных вод соответствующего предлагаемого коагулянта на водопроводных сооружениях с использованием исходной воды в соответствующий временной период на водопроводных сооружениях г.Выборга.
ОАО "Выборгский Водоканал" не согласилось с указанными решением и предписанием антимонопольного органа по тем основаниям, что общество действовало в рамках требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупке работ, услуг для нужд заявителя без нарушений. В 2007 г. были проведены лабораторные испытания указанного коагулянта очищения питьевой воды и принято решение о проведении производственных испытаний, после которых общество до настоящего времени применяет данный коагулянт для очистки воды. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц " (далее - Закон N 223-ФЗ) регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков. Целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Пунктом 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ установлено, что в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Способ проведения процедуры закупки определяется заказчиком на свое усмотрение.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной сети предусмотрено Законом и положением о закупке.
Материалами дела подтверждается, что обществом осуществляется процедура закупки в соответствии с Положением о закупке, утвержденным 04.12.2012 и размещенным на сайте в сети Интернет.
Разделом 12 Положения о закупке определен порядок проведения выбранного обществом способа закупки - "закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)".
Проанализировав указанный раздел Положения, антимонопольный орган правомерно указал на недостаточное разделение случаев при определении закупки у единственного поставщика. Суд первой инстанции оценил доводы антимонопольного органа и обоснованно поддержал его позицию, поскольку названная нечеткое определение случаев разделения может привести к нарушению принципа информационной открытости закупки, установленного пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Факт несоответствия в указании срока исполнения договора в извещении (с момента подписания в течение ноября 2014 года) и в проекте договора (с 01.01.2015 по 31.12.2015) подтверждается материалами дела. Данное несоответствие может ввести в заблуждение участников и привести к нарушению принципа информационной открытости закупки (п.1 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ).
Закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом закупки.
Антимонопольным органом установлено, что выбор поставщика коагулянта для очистки воды может производиться среди нескольких производителей, при этом до введения в производственный процесс очистки воды иных коагулянтов должны быть проведены надлежащие исследования и в документации должно быть указано условие о предварительном исследовании на предмет возможности использования коагулянтов.
В случае проведения закупки полиалюминия на конкурентной основе, общество могло бы приобрести данный продукт по более низкой цене.
Так, ООО "Комплекс ВодоСнабжения" является производителем полиоксихлорид алюминия "АКВАНОРМ" ТУ 2163-001-22365191-2014 - аналога полиалюминия хлорида жидкого PAX XLI00. Общество не привлекло других поставщиков с целью предотвращения нецелесообразного расходования средств; заключило договор с единственным поставщиком на объемы с большей ценой.
Судом первой инстанции правильно отклонены доводы общества о том, что права ООО "Комплекс ВодоСнабжение" не нарушены, так как оно не обращалось для проведения исследований предлагаемого продукта, не подавало заявок на участие в проводимых ранее и в последующем открытых запросах предложений. Закупка в форме у единственного поставщика является неконкурентным способом закупки. Следовательно, в данной закупке не могло быть участников, права которых были нарушены.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы ОАО "Выборгский Водоканал", указанные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя, изложенную в заявлении в суд, которой судом первой инстанции дана полная объективная оценка.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 мая 2015 года по делу N А56-17018/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Выборгский Водоканал" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17018/2015
Истец: ОАО "Выборгский Водоканал"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, УФАС по ленинградской области
Третье лицо: ООО "Комплекс ВодоСнабжение", ООО "Комплекс ВодоСнабжения"