г. Челябинск |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А07-9801/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 июля 2015 года по делу N А07-9801/2015 (судья Крылова И.Н.).
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, администрация ГО г. Уфа) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным пункта 32 приложения N 1 к постановлению администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.07.2012 N 3198 в части разрешения обществу с ограниченной ответственностью Рекламное бюро "Октава" (далее - ООО Рекламное бюро "Октава", общество) установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресу: проспект октября, рядом с домом N 81. ООО Рекламное бюро "Октава" в данном заявлении администрацией ГО г. Уфа было указано при этом в качестве заинтересованного лица.
Определением от 07.05.2015 заявление администрации ГО г. Уфа было принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан, с присвоением делу номера А07-9801/2015, при этом статус общества с ограниченной ответственностью Рекламное бюро "Октава" был определен арбитражным судом первой инстанции, как ответчик по делу.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.07.2015 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований администрации ГО г. Уфа отказано.
В апелляционной жалобе администрация ГО г. Уфа просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на имеющее, по его мнению, место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права при принятии решения, и несоответствие выводов, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам. В частности, администрация ГО г. Уфа указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание, что внесенные изменения и дополнения в схему размещения рекламных конструкций, в настоящее время не предусматривают размещение рекламной конструкции по адресу: проспект Октября, рядом с домом N 81 (рекламная щитовая односторонняя установка, площадь рекламоносителя 18 кв.м), - что нарушает требования ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ, Закон о рекламе). Кроме того, податель апелляционной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда первой инстанции о пропуске администрацией ГО г. Уфа срока для обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд; помимо данного, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции неверно определил процессуальный статус общества с ограниченной ответственностью Рекламное бюро "Октава", как ответчика, поскольку в данном случае спор подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО Рекламное бюро "Октава" просит удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение арбитражного суда первой инстанции. В отзыве на апелляционную жалобу ООО Рекламное бюро "Октава" указывает в частности на то, что являлось законным владельцем рекламной конструкции, размещенной по адресу: проспект Октября (площадь им. Ленина), и 26.03.2015, получив от администрации ГО г. Уфы предписание о демонтаже указанной рекламной конструкции, в связи с несоответствием утвержденной схеме размещения рекламных конструкций в г. Уфе, исполнило указанное предписание, и демонтировало рекламную конструкцию.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Имеющиеся в настоящем деле доказательства свидетельствуют о том, что постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.07.2012 N 3198 "О выдаче разрешения на установку рекламных конструкций на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", на основании обращения ООО Рекламное бюро "Октава", и протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.04.2012 N 2012 и договора от 10.05.2012 N 334/1к, обществу с ограниченной ответственностью Рекламное бюро "Октава" были разрешены установка и эксплуатация рекламных конструкций, указанных в приложении N 1, на предоставленных рекламных местах, в соответствии с условиями договора от 10.05.2012 N 334/1к, на срок до 10.05.2017.
Согласно приложению N 1 к указанному постановлению (п. 32 приложения), обществу с ограниченной ответственностью Рекламное бюро "Октава" разрешались размещение и эксплуатация односторонней рекламной установки большого формата, общей площадью рекламного поля 18 кв.м, по адресу проспект Октября, рядом с домом N 81.
Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - схема размещения рекламных конструкций), согласованная Государственным комитетом Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - Госкомитет РБ по торговле и защите прав потребителей) (заключение о согласовании схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2014 N З 2014/10), утверждена 05.03.2014 администрацией ГО г. Уфа и опубликована в газете "Вечерняя Уфа" за 20.03.2014 NN 52-53 (12450-12451), а также размещена на официальном сайте администрации ГО г. Уфа http://ufacity.info/administration/category/5924.html.
В последующем, 16.06.2014 администрацией ГО г. Уфа утверждены дополнения к схеме размещения рекламных конструкций, согласованные Госкомитетом РБ по торговле (заключение о согласовании схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11.06.2014 N З 2014/57), опубликованные в газете "Вечерняя Уфа" за 19.06.2014 NN 118-119 (12516-12517), а также размещенные на официальном сайте администрации ГО г. Уфа http://ufacity.info/administration/category/5924.html.
Далее, 22.12.2014 администрацией ГО г. Уфа были утверждены дополнения и изменения схемы размещения рекламных конструкций, согласованные Госкомитетом РБ по торговле (заключение о согласовании схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.12.2014 N З 2014/93), и размещенные на официальном сайте администрации ГО г. Уфа http://ufacity. info/administration/category/5 924.html.
Также 20.05.2015 администрацией ГО г. Уфа были утверждены изменения схемы размещения рекламных конструкций, согласованные Госкомитетом РБ по торговле (заключение о согласовании схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10.04.2015 N З 2015/106), и размещенные на официальном сайте администрации ГО г. Уфа http://ufacity. info/administration/category/5 924.html.
Администрация ГО г. Уфа, ссылаясь на ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе, постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2013 N 624 "Об утверждении Порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе", ч. ч. ст. 32 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.12.2005 N 3/6, обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным пункта 32 приложения N 1 к постановлению администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.07.2012 N 3198 в части разрешения обществу с ограниченной ответственностью Рекламное бюро "Октава".
Между тем, администрацией ГО г. Уфа в данном случае не учтено следующее.
Частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (ч. 17 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
Частью 20 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
4.1) нарушения внешнего архитектурного облика и исторического облика объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, исторического облика их территорий - по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
В силу условий ч. 20.1 ст. 19 Закона о рекламе, в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета. Компенсации подлежат обоснованные и подтвержденные затраты на демонтаж рекламной конструкции, понесенные ее владельцем, а также соответствующая часть фактически выплаченных денежных средств согласно условиям проведенных торгов и (или) договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в отношении которой разрешение признано недействительным. При этом часть компенсации, не связанная с демонтажом, рассчитывается пропорционально количеству дней, на которое сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Компенсация подлежит выплате рекламораспространителю не позднее девяноста дней с момента внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций.
Вместе с тем, при рассмотрении требований, аналогичных заявленным администрацией ГО г. Уфа, арбитражным судом оспариваемый ненормативный правовой акт проверяется на соответствие закону на момент его принятия, и признание ненормативного правового акта недействительным означает его недействительность с момента его принятия.
На момент принятия оспариваемого администрацией ГО г. Уфа в части, приложения N 1 к постановлению администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.07.2012 N 3198, соответствовало схеме размещения рекламных конструкций.
В связи с этим, в рассматриваемом случае надлежит руководствоваться положениями п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу которых акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На нарушение иных нормативных требований оспариваемым пунктом 32 приложения N 1 к постановлению администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.07.2012 N 3198, податель апелляционной жалобы не ссылается, равно как, не ссылался на соответствующее, при обращении с заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
С учетом изложенного, оснований для признания недействительными в части, приложения N 1 к постановлению администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.07.2012 N 3198, как изданного с нарушением закона не имеется, что само по себе исключает возможность удовлетворения требований, заявленных администрацией ГО г. Уфа.
Также арбитражный апелляционный суд исходит в данном случае из следующего.
Исходя из условий ч. ч. 1, 2, 4 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица. Обращение в арбитражный суд осуществляется в том числе в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 53 АПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 этой статьи предусмотрено, что прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и, нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
С учетом указанных положений, по делу об оспаривании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, заинтересованным лицом (ответчиком), к которому могут быть предъявлены подобные требования, может выступать исключительно орган, принявший этот ненормативный акт (либо его правопреемник), и именно этот орган несет бремя доказывания значимых по делу обстоятельств, включая соответствие оспоренного акта закону.
В рассматриваемом случае оспоренное разрешение на установку рекламной конструкции выдано самим заявителем, а потому именно он должен являться надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу. Исходя из общих правил рассмотрения подобной категории дел, ООО Рекламное бюро "Октава" в настоящем случае не может выступать самостоятельным и единственным заинтересованным лицом по делу.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о выборе заявителем ненадлежащего способа защиты права, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 июля 2015 года по делу N А07-9801/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9801/2015
Истец: Администрация ГО г. Уфа, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Ответчик: ООО Рекламное бюро "Октава"