Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2015 г. N 05АП-8367/15
г. Владивосток |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А59-714/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САВА",
апелляционное производство N 05АП-8367/2015
на решение от 24.07.2015
судьи М.С. Слепенковой
по делу N А59-714/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственности "САВА" (ОГРН 1106509000421, ИНН 6509020603, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.08.2010)
о признании недействительным решения Сахалинской таможни (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002) от 29.12.2014 о классификации товара по ТН ВЭД ТС по ДТ N 10707090/151214/0012286 от 16.12.2014, с ТН ВЭД ТС в товарной подсубпозиции - 8428 90 900 0, на ТН ВЭД ТС в подсубпозиции 8705 30 000 5 (с учетом уточнения от 29.05.2015),
при участии:
от общества с ограниченной ответственности "САВА": не явились;
от Сахалинской таможни: представитель Иванова Р.А. по доверенности от 02.02.2015 N 05-16/1282 сроком до 31.12.2015, удостоверение., представитель Савченко Т.Л. по доверенности от 27.02.2015 N 05-16/3155 сроком до 31.12.2015, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "САВА" (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Сахалинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 16.12.2014 о классификации товара по ТН ВЭД ТС по ДТ N 10707090/151214/0012286 с ТН ВЭД ТС в товарной подсубпозиции - 8428 90 900 0, на ТН ВЭД ТС в подсубпозиции 8705 30 000 5 (с учетом уточнения от 29.05.2015).
Решением от 24.07.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Мотивируя жалобу, декларант указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание, что согласно Пояснениям ТН ВЭД ТС применимо к товарной позиции (8705), указано, что: "...самоходные машины (например, краны, экскаваторы), в которых один или более обеспечивающих движение или центральных элементов, перечисленных выше, расположены в кабине рабочей машины, смонтированной на колесном или гусеничном шасси, независимо от того, может ли машина в целом передвигаться по дороге своим ходом или нет, включаются, например, в товарную позицию 8426, 8429 или 8430. Аналогично в данную товарную позицию не включаются самоходные колесные машины, в которых шасси и рабочее оборудование специально подогнаны одно к другому и образуют единый механический агрегат (например, самоходные автогрейдеры). В этом случае оборудование не просто установлено на автомобильном шасси, а полностью интегрировано с ним; шасси не может использоваться для иных целей и может иметь те основные характеристики автомобиля, которые указаны выше...". Согласно акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Приморского края "Промэкспертиза" N 020-01-00867 от 05.12.2014 указанная гидравлическая лестница полностью подпадает по своим техническим характеристика под указанные выше пояснения, между тем, суд первой инстанции, отвергая указанный акт экспертизы, в тоже время принял за основу при вынесении решения заключение таможенного эксперта от 25.11.2014 N 07/0307/2014, содержащее аналогичные выводы.
Кроме того, судом первой инстанции также не принято во внимание, что в товарную позицию 8428 ТН ВЭД ТС включаются самоходные машины, у которых один или более элементов привода ходового устройства или управления, перечисленных выше, расположены в кабине подъемной или погрузо-разгрузочной машины (в основном крана), установленной на колесном шасси, независимо от того, может ли агрегат в целом двигаться по дороге своим ходом или нет. Так, из заключения таможенного эксперта от 25.11.2014 N 07/0307/2014 следует, что органы управления оборудованием автолестницы имеют две люльки, снабженные рычагами управления и установленные: одна на корпусе шасси, вторая на поворотном столе. Таким образом, согласно указанного заключения эксперта, данная гидравлическая лестница имеет элементы управления расположенные в кабине (люльке на поворотном столе) подъемной машины, что, по мнению заявителя, позволяет ее отнести к товарной позиции 8428 ТН ВЭД ТС.
Представитель таможенного органа в судебном заседании апелляционной инстанции на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
ООО "САВА", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие, по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
06.11.2014 года в целях таможенного оформления товара, ввезенного на таможенную территорию РФ, ООО "САВА" представило в т/п Корсаковский Сахалинской таможни декларацию на товар N 10707030/061114/0006619, в которой указало маркировку товара и его количество как самоходная выдвижная гидравлическая лестница "NISSAN DISEL", заявив при этом код ТН ВЭД - 8428 90 900 0.
10.11.2014 года Сахалинской таможней в ходе проверки указанной декларации было принято решение о проведении дополнительной проверки, а так же отказано в выпуске товара "Самоходная выдвижная гидравлическая лестница "NISSAN DISEL".
14.11.2014 года в целях таможенного оформления товара, ввезенного на таможенную территорию РФ, ООО "САВА" представило в т/п Холмский Сахалинской таможни декларацию на товар N 10707070/141114/0001300, в которой указало маркировку товара и его количество как самоходная выдвижная гидравлическая лестница "NISSAN DISEb, заявив при этом код ТН ВЭД - 8428 90 900 0.
17.11.2014 года Сахалинской таможней в ходе проверки указанной декларации было принято решение о проведении идентификационной таможенной экспертизы в отношении товара "Самоходная выдвижная гидравлическая лестница "NISSAN DISEL", а так же отказано в выпуске товара "Самоходная выдвижная гидравлическая лестница "NISSAN DISEL".
28.11.2014 года Сахалинской таможней принято Решение по классификации товара по ТН ВЭД ТС, товару присвоен классификационный код 8705 30 000 5.
15.12.2014 года в целях таможенного оформления товара, ввезенного на таможенную территорию РФ, ООО "САВА" представило в т/п Южно -Сахалинский Сахалинской таможни декларацию на товар N 10707090/151214/0012286, в которой указало маркировку товара и его количество как самоходная выдвижная гидравлическая лестница "NISSAN DISEL", заявив при этом код ТН ВЭД - 8428 90 900 0. При этом общество представило таможне полный пакет документов, необходимый для декларирования товара, кроме того, заключение экспертной организации.
16.12.2014 года Сахалинской таможней в ходе проверки указанной декларации было принято решение о проведении дополнительной проверки. Принято решение об отказе в выпуске товара "Самоходная выдвижная гидравлическая лестница "NISSAN DISEL".
16.12.2014 года по результатам мероприятий таможенного контроля Таможня пришла к выводу о (пере) классификации указанного выше товара, в соответствие с которым, по мнению таможни, он должен классифицироваться в подсубпозиции 8507 30 000 5 ТН ВЭД ТС.
29.12.2014 года Холмским таможенным постом в адрес заявителя было направленно исправленное решение о (пере) классификации указанного товара, в соответствие с которым, по мнению таможни, он должен классифицироваться в подсубпозиции 8705 30 000 5 ТН ВЭД ТС, отнеся данный товар в ряд типов автомашин, выпускаемых специально или приспособленных, оборудованных различными приспособлениями, дающими им возможность выполнять определенные транспортные функции, при этом основной целью транспортного средства данной товарной позиции является не перевозка грузов или людей.
Не согласившись с решением о классификации товара от 16.12.2014 по ДТ N 10707090/151214/0012286 общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав пояснения представителя таможни, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
ТН ВЭД основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1 статьи 51 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС)).
Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 названного Кодекса (пункты 1 - 3 статьи 52 ТК ТС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая ТН ВЭД Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
Правовое значение имеет последовательность применения ОПИ ТН ВЭД, что, в частности, подтверждается Положением о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.
Разделом III названного Положения определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД. Согласно пунктам 5 и 6 Положения ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне; они применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Как установлено судебной коллегией, при декларировании ввезенного товара общество определило его код как 8428 90 900 0 ""машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги), прочее: прочие", а таможенный орган посчитал необходимым классифицировать товар по коду 8705 30 000 5 "Моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые, аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов: транспортные средства пожарные: бывшие в эксплуатации".
Таким образом, спор возник относительно классификации товаров на уровне товарных позиций 8428 и 8705, в связи с чем в спорной ситуации для правильной классификации ввезенного товара необходимо сравнить тексты данных товарных позиций.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8428 ТН ВЭД ТС, к оборудованию данной товарной позиции применимы положения пояснений к товарной позиции 8426 в части самоходных и других подвижных машин, многофункциональных машин, а также подъемных, погрузочных, погрузочно-разгрузочных и т.д. машин, предназначенных для применения в составе других машин или для установки на транспортные средства или суда раздела XVII.
В соответствии с положениями указанных пояснений в товарную позицию 8428 ТН ВЭД могут включаться самоходные машины за исключением машин, установленных на транспортные средства, включенные в раздел XVII ТН ВЭД ТС. Если машина устанавливаются на конструкциях, которые обладают всеми существенными признаками автомобильного шасси или грузовика, то есть имеют, по крайней мере, следующие механические узлы: двигатель, коробку передач и рычаги управления переключением скоростей, а также рулевое управление и тормоза, то такие агрегаты должны включаться в товарную позицию 8705 как моторные транспортные средства специального назначения независимо от того, установлена ли подъемная или погрузочно-разгрузочная машина на транспортном средстве, или она вместе с ним образует единую машину.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8705 ТН ВЭД ТС, в данную товарную позицию включается ряд моторных транспортных средств, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определённые нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, товар N 1, задекларированный по ДТ N 10707090/151214/0012286, согласно описанию в 31 графе значится как "Самоходная выдвижная гидравлическая лестница "NISSAN DIESEL" укомплектована корзиной, на колёсном ходу, бывшая в эксплуатации, 1 шт., 1990 г.в., цвет: красный, полноповоротная, 5 мест, нр. рамы: AZ30D01056, две РЕ6 (объем 11670 см.3/126 л.с., дизель), полная масса 18 325 кг., пробег 16 500 км., в заводской комплектации, все элементы закреплены на штатных местах, код ОКП 48 3711, КПП-автоматич., максим, скорость 45 км/ч., разм. (д*ш*в ) см: 995*249*360, техническое состояние товара: рама и гидравлическая установка со следами коррозии. Для дальнейшей эксплуатации требуется замена главного гидравлического насоса, замена гидравлических шлангов, ремонт ступицы заднего моста, замена шин, устранения всех не выявленных дефектов. Используется в народном хозяйстве для выполнения работ на высоте. Изготовитель: Ниссан, Япония, товарный знак: NISSAN".
Вместе с тем, по результатам фактического таможенного контроля и заключения таможенного эксперта от 25.11.2014 N 07/0307/2014 установлено, что товар N 1, задекларированный по ДТ N 10707090/151214/0012286, представляет собой транспортное средство - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей, управление которой осуществляется специальной гидравлической системой. Модель шасси Nissan Diesel была разработана специально для установленного на нем оборудования, а именно - выдвижной, гидравлической лестницы. Все органы управления автолестницей вынесены за пределы кабины. Для управления оборудованием автолестницы имеются две люльки, снабженные рычагами управления и установленные: одна - на корпусе шасси, вторая - на поворотном столе. Кабина транспортного средства рассчитана на перевозку экипажа состоящего из пяти человек, включая водителя. Максимальная скорость движения транспортного средства - автолестницы - не превышает 90 км/час. В соответствии с положениями и определениями ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) "ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения", представленный на исследование товар является пожарной машиной. Вышеприведенные характеристики свидетельствуют о том, что такое транспортное средство может передвигаться по дорогам общего пользования.
Таким образом, соглашаясь с таможенным органом суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что представленный к таможенному декларированию товар на основании ОПИ должен включаться в товарную позицию 8705 ТН ВЭД ТС.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание позиция, изложенная в распоряжении ФТС России от 15.08.2014 N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров", в пункте 148 которого приведена классификация по ТН ВЭД ТС машины, смонтированной на самоходном шасси - установки для бурения, то есть устройства, аналогичного по конструкции спорному товару.
Сравнивая тексты субпозиций в рамках товарной позиции 8705 ТН ВЭД ТС, для классификации спорного товара таможенным органом обоснованно выбрана субпозиция 8705 30 ООО "транспортные средства пожарные".
Принимая во внимание, что декларируемое транспортное средство является бывшим в эксплуатации, т.е. с момента выпуска прошло 3 года или более (Дополнительное примечание к группе 87 ТН ВЭД ТС), данное транспортное средство классифицируется в подсубпозиции 8705 30 000 5 ТН ВЭД ТС.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что классификация товара N 1 задекларированного по ДТ N 10707070/141114/0001300 в подсубпозиции 8428 90 900 0 ТН ВЭД ТС осуществлена декларантом ООО "САВА" в нарушение ОПИ, является верным.
В пункте VI. "Многофункциональные машины и комбинированные машины" Общих положений пояснений к разделу XVI ТН ВЭД ТС (в данном разделе находится указанный декларантом классификационный код товарной позиции 8428) указано: "Основания, рамы или корпуса могут быть оснащены колесами так, что комбинированная машина при необходимости может перемещаться при использовании, при условии, что она тем самым не приобретает отличительных признаков изделия (например, транспортного средства), более конкретно поименованного отдельной товарной позицией Номенклатуры.
Выводы эксперта, содержащиеся в результатах проведенной таможенной экспертизы, также однозначно подтверждают, что спорный товар является самоходным транспортным средством.
Дополнительное изучение национальных стандартов Российской Федерации - "Техника пожарная" (ГОСТ Р 53247-2009, утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 18-ст) и "Автолестницы пожарные" (ГОСТ Р 52284-2004, утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 113-ст) также дают возможность сделать однозначный вывод о принадлежности ввезенного обществом товара к транспортным средствам, так как фактически представляет собой в основном комплектное автомобильное шасси или грузовой автомобиль, то есть содержит, по крайней мере, следующие механические агрегаты: двигатель, обеспечивающий движение, коробку передач и органы управления переключением передач, рулевые и тормозные устройства.
Довод общества, со ссылкой на акт экспертизы N 020-01-00867 от 05.12.2014 Приморской торгово-промышленной палаты, о правомерности классификации спорного товара в подсубпозиции 8428 90 900 0 ТН ВЭД ТС, был предметом суда первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Как правильно указал суд, экспертом Приморской ТПП данная экспертиза выполнена без фактического осмотра товара, только на основании представленных ООО "САВА" документов и фотоматериалов. Кроме того, экспертом Приморской ТПП не исследовались вопросы по управлению как самой машины, так и установленного на его шасси оборудования, о наличии оборудования для подачи пламягасящих веществ, о соответствии ввезенного товара ГОСТу 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) "ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения", ГОСТу Р 52284-2004 "Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний". Таким образом, вывод эксперта Приморской торгово-промышленной палаты основан на неполно проведенном исследовании товара.
В связи с этим, учитывая совокупность имеющихся в материалах дела документов, заключение таможенного эксперта, результаты таможенного контроля (акт осмотра товара), на основании которых было принято решение о классификации товара, довод заявителя о том, что рассматриваемое оборудование (автолестница) не просто установлено на автомобильном шасси, а полностью интегрировано с ним, а само шасси не может использоваться для иных целей, то есть использование колесной базы (шасси) в случае демонтажа оборудования не представляется возможным, подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что представленный товар является установкой, стационарно установленной на самоходном шасси, обладающей всеми существенными признаками транспортного средства (т.е. имеет следующие механические узлы: двигатель, коробку передач и рычаги управления переключением скоростей, а также рулевое управление и тормоза), таможенным органом было принято обоснованное решение о классификации товара в товарной позиции 8705 ТН ВЭД ТС.
Кроме того, согласно правилу 3 (а) ОПИ ТН ВЭД России в случае, если в силу правила 2 (б) ОПИ ТН ВЭД России или по каким-либо иным причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Поскольку наиболее конкретное описание спорного товара (являющегося пожарной машиной со встроенной гидравлической лестницей) содержится в товарной позиции 8705, а товарная позиция, указанная обществом, не включает такие характеристики ввезенного товара, как пожарная машина, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности принятого таможенным органом решения.
На основании изложенного коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оспариваемое решение таможенного органа о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС вынесено таможенным органом в соответствии с требованиями закона и в пределах его компетенции, в связи с чем правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные обществом в апелляционной жалобе доводы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.07.2015 по делу N А59-714/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.