г. Самара |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А72-7801/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Апаркина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области - не явилось, извещено,
от муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя образовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июля 2015 года по делу N А72-7801/2015, принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области (ОГРН 1087306000385, ИНН 7306040028), Ульяновская область, г. Барыш,
к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя образовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300515626, ИНН 7304003736), Ульяновская область, Барышский район, р.п. Старотимошкино,
о взыскании 6 504 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя образовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области о взыскании финансовых санкций на страховые взносы в сумме 6 504 руб., в том числе: штраф на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 840 руб., штраф на накопительную часть трудовой пенсии - 1 440,10 руб., штраф на взносы в ФФОМС - 1 224 руб.
Решением суда 1 инстанции от 29.07.2015 г. в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда 1 инстанции от 29.07.2015 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного Управлениям требования.
При этом ссылается на то, что единовременные выплаты педагогическим работникам-молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности напрямую связаны с трудовыми отношениями и являются единовременными выплатами (единовременными премиями) за работу в качестве педагогического работника в сельской местности и подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя образовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, с 24.11.2014 г. по 01.12.2014 г. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области была проведена выездная проверка муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя образовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой был составлен акт выездной проверки от 05.12.2014 г. N 083 00414 АВ 0000800 (л.д. 14-19).
26.01.2015 г. на основании акта проверки Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области Ульяновской области было принято решение N 083 004 15 РВ 0000034 о привлечении муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя образовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области к ответственности по ч.1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ "ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 6 504,60 руб.
Данным решением муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя образовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 69 840 руб., а также пени по состоянию на 31.12.2013 г. в размере 8 914,07 руб. (л.д. 20-22).
Из содержания решения следует, что образовательное учреждение на основании Распоряжений Министерства образования Ульяновской области произвело единовременную выплату педагогическим работникам-молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности:
- на основании распоряжения N 3582-р от 10 октября 2011 в размере 40 000 руб. следующим молодым специалистам: Шамрюковой Зарине Шамильевне - учителю физики, Мордвинцевой Татьяне Геннадьевне - учителю биологии, Тумаровой Гульнаре Рашидовне - учителю английского языка;
- на основании распоряжения N 3913-р от 29 октября 2012 г. в размере 60 000 руб. Мордвинцевой Татьяне Геннадьевне - учителю биологии;
- на основании распоряжения N 4089-р от 14 ноября 2012 в размере 60 000 руб. Шамрюковой Зарине Шамильевне - учителю физики.
При этом страховые взносы на данные выплаты в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ не начислила.
По мнению Управления, в случае если выплаты единовременного пособия педагогическим работникам производятся муниципальным образовательным учреждением, с которым они состоят в трудовых отношениях, суммы таких выплат признаются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, в связи с чем данное образовательное учреждение является плательщиком страховых взносов в отношении указанных выплат.
В результате указанного нарушения занижение базы для начисления страховых взносов составило 240 000 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 57 600 руб., на обязательное медицинское страхование - 12 240 руб., а всего в сумме 69 840 руб., на которую в соответствии с п.1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ "ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" начислен штраф в сумме 6 504 руб.
Между тем данные выводы Управления являются ошибочными.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии со ст. 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
02.05.2012 Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 02.05.2012 N 49-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области" (вступил в законную силу с 01.01.2013).
В соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области от 02.05.2012 N 49-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области" установлено, что право на получение установленных статьей 3 настоящего Закона мер социальной поддержки также предоставляется молодым специалистам, поступившим на работу в муниципальные учреждения муниципальных образований Ульяновской области, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Ульяновской области N 49-ЗО молодым специалистам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ульяновской области и поступившим на работу в указанные в статье 2 настоящего Закона учреждения, дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки: единовременная денежная выплата за каждый год работы в следующих размерах: а) за первый год работы - 20 000 рублей; б) за второй год работы - 40 000 рублей; в) за третий год работы - 60 000 рублей.
Как следует из материалов дела, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области произвела единовременные выплаты молодым специалистам - педагогическим работникам в качестве указанных выше мер социальной поддержки.
На основании статьи 5 Закона Ульяновской области N 49-ЗО финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели исполнительным органам государственной власти Ульяновской области законом Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
Единовременные выплаты молодым специалистам - педагогическим работникам произведены в соответствии с Законом Ульяновской области N 49-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области" и направлены на привлечение педагогов - молодых специалистов к работе в муниципальных образовательных учреждениях.
Размер и основание единовременных выплат молодым специалистам Управление не оспаривает.
В данном случае спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
Данные выплаты направлены на привлечение педагогов-молодых специалистов к работе в сельской местности.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.08.2014 по делу N А72-9518/2013.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
В связи с этим суд 1 инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единовременные выплаты молодым специалистам - педагогическим работникам, предусмотренные Законом Ульяновской области N 49-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области" как иная выплата, относящаяся к мерам социальной поддержки, не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление штрафа на недоимку по страховым взносам, связанную с данной выплатой, в соответствии с ч. 1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июля 2015 года по делу N А72-7801/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7801/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: МОУ СОШ р. п. Старотимошкино МО "Барышский район" Ульяновской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Р. П. СТАРОТИМОШКИНО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ