город Ростов-на-Дону |
|
29 сентября 2015 г. |
дело N А32-19157/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель Шпаченко В.Н. по доверенности от 19.11.2014 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Кущевского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2015 по делу N А32-19157/2015 по заявлению заместителя прокурора Кущевского района к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Ленмедснаб - Доктор W" о привлечении к административной ответственности принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,
УСТАНОВИЛ:
прокурора Кущевского района обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ленмедснаб - Доктор W" о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
Решением суда от 16.07.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что выявленные прокуратурой нарушения необходимо квалифицировать по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, переквалификация правонарушения судом невозможна ввиду ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, прокуратура Кущевского района обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в действиях общества усматриваются нарушения, предусмотренные ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, выводы суда о необходимости переквалификации правонарушения ошибочны.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель заявителя, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя прокуратуры.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12 сентября 2014 г. Прокуратурой Кущевского района Краснодарского края была проведена проверка деятельности аптечной организации принадлежащей ООО "Ленмедснаб-Доктор W" расположенной по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, ст. Кущевская, пер. им. Б.Е. Москвича, 79д, на предмет соблюдения законодательства в сфере обращения лекарственных средств.
В ходе проверки установлено, что в деятельности аптечного пункта ООО "Ленмедснаб-Доктор W", в нарушение Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н, препараты мексиприм раствор для инъекций 2 мл N 10 с температурой хранения до 20 градусов, вода минеральная "Горячеключевская" с температурой хранения 5-20 градусов хранятся в торговом зале при температуре 23 градуса. Экстракт алоэ 1 мл N 10 с температурой хранения 18-20 градусов хранится в холодильнике при температуре 10 градусов.
В материальной комнате и в торговом зале аптечного пункта N 561 ООО "Ленмедснаб-Доктор W" размещение гигрометров ВИТ-2, заводской номер 11, у-203 не соответствует пункту 7 Правил хранения лекарственных средств, согласно которому измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов; приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание оказаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5-1,7 м от пола.
В нарушение пункта 43 Правил в аптечном пункте N 561 ООО "Ленмедснаб-Доктор W" лекарственные травы хранятся, согласно показаниям гигрометра, при относительной влажности 65%.
По результатам проверки в отношении общества было вынесено Постановление от 10 октября 2014 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлены прокуратурой в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по указанной статье.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неверной квалификации прокуратурой совершенного обществом правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статья 14.43 КоАП РФ введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 237-ФЗ, вступившим в силу с 19.01.2012.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
Пунктом 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 40 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.
Согласно п. 3 и п. 4 названных Правил в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с установленными производителем требованиями.
В силу п. 32 Правил хранения лекарственных средств хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В соответствии с п. 42 указанных Правил организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
Несоблюдение требований, установленных п. 3, 4, 32, 42 Правил хранения лекарственных средств, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что при проведении проверки прокуратурой установлено несоблюдение обществом температурного режима и режима влажности хранения лекарственных средств, а также нарушение пункта 7 Правил хранения лекарственных средств при размещении гигрометров.
Данные обстоятельства обоснованно восприняты судом первой инстанции как доказательства наличия в деянии общества состава правонарушения,, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что выявленное нарушение правил хранения лекарственных средств является нарушением лицензионных требований и условий, ответственность за которое предусмотрена специальной нормой - ст. 14.1 КоАП РФ, апелляционный суд находит ошибочными.
В части 2 ст. 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что возможна квалификация одного действия (бездействия), как содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса.
Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку прокуратурой установлено и вменено обществу нарушение Правил хранения лекарственных средств, то есть обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, то указанное нарушение правомерно квалифицировано судом по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО " Ленмедснаб-Доктор W" не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, а также, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлено.
Следовательно, наличие в действиях ООО " Ленмедснаб-Доктор W" состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
В указанной части доводы апелляционной жалобы прокуратуры не принимаются.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, минимальная санкция, предусмотренная ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, составляет 100 000 руб., по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ - 40 000 руб.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Поскольку переквалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлечет ухудшение его положения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокуратурой требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2015 по делу N А32-19157/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19157/2015
Истец: Заместитель прокурора Кущевского района юрист 1 класса Каменобродский С. Л., Прокуратура Кущевского района
Ответчик: ООО "ЛЕНМЕДСНАБ - ДОКТОР W", ООО "Ленмедснаб- Доктор W"