г. Самара |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А72-8075/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Апаркина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области - не явилось, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Старотимошкинское кооперативное предприятие" - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2015 года по делу N А72-8075/2015, принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области (ОГРН 1087306000385, ИНН 7306040028), Ульяновская область, г. Барыш,
к обществу с ограниченной ответственностью "Старотимошкинское кооперативное предприятие" (ОГРН 1057301000954, ИНН 7301003079), Ульяновская область, г. Барыш,
о взыскании 1 450,42 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Старотимошкинское кооперативное предприятие" о взыскании штрафа в сумме 1 450,42 руб. за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда 1 инстанции от 31.07.2015 г. в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2015 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
При этом в апелляционной жалобе указывает, что ссылка суда на нормы п.1 ст.39 Закона N 212-ФЗ не верна, поскольку данной статьей установлен срок давности взыскания финансовых санкций, а не срок давности привлечения к ответственности. В силу ст.9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов включены в число участников правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Поэтому данные правоотношения регулируются положениями гл.15 "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение" НК РФ, определяющими, в том числе, срок давности привлечения к ответственности. В соответствии со ст.113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого налоговое правонарушение было совершено, истекли 3 года (срок давности). При этом исчисление срока давности со дня совершения правонарушения относится ко всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных ст.120 и 122 НК РФ. Таким образом, в целях привлечения к ответственности по ст.17 Закона N 27-ФЗ необходимо исчислять срок давности, начиная со следующего дня после совершения правонарушения. Соответственно, решения территориальных органов ПФР о наложении штрафа, вынесенные спустя 3 года с указанной даты, могут считаться недействительными. Управлением не пропущен срок привлечения ООО "Старотимошкинское КП" к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона от 01.01.1996 N 27-ФЗ.
Общество с ограниченной ответственностью "Старотимошкинское кооперативное предприятие" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом.
В соответствии с п.3 ст.156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 11.04.2013 г Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области была проведена выездная проверка ООО "Старотимошкинское кооперативное предприятие" по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 г., по результатам, которой был составлен акт выездной проверки от 11.04.2013 N 0830010000115 (л.д. 26-42).
В акте проверки были отражены факты допущенных Обществом нарушений как в сфере законодательства РФ о страховых взносах - неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (ст.ст.7,8,9, п.п.1,2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), так и в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете при представлении индивидуальных сведений персонифицированного учета за полугодие 2010 года, за 2010 год, за полугодие 2011 года, за 9 месяцев 2011 года, за 2011 год, за 1 квартал 2012 г. - искажение сведений индивидуального учета в связи с занижением базы для начисления страховых взносов, не представлены индивидуальные сведения на работника, которому осуществлялось начислении и выплата заработной платы, неверно отражен стаж работы сотрудников (п.2 ст.11 Федерального закона 27-ФЗ от 01 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
16.05.2013 г. на основании данного акта проверки Управлением было принято решение N 083 001 13 РВ 0000035 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносов по ч. 1 ст.47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", которым обществу были начислены к уплате страховые взносы в сумме 81 руб., пени в сумме 10,02 руб., а также штраф в сумме 16,20 руб.
При этом в решении был отражен факт представления обществом недостоверных сведений индивидуального учета по 8-ми сотрудникам (неверно отражен стаж работы), но к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" общество привлечено не было, обществу было предложено представить корректирующие индивидуальные сведения персонифицированного учета (л.д.43-49).
21.08.2014 Управлением был составлен акт N 1/7 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в которым отражен факт неисполнения обществом указанного предложения о представлении корректирующих сведений персонифицированного учета (л.д.6).
На основании данного акта Управлением было принято решение от 29.09.2014 N 2/7 о привлечении ООО "Старотимошкинское кооперативное предприятие" к ответственности по п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере 1 450,42 руб. (л.д. 6, 8-9).
В решении отражено, что выездной проверкой, проведенной Управлением на основании решения начальника Управления N 083 011 13 ВР 0000116 от 28.02.2013 за период с 01.01.2010-31.12.12 г.г. выявлены нарушения в представлении ООО "Старотимошкинское кооперативное предприятие" индивидуальных сведений персонифицированного учета за 1, 2 пол. 2010 г., за 2,3,4 кв.2011 г., 1 кв.2012 г. Пунктом 3.3 акта выездной проверки N 080010000115 от 11.04.2013 г. Обществу было предложено устранить нарушения и представить индивидуальные сведения персонифицированного учета корректирующей формы, которые страхователем были исполнены частично. Всего сумма страховых взносов за 1,2 пол. 2010 г., за 2,3,4 кв.2011 г., 1 кв.2012 г. по не представленным корректирующим сведениям индивидуального (персонифицированного) учета составила на страховую часть - 20 740,49 руб., на накопительную часть 8 267,93 руб., итого 29 008,42 руб.
29.10.2014 Управлением Обществу было направлено требование от N 3/7 об уплате данного штрафа в срок до 17.11.2014 года (л.д. 10,14).
Поскольку Общество в добровольном порядке штраф не уплатило, Управление обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
При этом Управлением не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, влечет взыскание финансовых санкций в виде 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Вопреки доводам, изложенным Управлением в апелляционной жалобе, из содержания ст.9 НК РФ (в действующей редакции) не следует, что органы государственных внебюджетных фондов являются участниками правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Применительно к положениям ст.2, п.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст.1,2 Федерального закона от 24.09.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в действующих редакциях) правоотношения, связанные с порядком проведения проверок и привлечением страхователей к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных индивидуальных сведений о застрахованных лицах (ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) регулируются соответствующими положениями Федерального закона от 24.09.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (главы 5,6 Федерального закона от 24.09.2009 г. N 212-ФЗ).
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не содержит норм, определяющих порядок привлечения к ответственности, в связи с чем при рассмотрении органом контроля за уплатой страховых взносов, проводившим проверку, должны применяться нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В связи с этим ссылки Управления в апелляционной жалобе на положения Налогового кодекса РФ являются ошибочными.
Между тем в соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с п.1 статьи 39 Закона акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Из материалов дела видно, что нарушения требований п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, за совершение которых Общество было привлечено к ответственности по ч.3 ст.17 данного закона решением от 29.09.2014 N 2/7, были выявлены Управлением при проведении проверки, результаты которой оформлены актом выездной проверки от 11.04.2013 N 0830010000115, на основании которого заявителем было принято решение от 16.05.2013 N 083 001 13 РВ 0000035 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по ч.1 ст.47 Закона о страховых взносах.
В указанном решении эти нарушения также были отражены с начислением штрафа по ч.3 ст.17 указанного Закона в размере 256,91 руб. (л.д.45-47).
В акте от 21.08.2014 N 1/7 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Управлением отражен факт неисполнения ответчиком предложения об исправлении нарушений, изложенных в акте выездной проверки от 11.04.2013 N 0830010000115 (п.3.3) и решении от 16.05.2013 г. (п.8) - л.д.6.
Таким образом, решение о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.09.2014 N 2/7 в нарушение положений ч.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2012 г. N 212-ФЗ было принято Управлением по истечении 10-дневного срока со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Закона.
Данный срок (15+10 дней) в отношении выявленных указанной проверкой нарушений требований Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете истек в мае 2013 г. (с учетом того, что предложение об исправлении допущенных нарушений содержалось в п.3.3 акта выездной проверки от 11.04.2013 г., врученного представителю общества в тот же день).
Применительно к положениям п.14 ст.39 Закона о страховых взносах нарушение установленного предельного срока для принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения (п.5 ст.38, п.1 ст.39 Закона) не дает правовых оснований для направления страхователю требования об уплате штрафа в соответствии со ст.22 Закона.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
В связи с этим суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области.
С учетом изложенного доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2015 года по делу N А72-8075/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8075/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: ООО "Старотимошкинское кооперативное предприятие"