г. Томск |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А67-1967/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Скачковой О. А., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой А. Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Зульбухаровой Р. Р. по дов. от 07.09.2015,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 21.07.2015 по делу N А67-1967/2015 (судья Л.М. Ломиворотов) по заявлению Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" на объект недвижимого имущества - сооружение по адресу: Томская область, г. Томск, Кирова проспект, 49, стр. 19, протяженность 1150 м., изложенного в сообщении от 27.02.2015 N 01/343/2014-230, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации; Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации;
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее по тексту - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" на объект недвижимого имущества - сооружение по адресу: Томская область, г. Томск, Кирова проспект, 49, стр. 19, протяженность 1150 м., изложенного в сообщении от 27.02.2015 N 01/343/2014-230.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Томской области от 21.07.2015 оспариваемое решение Управления Росреестра, проверенное на соответствие требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признано незаконным; суд обязал Управление Росреестра произвести регистрацию права собственности муниципального образования "Город Томск" на недвижимое имущество - сооружение по адресу: Томская область, г. Томск, Кирова проспект, 49, стр. 19, протяженность 1150 м.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта, просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обосновании апелляционной жалобы Управление Росреестра ссылается на не исследование судом первой инстанции вопроса о принадлежности сооружения Российской Федерации.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в представленных в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывах на апелляционную жалобу, не соглашаются с ее доводами и просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство обороны Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, представленных отзывов на нее, заслушав представителя Управления Росреестра, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 18.12.2014 Департамент по управлению муниципальной собственностью Администрации Города Томска обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение, расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, пр. Кирова, 49, стр. 19.
Решением от 25.12.2014 государственная регистрация права собственности приостановлена.
В сообщении от 27.02.2015 N 01/343/2014-230 Управление Росреестра уведомило Департамент об отказе в государственной регистрации права. В качестве основания для отказа в государственной регистрации указано, что регистрация невозможна в связи с отсутствием в ЕГРП записи о правах Российской Федерации на объект недвижимого имущества - сооружение по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 49 стр. 19. В качестве правового основания указано на пункт 2 статьи 19, абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Полагая, что отказ, содержащийся в сообщении от 27.02.2015 N 01/343/2014-230 Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Департамента на спорное недвижимое имущество, является незаконным, необоснованным, противоречащим нормам действующего законодательства, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 8 статьи 3, части 5 статьи 2, части 10 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2012 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 423-ФЗ), пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Федерального закона N 423-ФЗ), пришел к выводу о том, что оснований для отказа в регистрации права муниципальной собственности на переданное сооружение у Управления Росреестра не имелось.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Основанием для отказа Департаменту в регистрации права собственности послужило отсутствие записи в ЕГРП о правах РФ на объект недвижимого имущества сети теплоснабжения протяженностью 1150 м., расположенные по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 49, стр. 19.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом (пункт 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 3 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (часть 10 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента ее совершения, если иное не установлено законом. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (пункт 2 статьи 4).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества (абзац 7 пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Учитывая вышеназванные положения норм права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права собственности, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
На основании изложенного, отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что на государственную регистрацию необходимо было представить документы, подтверждающие принадлежность спорного имущества Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции, 18.12.2013 заместителем Министра обороны Российской Федерации издан приказ N 1138 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Томск", в соответствии с которым переданы из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Томск" объекты недвижимого имущества военных городков NN 3, 4, о чем свидетельствует передаточный акт от 13.03.2014 (л.д. 19-20).
Согласно пункту 35 Перечня объектов (приложение к передаточному акту), муниципальному образованию "Город Томск" передаются наружные сети теплоснабжения протяженностью 1150 м., расположенные по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 49.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные документы были представлены в Управление Росреестра на государственную регистрацию.
Следовательно, заявителем в регистрирующий орган с заявлением были представлены все необходимые документы, в связи с чем отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности спорного имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" на объект недвижимого имущества - сооружение по адресу: Томская область, г. Томск, Кирова проспект, 49, стр. 19, протяженность 1150 м., является необоснованным, и признал данный отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку отказ Росреестра является незаконным, иные основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности Росреестром не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал Управление Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования г.Томск на спорный объект недвижимости.
Довод Управления Росреестра о не исследовании судом вопроса о наличии у Муниципального образования "Город Томск" документации, подтверждающей принадлежность к федеральному имуществу спорного сооружения, не принимается апелляционным судом.
Как указано ранее, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (часть 5 статьи 2 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, а повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела в суд первой инстанции, и по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, правильно установленных судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 21.07.2015 по делу N А67-1967/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1967/2015
Истец: Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Федеральное государсттвенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации