г. Владимир |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А38-2300/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Максимовой М.А., Александровой О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтандартСтрой Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.05.2015 по делу N А38-2300/2014, принятое судьей Лежниным В.В.,
по иску муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации к обществу с ограниченной ответственностью "СтандартСтрой Сервис", ИНН 1216017129, ОГРН 1081224001044,
о взыскании компенсационной стоимости зеленых насаждений,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением, измененным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-Строй Сервис" компенсационной стоимости самовольно уничтоженных зеленых насаждений в сумме 1 111 540 руб.
Требование обосновано правовыми ссылками на статьи 77 и 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002.
Решением от 19.05.2015 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Стандарт-Строй Сервис" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель пояснил, что проект договора о возмещении стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений был подписан со стороны общества и представлен в Комитет.
Считает, что при расчете компенсационной стоимости не полежал применению коэффициент 5, поскольку договор был подписан.
Указывает, что обществом возмещен причиненный вред в натуре путем проведения комплекса работ по благоустройству и озеленению территории.
Полагает, что при расчете должен был быть применен коэффициент 0,1, так как земельный участок предоставлен под строительство многоквартирного жилого дома.
Также пояснил, что рыночная стоимость зеленых насаждений определена по состоянию на 16.10.2013, расчет должен осуществляться по состоянию на эту дату, уведомление о размере компенсационной стоимости обществом не получено, акт самовольного сноса зеленых насаждений не подписан ландшафтным архитектором администрации.
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 26.12.2012 N 3189 и протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 04.02.2013 N 4 между муниципальным образованием "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и обществом с ограниченной ответственностью "СтандартСтрой Сервис" 22.02.2013 заключен в письменной форме договор N 5977/2013н аренды земельного участка, по условиям которого арендатору передан за плату во временное владение и пользование сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701006:3714, общей площадью 5 862 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, микрорайон "Мирный", поз.7 (I этап строительства) (т.1, л.д. 14-16, 121-122). Земельный участок передан обществу по акту 22.02.2013 (т.1, л.д. 17). Договор в установленном законом порядке зарегистрирован в ЕГРП (т.1, л.д. 103-119).
Согласно пункту 4.2. договора аренды арендатор обязан провести инвентаризацию зеленых насаждений на участке и представить сведения арендодателю в течение двух месяцев с даты подписания сторонами настоящего договора, заключить договор о возмещении стоимости поврежденных и уничтоженных зеленых насаждений в течение трех месяцев с даты подписания сторонами настоящего договора.
10.04.2013 должностными лицами муниципалитета с участием директора ООО "СтандартСтрой Сервис" составлен акт предварительного осмотра зеленых насаждений на земельном участке, расположенном по адресу: г. Йошкар-Ола, микрорайон "Мирный" по ул. Петрова (поз.7). В соответствии с указанным актом на земельном участке находился естественный травяной покров, произрастали следующие деревья: сосна обыкновенная (5шт.), береза пушистая (5 шт.), ива русская (96 шт.), клен американский (28 шт.), облепиха жостеролистная (26 шт.), роза морщинистая (3 шт.), тополь дрожащий (30 шт.) (т.1, л.д. 18).
11.06.2013 ООО "СтандартСтрой Сервис" обратилось в Комитет экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" с заявлением, в котором просило определить размер компенсационной стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, расположенном по адресу: г. Йошкар-Ола, микрорайон "Мирный" по ул. Петрова (поз.7) (1 этап строительства), согласно инвентаризации зеленых насаждений от 10.04.2013 в целях строительства многоквартирного дома со сносом зеленых насаждений (т.1, л.д. 18, оборот, л.д. 19).
20.06.2013 должностными лицами муниципалитета с участием директора ООО "СтандартСтрой Сервис" составлен акт обследования зеленых насаждений, попадающих под снос, на земельном участке, расположенном по адресу: г. Йошкар-Ола, микрорайон "Мирный" по ул. Петрова (поз.7). В соответствии с указанным актом на земельном участке находился естественный травяной покров площадью 4797, 9 кв.м (состояние "хорошее"), произрастали следующие деревья: сосна обыкновенная (5шт.), береза пушистая (5 шт.), ива русская (96 шт.), клен американский (28 шт.), облепиха жостеролистная (26 шт.), роза морщинистая (3 шт.), тополь дрожащий (30 шт.) (т.1, л.д. 123).
На основании договора от 19.06.2013 на выполнение работ по оценке, заключенного муниципалитетом (заказчиком) с индивидуальным предпринимателем Ложкиной И.Д. (исполнителем), выполнены работы по оценке рыночной стоимости попадающих под снос зеленых насаждений, перечисленных в инвентаризационной ведомости от 10.04.2013, а также по определению рыночной стоимости 1 кв.м. естественного травяного покрова (т.1, л.д. 33-35). В результате проведенных работ исполнитель составил и передал заказчику отчет N 71Д.01.13 от 24.06.2013, в соответствии с которым рыночная стоимость деревьев и кустарников составила 132 500 руб., 1 кв.м естественного травяного покрова (состояние "хорошее")- 110 руб., 1 кв.м естественного травяного покрова (состояние "удовлетворительное")- 80 руб., 1 кв.м естественного травяного покрова (состояние "неудовлетворительное") - 60 руб. (т.1, л.д. 36, 37-51).
Письмом от 25.06.2013, полученным ООО "СтандартСтрой Сервис" 06.07.2013, Комитет экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" сообщил обществу, что на основании заявления общества от 11.06.2013 независимым оценщиком определена компенсационная стоимость повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, расположенном по адресу: г. Йошкар-Ола, микрорайон "Мирный", поз.7 (объект - строительство многоквартирного дома). Кроме того, в письме было указано, что для заключения договора о возмещении компенсационной стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений обществу необходимо предоставить заявление установленной формы. Также в письме отмечено, что уничтожение или повреждение зеленых насаждений без заключения вышеуказанного договора будет считаться самовольным (т.1, л.д. 20, 21).
24.09.2013 в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" от ООО "СтандартСтрой Сервис" поступило заявление о заключении договора о возмещении стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701006:3714, общей площадью 5862 кв.м, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, микрорайон "Мирный", поз.7 (I этап строительства), с возмещением стоимости в денежной форме (т.1, л.д. 22).
Вместе с тем 16.10.2013 по результатам натурального обследования земельного участка по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, микрорайон "Мирный", поз.7 (I этап строительства), должностными лицами муниципалитета составлен акт сноса зеленых насаждений на данном участке, которым установлено, что ООО "СтандартСтрой Сервис" самовольно снесены деревья: сосна обыкновенная (5шт.), береза пушистая (5 шт.), ива русская (96 шт.), клен американский (28 шт.), облепиха жостеролистная (26 шт.), роза морщинистая (3 шт.), тополь дрожащий (30 шт.), а также естественный травяной покров (под пятно застройки) площадью 2040,86 кв.м (состояние "хорошее") (т.1, л.д. 23).
26.10.2013 ответчиком по юридическому адресу получено уведомление N 11-58/763 от 18.10.2013 о возмещении компенсационной стоимости уничтоженных зеленых насаждений в сумме 1 784 973 руб. (т.1, л.д. 26, 27).
Также письмом от 01.11.2013 N 11-58/811, полученным ООО "СтандартСтрой Сервис" 09.11.2013, Комитет экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" сообщил обществу, что договор о возмещении стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Йош-кар-Ола, микрорайон "Мирный", поз.7 (I этап строительства), не может быть подготовлен в виду того, что на указанном земельном участке выявлен самовольный снос зеленых насаждений, о чем составлен акт самовольного сноса зеленых насаждений от 16.10.2013. При этом в письме сообщалось, что для заключения договора о возмещении стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений, не вошедших в акт самовольного сноса от 16.10.2013, но предполагаемых к сносу, общество может обратиться в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" и Комитет экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" с заявлением, оформленным в установленном порядке (т.1, л.д. 24, 25).
Невнесение ответчиком оплаты за уничтоженные зеленые насаждения в размере компенсационной стоимости послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Правоотношения, возникающие в сфере охраны озелененных территорий Республики Марий Эл, урегулированы Положением об использовании и охране зеленых насаждений на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденным решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22.06.2011 N 279-V (далее - Положение) и опубликованным в официальном печатном издании - газете "Йошкар-Ола" 28.06.2011.
В пункте 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 указанного Закона).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также их размер.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда необходимо в совокупности доказать наличие таких условий как наступление вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями.
В силу статьи 4 Положения вырубка деревьев, кустарников и уничтожение (повреждение) естественной и искусственной травянистой растительности при выполнении требований настоящего Положения могут быть разрешены в случаях: реализации проектов строительства объектов капитального строительства и размещения временных построек; проведения реконструкции зеленых насаждений; восстановления по заключению органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл нормативного светового режима в жилых помещениях и помещениях общественных зданий; ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций; произрастания древесных растений в охранных зонах существующих инженерных сетей и коммуникаций.
При реализации проектов строительства объектов капитального строительства разрешается производить снос зеленых насаждений на основании акта осмотра зеленых насаждений, попадающих под снос, составленного комиссией по осмотру зеленых насаждений, утвержденной постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", после заключения договора о возмещении стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений в соответствии со статьей 13 Положения.
Во всех случаях уничтожение и повреждение городских зеленых насаждений разрешается производить по согласованию со специально уполномоченным органом по охране зеленых насаждений после возмещения компенсационной стоимости в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Положения.
В силу статьи 13 Положения возмещение стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений в денежной или натуральной форме осуществляется на основании договора о возмещении стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений, заключаемого с администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола". В договоре указываются зеленые насаждения, подпадающие под снос, а также повреждаемые зеленые насаждения, размер компенсационной стоимости зеленых насаждений, способ возмещения стоимости зеленых насаждений, срок, в течение которого производится возмещение стоимости поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений в натуральной или денежной форме. Заключение договора осуществляется: 1) при правомерной вырубке деревьев и кустарников, замене травянистой растительности твердыми покрытиями - до начала рубки и сноса травянистой растительности; 2) при предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, для целей строительства - до начала проведения строительных работ, работ по размещению временных построек.
Оплата за уничтожаемые и повреждаемые зеленые насаждения производится лицом, получающим специальное разрешение, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности факта уничтожения ответчиком зеленых насаждений без необходимого разрешения.
Данный факт подтвержден актами обследования зеленых насаждений от 10.04.2013, от 20.06.2013 и актом самовольного сноса зеленых насаждений от 16.10.2013 (т.1, л.д. 18, 23, 123).
При этом судом установлено, что акт самовольного сноса зеленых насаждений от 16.10.2013 составлен должностными лицами уполномоченных органов по охране зеленых насаждений, имеющих право в пределах своей компетенции составлять акты самовольного сноса зеленых насаждений.
Подписанный сторонами договор о возмещении стоимости зеленых насаждений в материалах дела отсутствует.
По правилам статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, согласно пункту 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, осуществляется добровольно или по решению суда.
Согласно статье 11 Положения натуральной формой возмещения стоимости поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений является проведение компенсационного озеленения. Возмещение стоимости поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений в натуральной форме осуществляется в сроки, установленные договором о возмещении стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений, путем проведения специализированными организациями работ по озеленению в соответствии с проектной документацией. Возмещение стоимости поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений в натуральной форме может быть произведено лицом самостоятельно с разрешения специально уполномоченного органа по охране зеленых насаждений. Стоимость поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений считается возмещенной в натуральной форме после приемки проведенных работ специально уполномоченным органом по охране зеленых насаждений.
В соответствии со статьей 5 Положения места для компенсационного озеленения определяются администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола".
Следовательно, возмещение стоимости уничтоженных зеленых насаждений в натуральной форме возможно только на основании договора в местах, специально определенных органом местного самоуправления.
Доказательств выполнения обществом указанных требований не представлено.
Согласно статье 9 Положения стоимость повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений подлежит возмещению, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 Положения. Размер возмещения определяется исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений. Определение размера возмещения, причиненного повреждением или уничтожением зеленых насаждений, проводится при повреждении или уничтожении зеленых насаждений, в том числе самовольном; при правомерной вырубке деревьев и кустарников, замене травянистой растительности твердыми покрытиями; при предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена, для целей строительства либо размещения временных объектов; при реализации проектов строительства; при разработке разделов оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) в проектах, затрагивающих озелененные территории и зеленые насаждения.
В случаях самовольного сноса зеленых насаждений возмещение стоимости поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений должно осуществляться в течение месяца с момента направления лицу, осуществившему снос, специально уполномоченным органом по охране зеленых насаждений уведомления о размере компенсационной стоимости (статья 10 Положения).
Такое уведомление направлено ответчику по юридическому адресу и получено им, что подтверждается почтовым уведомлением (т.1, л.д. 26, 27).
Доказательств того, что уведомление получено неуполномоченным на то лицом, ответчиком не представлено.
Размер компенсационной стоимости зеленых насаждений определяется на основании рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком, привлеченным муниципальным образованием "Город Йошкар-Ола" в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (статья 15 Положения).
В силу статьи 15 Положения к величине компенсационной стоимости, указанной оценщиком при определении размера компенсационной стоимости зеленых насаждений, подлежит применению коэффициент 5 за незаконное (самовольное) повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Согласно заключению эксперта от 06.03.2015 по результатам проведенной в суде первой инстанции экспертизы видно, что рыночная стоимость зеленых насаждений, указанных в акте самовольного сноса зеленых насаждений от 16.10.2013, на земельном участке, расположенном по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, микрорайон "Мирный", поз.7 (I этап строительства), составляет 222 308 руб. (т.3, л.д. 80-108).
На основании правил для определения размера компенсационной стоимости, установленных в Положении, стоимость компенсации составляет 1 111 540 руб. (222 308 руб. х 5).
При этом ссылка ответчика на необходимость применения коэффициента 0,1 правомерно отклонена судом, поскольку по смыслу статей 4, 9, 13 Положения он подлежит применению только при правомерном сносе зеленых насаждений, выражающемся в заключении соответствующего договора и получении необходимого разрешения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.05.2015 по делу N А38-2300/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтандартСтрой Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
М.А. Максимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2300/2014
Истец: МО Город Йошкар-Ола в лице администрации МО Город Йошкар-Ола
Ответчик: ООО СтандартСтрой Сервис