г. Саратов |
|
23 сентября 2015 г. |
Дело N А12-35375/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Жевак И.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Спиридоновой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев апелляционные жалобы комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области и индивидуального предпринимателя Маркаряна Армена Грантовича
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 2 февраля 2015 года, по делу N А12-35375/2014, принятые судьёй Чуриковой Н.В.,
по исковому заявлению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540) к индивидуальному предпринимателю Маркаряну Армену Грантовичу (ОГРН 304344332100208, ИНН 344400209030), о взыскании денежных средств в размере 1 411 676 рублей 21 копейки,
по встречному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Маркаряна Армена Грантовича (ОГРН 304344332100208, ИНН 344400209030) к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540), департаменту финансов администрации Волгограда (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675), министерству финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922) о взыскании денежных средств в размере 1 295 422 рублей 24 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, именуемое ныне комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее по тексту - истец, комитет) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Маркаряну Армену Грантовичу (далее по тексту - ответчик, предприниматель, ИП Маркарян А.Г.) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 02.04.2010 N 9112 по оплате арендных платежей за период с 01.06.2014 по 31.12.2014 в размере 558 962 рублей 55 копеек, пени за период с 11.04.2011 по 31.12.2014 в сумме 61 194 рублей 54 копеек (лист дела 13 тома 2).
ИП Маркарян А.Г., в свою очередь, обратился с встречным иском, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с департамента финансов администрации Волгограда и министерства финансов Волгоградской области переплаты по вышеуказанному договору в размере 950 234 рублей 78 копеек, из которых: 823 339 рублей 33 копейки - неосновательное обогащение за период 2012 - 2014 года, 126 895 рублей 45 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2013 по 23.01.2015 (листы дела 15-24 тома 2).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 2 февраля 2015 года, с учётом определения от 2 февраля 2015 года об исправлении опечатки:
По первоначальному иску:
с ИП Маркаряна А.Г. в пользу министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области взыскано 486 986 рублей 95 копеек, из которых: 435 645 рублей 97 копеек долга и 51 340 рублей 98 копеек - пени;
- в удовлетворении остальной части иска министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказано;
По встречному иску:
- с министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области за счет казны Волгоградской области в пользу ИП Маркаряна А.Г. взыскано 146 609 рублей 48 копеек, из которых: 134 027 рублей 54 копейки - неосновательное обогащение и 12 581 рублей 94 копейки - проценты за пользование чужими денежными средствами;
- в удовлетворении остальной части иска ИП Маркаряну А.Г. отказано;
В результате зачёта первоначальных и встречных исковых требований:
- с ИП Маркаряна А.Г. в пользу министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области взыскано 340 377 рублей 47 копеек из которых: 301 618 рублей 43 копейки - основной долг и 38 759 рублей 04 копейки - пени.
- с ИП Маркаряна А.Г. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 30 705 рублей 16 копеек.
Истец и ответчик, не согласившись с данным решением, обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили, его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначального и встречного исков, соответственно.
Стороны, в нарушение требований статьи 262 АПК РФ и определений Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта и 15 июля 2015 года, отзывы на апелляционные жалобы не представили, в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 02.04.2010, между администрацией г. Волгограда (арендодатель) и ИП Маркарян А.Г. (арендатор) подписан договор N 9112, по условиям которого истец предоставляет, а ответчик принимает в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 34:34:030054:2, общей площадью 7878 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Лесогорская, д.74, для строительства капитального объекта-гостиницы, кафе, автомойки, магазина автозапчастей, стоянки легкового автотранспорта.
В настоящее время арендодателем по названному договору выступает министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее по тексту - министерство).
В соответствии с пунктом 6.2 дополнительного соглашения от 10.01.2014 N 1 к договору, размер пени составил 1/300 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.
По условиям договора размер арендной платы в 2012 году составил 1 280 245 рублей 41 копейку, из расчёта:
А (1 280 245,41 рублей) = КСЗУ (75 597 603,12 рублей) х Кви (0,015) х Кдп (1) х Ккан (1) х Ки (1,129) где;
А (1 280 245,41 рублей) - годовой размер арендной платы,
КСЗУ (75 597 603,12 рублей) - кадастровая стоимость земельного участка;
Кви (0,015) - коэффициент вида функционального использования земельного участка;
Кдп (1) - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объекта;
Ккан (1) - коэффициент категории арендатора;
Ки (1,129) - коэффициент инфляции.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" изменена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая составила 92 634 487 рублей 14 копеек.
Арендная плата за 2013 составила 1 568 765 рублей 04 копейки, из расчёта:
А (1 568 765,04 рублей) = КСЗУ (92 634 487,14 рублей) х Кви (0,015) х Кдп (1) х Ккан (1) х Ки (1,129).
За период с 01.01.2014 по 16.06.2014 расчёт годовой арендной платы за земельный участок в размере 1 646 578 рублей 01 копейки произведён арендодателем по указанной выше формуле с применением коэффициента индексации (Ки) равного 1,185.
За период с 17.07.2014 по 31.12.2014, с учётом установленной решением арбитражного суда Волгоградской области от 16.06.2014 по делу N А12-6366/2014 вступившим в законную силу 16.07.2014, кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 27 817 218 рублей, годовой размер арендной платы за период с 17.07.2014 по 31.12.2014 в сумме 988 902 рублей 10 копеек, произведён арендодателем из расчёта: А (988 902,10 рублей) = КСЗУ (27 817 218 рублей) х Кви (0,015) х Кдп (1) х Ккан (1) х Ки (1,185) х 2.
Неисполнение арендатором обязательств по внесению арендной платы за период с 01.06.2014 по 31.12.2014 послужило основанием обращения арендодателя в арбитражный суд с первоначальным иском.
Арендатор, в свою очередь, полагая неверным произведённый арендодателем расчёт арендной платы за период с 2012 по 2014 год, в виду неправомерного применения коэффициента индексации в размере 1,129 и коэффициента вида функционального использования - 0,015, обратился с встречным исковым заявлением о взыскании возникшей переплаты по спорному договору.
Арбитражный суд Волгоградской области, руководствуясь положениями статей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), применив по заявлению ответчика, на основании положений статей 196, 199, 200 ГК РФ срок исковой давности к заявленным министерством требованиям о взыскании пени за период ранее 01.10.2011, в виду подачи им иска - 01.10.2014, пришёл к выводу об удовлетворении первоначального иска в части взыскания с предпринимателя задолженности в пользу министерства в размере 486 986 рублей 95 копеек, из которых: 435 645 рублей 97 копеек - задолженность по арендной плате за период с 01.06.2014 по 31.12.2014 и 51 340 рублей 98 копеек - пени за период с 01.10.2011 по 31.12.2014, встречного иска в части взыскания с министерства в пользу предпринимателя 146 609 рублей 48 копеек, из которых: 134 027 рублей 54 копейки - неосновательное обогащение и 12 581 рубль 94 копейки - проценты за период с 01.01.2013 по 23.01.2015.
При этом, арбитражный суд первой инстанции, на основании пункта 9 Постановления N 582, исключил из расчёта арендной платы на 2013 год коэффициент индексации, равный 1,129, а также повышающий коэффициент - 2 за нарушение трёхлетнего срока с даты заключения договора аренды земельного участка, отведённого для строительства объекта, установленный пунктом 1 постановления правительства Волгоградской области от 18.09.2012 N 380-п "О внесении изменения в постановление администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" (далее по тексту - постановления N 380-п, 469-п).
Министерство, обжалуя постановленный судебный акт, указывает на неправомерность исключения арбитражным судом первой инстанции вышеуказанных коэффициентов из расчёта размера арендной платы, в виду неправомерного применения к спорным правоотношениям положений Постановления N 582, представив в обоснование указанных доводов в апелляционную инстанцию уточнённый расчёт задолженности по арендной плате за период с апреля 2011 года по декабрь 2014 года в сумме 2 806 149 рублей 48 копеек и неустойки за период с 10.04.2011 по 31.12.2014 в размере 55 608 рублей 27 копеек (лист дела 34 тома 3) с учётом применения оспариваемых коэффициентов арендной платы.
Судебная коллегия полагает данные доводы жалобы обоснованными, выводы арбитражного суда первой инстанции в указанной части, постановленными при неправильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения, на основании следующего.
Из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 137-ФЗ) следует, что установление порядка определения размера арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утверждённых этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом, утверждённые этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Изложенные подходы к толкованию приведённых правовых норм следуют из определений Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4, от 13 мая 2015 года N 306-ЭС14-6558.
В этой связи, при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующими региональными нормативными актами, принятыми в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и регулирующими соответствующие земельные отношения, которые в установленном законом порядке не признаны противоречащими действующему законодательству.
Учитывая, что в соответствии с Порядком расчёта арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утверждённым постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п (пункт 2.1.1) коэффициент индексации включён в формулу расчёта арендной платы и ежегодно устанавливается постановлением губернатора Волгоградской области в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (пункт 1.5), постановлением губернатора Волгоградской области от 14.05.2013 N 424 установлено значение данного коэффициента на 2013 год, равное 1,129, в связи с чем, оснований для неприменения его при расчёте арендной платы у арбитражного суда первой инстанции не имелось.
С учётом указанных выводов, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы предпринимателя о неправомерности применения арендодателем при расчёте размера арендной платы на 2013 год коэффициента индексации, как основанные на неправильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Также, арбитражный суд первой инстанции, указав, что постановление правительства Волгоградской области от 18.09.2012 N 380-п, вводящее коэффициент 2 в формулу определения арендной платы, было принято 18.09.2012 и согласно статье 4 ГК РФ распространяется на отношения, возникшие после даты вступления его в силу, сделал вывод, что он не применяется к спорному договору, заключённому до издания этого акта, поскольку введение данного коэффициента изменяет методику исчисления арендной платы.
Судебная коллегия считает ошибочным данный вывод арбитражного суда первой инстанции, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 137-ФЗ) закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, установлен постановлением N 469-п, в котором пунктом 2.1.5 установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, за исключением земельных участков, указанных в абзаце первом подпункта 2.1.4, увеличивается в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Из пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) следует, что к договору аренды, заключённому после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать её внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Учитывая, что спорный договор аренды от 02.04.2010 заключён после введения в действие Земельного кодекса, размер арендной платы определён не по результатам торгов, к нему должна применяться регулируемая арендная плата и изменение методики её определения путём введения постановлением правительства Волгоградской области от 18.09.2012 N 380-п коэффициента 2 подлежит применению с момента вступления в силу этого нормативного правового акта и не требует дополнительного изменения договора.
При этом, иное толкование применения пункта 2.1.5 постановления N 469-п не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному в Постановлении N 582, поскольку приведёт к созданию дискриминационных условий исходя из того, что арендаторы, заключившие договор после вступления в силу пункта 2.1.5 и не обеспечившие ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в течение трёх лет оказались бы в неравном положении по сравнению с арендаторами, заключившими договор аренды ранее и не исполнившими соответствующей обязанности, в то время как порядок расчёта платы является одинаковым для всех категорий лиц.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 по делу N 306-ЭС14-6558.
С учётом вышеуказанного, повышающий коэффициент - 2, установленный пунктом 1 постановления N 380-п и подлежащий применению по истечении трёх лет с даты заключения спорного договора аренды земельного участка - 02.04.2013, также необоснованно исключён арбитражным судом первой инстанции из расчёта размера арендной платы за период с 02.04.2013.
При этом, оспариваемый ответчиком в апелляционной жалобе коэффициент вида функционального использования земельного участка в размере 0,015, который, по его мнению, должен составлять 0,007, в виду его предоставления для стоянки легкового транспорта, что соответствует налоговой ставке установленного "Положением о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда", принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.11.2005 N 24/464, правомерно применён арбитражным судом первой инстанции при расчёте размера арендной платы по следующим основаниям.
В спорный период значение коэффициента вида функционального использования земельного участка (Кви) определялось Постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", в котором установлено, что: "Для земельных участков из категории земель населённых пунктов, находящихся на территории городского округа город-герой Волгоград, значение Кви определяется в соответствии с подпунктом 2.1.3 Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области".
Согласно пункту 2.1.3: "Для земельных участков из категории земель населённых пунктов, находящихся на территории городского округа город-герой Волгоград, значение Кви принимается равным ставке земельного налога для соответствующего земельного участка, установленной представительным органом местного самоуправления на соответствующий год".
Спорный земельный участок предоставлен предпринимателю в аренду для строительства капитального объекта-гостиницы, кафе, автомойки, магазина автозапчастей, стоянки легкового автотранспорта, т.е, с разным видом разрешённого использования.
Пунктом 1.1 "Положения о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда", принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.11.2005 N 24/464 (в редакции, действующей в исковой период) установлено, что налоговые ставки в отношении прочих земельных участков были установлены в размере 1,5 % от кадастровой стоимости.
Поскольку указанный земельный участок предоставлен не только для размещения автостоянки, а с разным видом его разрешенного использования, арендатором обоснованно применен Кви со значением 0,015, что соответствует прочим земельным участкам.
На основании вышеизложенных выводов, судебная коллегия соглашается с представленным истцом в апелляционную инстанцию уточнённым расчётом размера арендной платы, начисленной за период с апреля 2011 года по декабрь 2014 года в сумме 7 172 420 рублей 54 копеек, произведённым им с учётом применения оспариваемых: коэффициента индексации на 2013 год - 1,129 и повышающего коэффициента - 2 за нарушение трёхлетнего срока строительства с 02.04.2013 (лист дела 34 тома 3).
При этом, поскольку платёжных документов свидетельствующих об отнесении арендных платежей к назначению того или иного периода, сторонами представлено не было, суд исходит из расчёта задолженности по договору представленного министерством, который отражает поступление денежных средств с указанием даты их внесения, согласно которому, арендатором за период с 10.04.2011 по 31.12.2014 оплачено 4 366 271 рубль 06 копеек, что не оспорено ответчиком.
Таким образом, у арендатора за период с 10.04.2011 по 31.12.2014 имеется задолженность по внесению арендных платежей в размере 2 806 149 рублей 48 копеек, исходя из следующего расчёта: 7 172 420, 54 рубля (начислено) - 4 366 271, 06 рублей (оплачено).
При этом, принимая во внимание заявленный министерством период взыскания с 01.06.2014 по 31.12.2014 размер арендной платы, подлежащей оплате арендатором за указанный период, составляет 874 039 рублей 12 копеек, включая: 137 214, 83 рублей (июнь) + 93 783,48 рублей (73 181,28 рублей + 20 602,20 рублей (июль) + 41 204,25 рублей (август) + 41 204,25 рублей (сентябрь) + 41 204,25 рублей (октябрь) + 41 204,25 рублей (ноябрь) + 41 204,25 рублей (декабрь) = 437 019,56 рубля *2.
Вместе с тем, исходя из размера заявленных министерством первоначальных требований, с ИП Маркарян А.Г. подлежит взысканию задолженность по оплате арендных платежей за период с 01.06.2014 по 31.12.2014 в размере 558 962 рублей 55 копеек и пени, с учётом применения срока исковой давности до 01.10.2011, за период 01.10.2011 по 31.12.2014 в сумме 55 513 рублей 77 копеек, исходя из следующего расчёта министерства:
- за 2011 год (с 01.10.2011 по 31.12.2011) в размере 2 267,93 рублей;
- за 2012 год в размере 16 271,71 рубль;
- за 2013 в сумме 25240,13 рублей,
- за 2014 год в сумме 11734 рубля.
С учётом установленного размера задолженности арендатора по оплате арендных платежей за период с 10.04.2011 по 31.12.2014 в размере 2 806 149 рублей 48 копеек, встречные исковые требования ИП Маркарян А.Г. о взыскании неосновательного обогащения за период 2012 - 2014 года в размере 823 339 рублей 33 копейки, составляющего переплату по арендным платежам за данный период и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2013 по 23.01.2015 в сумме 126 895 рублей 45 копеек, неправомерно удовлетворены арбитражным судом первой инстанции, как несоответствующие материалам и обстоятельствам дела.
Довод жалобы ответчика о неправомерном непринятии арбитражным судом первой инстанции уточнений первоначальных исковых требований, в виду их уменьшения, также не принимается апелляционным судом, на основании следующего.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами либо неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечёт для этих лиц предусмотренные Кодексом неблагоприятные последствия.
Арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам (часть 5 статьи 159 Кодекса).
В рассматриваемом случае не принятие арбитражным судом первой инстанции уточнения иска министерства не привело и не могло привести к принятию неправильного решения по существу спора.
Основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке, в соответствии со статьёй 270 АПК РФ, является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
В рассматриваемом случае апелляционный суд приходит к выводу о том, что арбитражным судом первой инстанции применены нормы права, не подлежащие применению, вследствие чего обжалуемый судебный акт подлежит изменению, апелляционная жалоба комитета - удовлетворению, ИП Маркаряна А.Г. - оставлению без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины, распределены судебной коллегией в соответствии со статьёй 110 АПК РФ и отнесены на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворённых требований.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 2 февраля 2015 года по делу N А12-35375/2014 изменить, изложив в следующей редакции:
"По первоначальному иску:
Взыскать с индивидуального предпринимателя Маркаряна Армена Грантовича (ОГРН 304344332100208, ИНН 344400209030) в пользу министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540) задолженность по оплате арендных платежей за период с 01.06.2014 по 31.12.2014 в размере 558 962 рублей 55 копеек, пени за период с 11.04.2011 по 31.12.2014 в сумме 55 513 рублей 77 копеек, в удовлетворении остальной части иска отказать.
В удовлетворении встречного иска индивидуальному предпринимателю Маркаряну Армену Грантовичу - отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Маркаряна Армена Грантовича (ОГРН 304344332100208, ИНН 344400209030) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела:
- в суде первой инстанции в сумме 15 290 рублей,
- в суде апелляционной инстанции в размере 3 000 рублей.
Апелляционные жалобы: комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - удовлетворить, индивидуального предпринимателя Маркаряна Армена Грантовича - оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-35375/2014
Истец: Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Ответчик: Департамент финансов администрации Волгограда, ИП Маркарян А. Г., Министерство финансов Волгоградской области
Третье лицо: Департамент финансов администрации Волгограда, Министерство финансов Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7157/15
02.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25186/15
17.03.2015 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2376/15
02.02.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-35375/14