г. Москва |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А40-2583/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу, Управление Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2015 по делу N А40-2583/15, принятое судьей Беловой А.Р. (шифр судьи 85-15)
по заявлению ООО "Вортекс плюс" (142167, г. Москва, по. Рогово, ул. Зеленая, д. 2 а)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по городу Москве от 10.10.2014 N 22/038/2014-434,435,436,437,438,439,440 в государственной регистрации права в отношении недвижимого имущества ООО "Вортекс плюс", нежилых зданий: кадастровый номер 77:22:0020226:80, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 199; кадастровый номер 77:22:0020226:79, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197А; кадастровый номер 77:22:0020226:81, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195А; кадастровый номер 77:22:0020302:18, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 191; кадастровый номер 77:22:0020226:78, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 193; кадастровый номер 77:22:0020226:779, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195; кадастровый номер 77:22:0020226:76, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по городу Москве зарегистрировать право собственности на нежилые помещения кадастровый номер 77:22:0020226:80, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 199; кадастровый номер 77:22:0020226:79, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197А; кадастровый номер 77:22:0020226:81, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195А; кадастровый номер 77:22:0020302:18, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 191; кадастровый номер 77:22:0020226:78, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 193; кадастровый номер 77:22:0020226:779, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195; кадастровый номер 77:22:0020226:76, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197,
при участии:
от заявителя: |
Ромашкина М.А. по доверенности от 26.12.2014; |
от ответчика: |
Обижаева О.А. по доверенности от 30.12.2014 N 26023/2014; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Вортекс плюс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по городу Москве (далее-ответчик) от 10.10.2014 N 22/038/2014-434,435,436,437,438,439,440 в государственной регистрации права в отношении недвижимого имущества ООО "Вортекс плюс", нежилых зданий: кадастровый номер 77:22:0020226:80, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 199; кадастровый номер 77:22:0020226:79, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197А; кадастровый номер 77:22:0020226:81, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195А; кадастровый номер 77:22:0020302:18, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 191; кадастровый номер 77:22:0020226:78, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 193; кадастровый номер 77:22:0020226:779, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195; кадастровый номер 77:22:0020226:76, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по городу Москве зарегистрировать право собственности на нежилые помещения кадастровый номер 77:22:0020226:80, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 199; кадастровый номер 77:22:0020226:79, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197А; кадастровый номер 77:22:0020226:81, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195А; кадастровый номер 77:22:0020302:18, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 191; кадастровый номер 77:22:0020226:78, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 193; кадастровый номер 77:22:0020226:779, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195; кадастровый номер 77:22:0020226:76, расположенного по адресу Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197.
Решением суда от 14.07.2015 заявленные требования - удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 28.08.2014 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества (нежилые здания): кадастровый номер 77:22:0020226:80, расположенного по адресу: Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 199; кадастровый номер 77:22:0020226:79, расположенного по адресу: Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197А; кадастровый номер 77:22:0020226:81, расположенного по адресу: Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195А; кадастровый номер 77:22:0020302:18, расположенного по адресу: Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 191; кадастровый номер 77:22:0020226:78, расположенного по адресу: Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 193; кадастровый номер 77:22:0020226:77, расположенного по адресу: Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 195; кадастровый номер 77:22:0020226:76, расположенного по адресу: Москва, поселение Щаповское, с. Ознобишино, д. 197, что подтверждается соответствующими расписками.
В качестве оснований для регистрации права собственности на указанные объекты заявителем были представлены, в том числе, разрешение на строительство от 26.05.2012, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU 77247000-004817 от 22.03.2012, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU 77247000-004865 от 26.04.2013, распоряжения Префектуры Троицкого и Новомосковского Административных округов города Москвы об утверждении адреса объекта недвижимости, письма Мосгорстройнадзора от 12.02.2014 N 09-981/14-(1)-1 и от 21.05.2014 N 09981/14(4)-1.
На уведомления от 12.09.2014 N 22/038/2014-434,435,436,437,438,439,440 о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости, расположенных по вышеуказанным адресам, заявитель представил в государственный орган возражения от 07.10.2014, которым разъяснил вопросы Управления, из-за которых произошло приостановление государственной регистрации.
Одновременно с подачей данного письма, заявитель приложил надлежащим образом заверенные копии распоряжений об утверждении адреса объектам и выписки из ЕГРЮЛ.
Уведомлением от 10.10.2014 за N 22/038/2014-434,435,436,437,438,439,440 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении спорных объектов недвижимости, сославшись на абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
В соответствии с названной нормой права, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В качестве обоснования отказа в государственной регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество, Управление ссылается на то, что представленные в качестве основания для проведения регистрационных действий разрешения на ввод объектов в эксплуатацию не соответствуют требованиям, предъявляемым к таким документам.
Так, указывает Управление, согласно данным разрешениям введены в эксплуатацию здания по адресу: Москва, п. Рогово, ул. Зеленая, д. 2а, корпуса 1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, тогда как на кадастровый учет поставлены иные объекты недвижимого имущества по адресам: Москва, п. Щаповское, с. Ознобишино, дома 197А, 195А, 199, 191, 193, 195, 197.
Кроме того, государственный регистратор отказал по причине не представления заявителем документов, подтверждающих, что спорные объекты введены в эксплуатацию данными разрешениями с учетом их размещения на земельном участке, часть которого площадью 10 791 кв.м является прибрежной защитной полосой и водоохранной зоной пруда и ручья б/н, с учетом требований водного и земельного законодательства.
Данный довод указан Управлением со ссылкой вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Московской области от 25.04.2012 по делу N А41-4613/12.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
При этом, пунктом п. 2 ст. 17 Закона о регистрации установлено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Вортекс плюс" на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0000000:409, расположенном по адресу: Московская область, Подольский район, сельское поселение Щаповское, с. Ознобишино, осуществил строительство магазинов и зон отдыха.
Материалам дела установлено, что по итогам строительства Мосгосстройнадзором выданы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22.03.2013 N RU 77247000-004817 и от 26.04.2013 N RU 77247000-004865, согласно которым введены в эксплуатацию магазин и зоны отдыха, расположенные по адресу: г. Москва, п. Рогово, ул. Зеленая, д. 2а, корпуса 1,2,3,9,11,12,13, строительный адрес: Москва, ТАО, п. Щаповское, пос. Ознобишино.
Письмами от 12.02.2014 N 09-981/14-1 и от 21.05.2014 N 09-981/14-(4)-1 Мосгосстройнадзор разъяснил, что в связи с технической ошибкой в графе почтового адреса объекта следует вместо "142167, г. Москва, п. Рогово, ул. Зеленая, д. 2а" читать: "Москва, ТАО, п. Щаповское, пос. Ознобишино", в строке "строительный адрес" вместо "Москва, ТАО, п. Щаповское, пос. Ознобишино" читать: "Москва, ТАО, п. Щаповское, село Ознобишино".
При этом, Мосгосстройнадзор указал, что поскольку внести изменения не представляется возможным, он подтверждает настоящими письмами соответствие адреса: Москва, ТАО, поселение Щаповское, село Ознобишино.
Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы распоряжениями от 23.07.2014 N 570-РП, 571-РП, 569-РП, от 29.07.2013 N 538-РП, N 537-РП, 539-РП, от 06.08.2013 N 601-РП утвердила адрес объектов недвижимости: г. Москва, п. Щаповское, с. Ознобишино, 199, 195, 191, 193, 195А, 197А, 197.
Отказывая в осуществлении государственной регистрации, Управление Росреестра по Москве одной из причин указал наличие сомнений в подлинности правоустанавливающих документов и не поступление ответов на поданные в Департамент городского имущества города Москвы запросы от 12.09.2014 и 24.09.2014.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод в эксплуатацию" утверждена форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в котором указывается строительный адрес объекта в соответствии с проектной документацией.
На основании п. 5.2 распоряжения мэра Москвы от 03.02.1998 N 98-РМ "О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости города Москвы" после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию адрес утверждается (присваивается) в соответствии с распорядительным документов Правительства Москвы (префекта административного округа) с обязательным приложением графического ситуационного плана в М 1:2000, с указанием на нем адреса установленной структуры, содержащего основные реквизиты, и кадастрового номера земельного участка (владения).
Такие распоряжения заявителем при обращении за государственной регистрацией были представлены ответчику.
В соответствии с п. 5.13.4 постановления Правительства Москвы от 17.04.2012 N 145-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы "Выдача разрешения на строительство" и "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" позволяет исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
При этом, данный перечень не содержит подробного описания способов исправления таких технических ошибок.
Мосгосстройнадзор в своих письмах от 12.02.2014 N 09-981/14-1 и от 21.05.2014 N 09-981/14-(4)-1 указал, что внести изменения не представляется возможным, письмами он подтвердил соответствие адреса: Москва, ТАО, поселение Щаповское, село Ознобишино.
Также подлежит отклонению довод ответчика о прибрежной зоне земельного участка со ссылкой на решение Арбитражного суда Московской области от 25.04.2012 по делу N А41-4613/12, в силу следующего.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 25.04.2012 по делу N А41-4613/12 ООО "Вортекс плюс" отказано в удовлетворении требований к Администрации Подольского муниципального района Московской области о признании незаконным отказав предоставлении в собственность земельного участка. В тексте данного судебного акта указана прибрежная защитная зона пруда.
Вместе с тем, данный судебный акт не играет, какой бы то ни было роли для осуществления регистрации права собственности спорных объектов недвижимости, поскольку актом обследования водного объекта Федеральным агентством водных ресурсов от 27.06.2012 N 539-юх водоохранная зона была снята, в связи с заключением ручья в коллектор.
Таким образом, представленные заявителем на регистрацию разрешения на ввод объектов в эксплуатацию соответствует требованиям ст. 18 Закона о регистрации.
Так, п.п. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом, частью 3 названной нормой права регламентирован перечень необходимых документов для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, Мосгосстройнадзор, выдав заявителю разрешения на ввод в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, подтвердил отсутствие каких бы то ни было нарушений в части соблюдения границ обременений.
Таким образом, при обращении за государственной регистрацией права собственности на спорный объект заявителем в регистрирующий орган были представлены все достаточные и необходимые для такой регистрации документы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.07.2015 по делу N А40-2583/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2583/2015
Истец: ООО "Вортекс плюс"
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ